Уровневая характеристика сформированности ключевых компетенций у учащихся III ступени
статья на тему

Варакина Елена Николаевна

Материалы для выступления на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

 КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ

Компетентностный подход в образовании ориентирует на получение практических результатов образовательного процесса и основывается на культуре саморазвития учащегося. С точки зрения компетентностного подхода важным становится умение ученика самостоятельно решать проблемы, для чего в процессе обучения и формируются ключевые компетенции. Они позволяют человеку самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, формируют личность, раскрывают её задатки. А учитель должен создавать условия для развития задатков и способностей учеников. В этом случае результатом образования становится выпускник, готовый решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Компетенция включает в себя следующие составляющие:

  1. Когнитивную – знания, опыт;
  2. Функциональную – умения, владение;
  3. Личностную – поведенческие умения в конкретной ситуации;
  4. Этическую – наличие определённых личностных и профессиональных ценностей.

Ключевые компетенции формируются следующими путями:

- освоение новых видов деятельности, затребованных в жизни;

-использование современных технологий;

- увеличение роли самостоятельной работы учащихся;

- увеличение ответственности самих учащихся.

Таким образом, компетентностная модель выпускника III ступени включает в себя:

  1. Компетенции: социальную, коммуникативную, учебно-познавательную, информационную, социально-правовую, здоровьесбережения
  2. Личностные качества: познавательную и творческую активность, ответственность, критическое мышление, умение рефлексировать
  3. Профессиональное самоопределение: готовность к выбору профессии.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

здоровьесбережение

знания по вопросам здоровьесбережения

поверхностные, бессистемные;

- не применяет полученные знания в области здоровьесбережения относительно

своего здоровья, не соблюдает правила

здорового образа жизни, не участвует в

школьных спортивных мероприятиях, не

вовлечен в спортивную деятельность; низкая успеваемость по предмету «Физическая культура»;

– низкая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, несформированность мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.

недостаточная степень глубины и си-

стемности знаний в области здоровьесбережения;

- использует полученные знания в области

здоровьесбережения на практике, но не

всегда придерживается правил здорового

образа жизни, иногда участвует в деятельности школы, ориентированной на здоровьесбережение, вовлечен в спортивную

деятельность; хорошая успеваемость по

предмету «Физическая культура»;

- недостаточно высокая значимость

здоровья в индивидуальной иерархии

ценностей и степень мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.

знания в области здоровьесбережения

глубокие, системные;

- осуществляет нормы здорового образа

жизни на практике, активно участвует во

всех спортивных мероприятиях, занимается спортом, посещает секции; высокая

успеваемость по предмету «Физическая

культура»;

- высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей и степень

мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья.

Социальная компетенция

- знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими поверхностные, бессистемные;

- пассивное участие в работе институтов

самоуправления и общественных организаций, в конкурсах, соревнованиях,

олимпиадах, социальных проектах; есть

нарушения устава школы или правонарушения; не проявляет терпимости к мнению других; не сформированность основных нравственных, этических, правовых и

трудовых представлений норм и правил;

- неспособность учащегося брать на себя

ответственность, эмоциональная нестабильность, не умение контролировать свое

поведение, есть асоциальные поступки.

- недостаточная степень глубины и системности знаний основ социального взаимодействия с обществом, общностью,

коллективом, со сверстниками, со старшими;

- участие в работе институтов самоуправления и общественных организаций, социальных проектах; результаты участия в

конкурсах, соревнованиях, олимпиадах не

высокие; есть незначительные нарушения

устава школы; проявляет терпимость к

мнению других; частичная сформированность основных нравственных, этических,

правовых и трудовых представлений норм

и правил;

- способность учащегося частично брать

на себя ответственность за поступки, контролировать своё поведение, проявляет

активность в общественной и социальной

деятельности школы.

- знания основ социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, со сверстниками, со старшими глубокие, системные;

- активное участие, стремление быть

лидером в работе институтов самоуправления и общественных организаций;

активная внеурочная деятельность, занятость в учреждениях дополнительного

образования, высокая результативность

в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; отсутствие нарушений устава

школы, умеет работать в группе, сформированность основных нравственных,

этических, правовых и трудовых представлений норм и правил;

- способность учащегося брать на себя

ответственность за свои поступки, само-

контроль в своих действиях, стремление к

самоутверждению, самосовершенствованию, мобилен и социально активен.

Социально-правовая компетенция

- знания в области права, правовых понятий и терминов фрагментарны и поверхностны;

- наличие отрицательного социально- правового опыта, склонны к правонарушениям, не умеют работать с правовой

информацией, подбирать и анализировать

правовые документы;

- низкая правовая культура, не в полной

мере осознают и проявляют ответственность за свои поступки.

- знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе,

но не умеют оперировать правовыми понятиями, терминами; объем знаний достаточный;

- терпимо относятся к правонарушениям

окружающих, хотя сами их не совершают,

допускают ошибки при отборе нормативно-правовых актов, способны определить

проблему и пути её решения;

- проявляют среднюю правовую активность, осознают и проявляют ответственность за свои поступки.

- знания в области права, правовых понятий и терминов соответствует программе,

стремятся к их постоянному пополнению

и совершенствованию; объем знаний высокий;

- умение оценивать и анализировать

социально-правовые явления с точки

зрения допустимости личной и общественной значимости, требовательны к правомерному поведению окружающих,

способны самостоятельно проводить поиск и анализ нормативно-правовых документов, определять проблему и пути

её решения;

- высокая правовая активность, ответственны за свои поступки, само-

контроль в своих действиях, активно включены в правовую деятельность,

исследования.

коммуникативная

- знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков

поверхностные, бессистемные;

- не умение планировать коммуникативную деятельность, пассивность, нежелание вступать в коммуникацию, высказывать свою позицию, нетерпимость к

мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на низком уровне;

низкая успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык»; наличие

деструктивных последствий конфликтов в общении;

- не развитость коммуникативных качеств;

слабая способность к самоуправлению

в общении, принятию решения и ответственности.

- недостаточная степень глубины и системности знания о способах коммуникации

(устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков;

- определяет необходимость своего участия в коммуникации, делать выводы, под-

водить итоги, заявлять и отстаивать свою точку зрения; способен к сотрудничеству

и работе в группе; проявляет терпимость

к мнению других; монологическая и диалогическая речь развита на хорошем уровне; хорошая успеваемость по предмету

«Русский язык, иностранный язык»; отсутствие деструктивных последствий конфликтов в общении;

- хорошо развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, принятию решения и ответственности.

знания о способах коммуникации (устная, письменная, продуктивная), специальной терминологии и правил, языков

глубокие, системные;

- самоопределение в коммуникативной

ситуации, умение устанавливать кон-

такт, делать выводы, подводить итоги

обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументировано

отстаивать свою точку зрения; владеет навыком публичных выступлений;

способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим; развитая монологическая и диалогическая речь; высокая

успеваемость по предмету «Русский язык, иностранный язык», высокие

оценки за творческие, исследовательские работы; умение разрешать конