Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
консультация на тему

Загородних Наталия Анатольевна

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:

- создание развивающей среды;

- пробуждение, поддержание любознательности, развитие разных видов активности;

- формирование мотивации;

- создание атмосферы сотрудничества;

- осуществление индивидуального подхода в работе с детьми.

 

Что помогало реализовать эти условия?

 

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Век «картинок» должен уходить в прошлое. Современным детям нужно новое, яркое, динамичное. И это – информационные коммуникативные технологии (ИКТ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Предлагаемая модель образовательной технологии педагогического проектирования актуальна для дошкольного образования.

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР  познавательно - творческий, длительный (в течение года), групповой.

Актуальность вытекает из самого определения -

задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные когнитивные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Когнитивные функции развивают в НОД воспитатели группы, на коррекционно-развивающих занятиях в ДОУ учитель-дефектолог. Совместная работа педагогов с детьми данной категории позволяет достичь более высоких результатов в коррекции нарушений у детей.

Мы выделили точки соприкосновения в работе по развитию психических процессов:

- проведение и обсуждение результатов диагностики;

- коррекционно-развивающие занятия, досуги (используются приёмы по активизации психических процессов);

- консультации, интерактивные лекции, проведение открытых мероприятий, разработка материалов по теме для информационного стенда для родителей.

Цель проекта (! 2):

стимулирование познавательной активности детей через совершенствование процесса коррекционно-развивающей образовательной работы по развитию психических процессов.

Развитие речи через стимуляцию прочих познавательных процессов (Д.Б. Эльконин).

Так как, развитие высших психических функций не только основа общего развития ребёнка, но и пусковой момент в коррекции речи (Ф.А. Рау).

Задачи:

- уточнить, апробировать диагностику уровня развития ВПФ детей с ОВЗ;

- подобрать стимулирующий, дидактический, развивающий материал, разработать конспекты, сценарии досугов с использованием ИКТ;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить компетентность родителей.

Методическая основа проекта:

исследования Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна доказали, что условием полноценного развития ребёнка является наличие определённых природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревания создаёт лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определённой социальной среды и воспитания.

Без специальных комплексных воздействий развитие ВПФ у детей с ОВЗ может не перерасти в адекватную деятельность.

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:

- создание развивающей среды;

- пробуждение, поддержание любознательности, развитие разных видов активности;

- формирование мотивации;

- создание атмосферы сотрудничества;

- осуществление индивидуального подхода в работе с детьми.

Что помогало реализовать эти условия?

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Век «картинок» должен уходить в прошлое. Современным детям нужно новое, яркое, динамичное. И это – информационные коммуникативные технологии (ИКТ).

Вам будут представленны некоторые виды работ с ИКТ, помогающие педагогам группы оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска ещё более эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого многими специалистами стали использоваться информационно – коммуникационные средства обучения. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Компьютер может, конечно, стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования  детей.

Конечно, в настоящее время в работе учителя – дефектолога является актуальным использование информационных компьютерных технологий. Доступ к разнообразным источникам интернета позволяет эффективно повышать свой образовательный уровень, повышать  познавательную активность детей, оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность  коррекционно - педагогической  работы в целом.

Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

-Диагностическое.

-Аналитическое.

-Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

-Организационно-методическое направление.

-Коррекционное.

Другими словами это: диагностика, обмен опытом, работа с родителями, занятия с детьми.

В своей работе  я использую следующие средства ИКТ: магнитофон, телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доску.

Первое направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ в работе по формированию ВПФ:

1)        Диагностическое.

Основная задача: выявление трудностей формирования зун и условий их преодоления. Психолого-педагогический мониторинг интеллектуального развития ребёнка проводился с использованием наиболее широко применяемых и известных диагностических заданий: «Коробка форм (почтовый ящик)», «Доска Сегена», «Пирамидка», «Матрешка», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Классификация по заданному признаку (цвет, форма, величина идр.)», «Последовательные картинки», «Нелепицы» и др. (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.).

Но все мы знаем, что завладеть вниманием ребёнка очень важно и необходимо для объективности результата. Поэтому некоторые задания дети выполняли при помощи упражений на компьюторе.

Решая, заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремился к достижению положительных результатов, подчинял свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств при диагностике помогло повысить уровень самостоятельности, собранности, сосредоточенности, усидчивости.

В 2017 году ДОУ был приобретён диагностический комплект психолога – «базовая» комплектация диагностических методик для исследования возможностей развития детей, авторами которого являются Семаго. В него кроме разнообразных методик входит диск «Интерактивная психология», на котором в помощь работе психологов, учителей-дефектологов при обследовании детей,располагаются сводные таблицы, бланки и методические рекомендации.

Техническим обеспечением для данного вида деятельности являлиются компьютер и принтер.

Microsoft Excel является одной из наиболее популярных программ для работы с электронными таблицами, которые и были подготовлены по результатам мониторинга детей в группе.

2)        Аналитическое направление.

Основная задача: проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие ребёнка и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем воспитанников, который предполагает одной из форм создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ (АОП), нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка.

Техническим обеспечением для данного вида деятельности являлись компьютер с выходом в интернет, принтер. Результатом являются составленные АОП для детей с ОВЗ.

3)        Консультативно-просветительское направление.

Основная задача: оказание помощи педагогам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Результаты диагностики, данные анамнеза помогли определить основные направления работы на длительный промежуток времени (для педагогов и родителей).Так с целью повышение педагогической компетентности родителей по развитию ВПФ в рамках модуля «Образование и воспитание детей с ОВЗ» были проведены:

- интерактивная лекция с элементами диагностики «Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ»,

- лекция с элементами деловой игры «Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ».

Технология создания презентаций в программе Microsoft Point не требовала углубленных знаний и навыков программирования. Мультимедийные презентации позволили представить материал для родителей как систему опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, сосредоточить внимание на особо важных моментах.

Техническим обеспечением для просмотра презентаций являлась интерактивная доска.

 Информационно-просветительская деятельность для педагогов группы это создание информационного стенда, просветительских уголков, где каждый месяц или в связи с необходимостью, менялся материал нужный для более тесного взаимодействия с семьями воспитанников, что повышает эфективность педагогического воздействия на детей. В связи с этим постоянно пополняется текстовая медиатека. Это - консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи  т.п.

Техническим обеспечением для данного вида деятельности являлись компьютер, принтер, сканер.

Многие избегали обращения за консультативной помощью; остаётся проблема и выполнения необходимых рекомендаций. Однако, обновлённые формы консультативно-просветительской работы заинтересовали большинство из родителей.

4)        Организационно-методическое направление.

Это подготовка к консилиумам, МО, ПС. С 2015 года на базе ДОУ №5 функционировала Муниципальная стажировочная площадка, а с 2017 инновационная площадка по «Формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».

Это направление не входит в рамки работы по проекту, но хорошо показывает возможность  использования ИКТ как необходимого условия повышения уровня прфессиональной компетентности педагогов ДОУ.

За этот период для педагогов ДОУ г. Курчатова, родителей были подготовлены несколько презентаций, отражающих теоретические и практические аспекты проводимых семинаров, конференций, мастер-классов.

- «Интерактивные формы – средство по взаимодействию с родителями в вопросах воспитания безопасности дошкольников».

- «Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту»

- «Эмоциональное благополучие ребёнка. Повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка».

- «Безопасность жизни и здоровья детей«Витамины все нужны,витамины все важны!».

- «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок и пословиц».и т.д.

Техническим обеспечением для данного вида деятельности являлись компьютер, телевизор, интерактивная доска.

5)        Коррекционное направление.

При разработки содержания коррекционно-развивающих занятий, досугов, неоспоримыми являлись преимущества использования ИКТ в достижении следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины,

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,

- тренируется эффективность внимания, память,

- активно пополняется словарный запас.

- развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.

Т.е. идёт активное формирование когнитивных функций.

Кроме этого использование ИКТ:

- облегчает подбор иллюстративного материала к НОД,

- создание игр.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Это игры:

• Для развития общей, мелкой моторики рук.

• Игры для обогащения представлений об окружающем.

• Игры для развития познавательной активности и любознательности.

• Игры для развития когнитивных процессов.

• Игры для формирования зрительно-пространственных, отношений.

• Игры для развития сенсорных представлений.

Мною были апробированы в учебном процессе игры, имеющие коррекционную направленность (для развития когнитивных процессов).

Организация занятий с использованием ИКТ имела определённую форму:

1. Подготовительный этап.

Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных игр и упражнений. Проводится  гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе.

2. Основной этап. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.

3. Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать образовательные возможности ребенка, его интересы и склонности.

Применение компьютерных игр позволило максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, сделало коррекционные занятия более эмоционально насыщенными.

Как известно, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. На занятиях с мультимедийной поддержкой могут быть использованы следующие интерактивные материалы: фотографии, видиофрагменты, презентации, подобранные звуковые файлы по темам.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. При просматривании слайдов задействуются различные каналы восприятия - визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить матери, словесные методы сочетаются со зрительными.

Таким образом, следующей составляющей медиатеки кабинета являются самостоятельно созданные мультимедийные проекты, разработаные презентации по различным лексическим темам .Составляющее презентаций направленно на формирование когнитивных функций, развитие речи детей с ОВЗ.

Использование ИКТ должно было органично входить в комплекс коррекционной работы по формированию ВПФ.

В рамках изучаемой лексической темы созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания(зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»); памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения, сериации). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса по изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию. Здесь было важно, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью свои действия, рассуждения, демонстрируемые слайды.

Особая роль ИКТ отводится при проведении утренников. Осенний праздник получился очень увлекательным. Воплощая в жизнь принцип наглядности, дополняя слуховые впечатления и представления детей, в подготовленную презентацию были включенны игры  на формирование мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения.

Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Для наиболее эффективной подачи наглядности в рамках темы «Зимующие птицы» в работе были использованны звуковые файлы (голоса птиц), что способствовало развитию слухового внимания, наилучшему восприятию и запоминанию материала (т.е. формированию когнитивных функций: внимания, восприятия, памяти).

Просмотренный видиоролик «Зимующие птицы», подготовленная презентация с играми для формирования когнитивных функций – «Части тела», «Наложенные изображения», «Чья тень?», «Где птица?», «Узнай птицу по силуэту», «Обобщение», «4 лишний».

познакомили детей с внешним видом, голосами птиц, облегчили процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (после занятия дети живо делились впечатлениями, что позволило сделать вывод об эффективности использования данных мультимидийных средств, которые, несомненно, являются прекрасным наглядным пособием, что делало занятие эмоционально окрашенным, интересным и результативным).

На занятиях по развитию связной речи в презентацию были включены описательные схемы, фотографии, сюжетные картины, серии сюжетных картинок.

Первично, традиционно (поддерживая линию занятия) дети наблюдали за зимующими птицами, была проведена беседа на данную тему.

В дальнейшеи использование ИКТ обеспечивало наглядность с широкими демонстрационными возможностями: Дети составляли описательные рассказы, пересказывали, составляли рассказы по серии сюжетных картинок.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность, воображение.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Это задание можно выполнить разными способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке.Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Одной из форм закрепления изученного материала являлась подборка игр на развитие когнитивных функций. По отзывам родителей эта форма работы очень понравилась детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе ...

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...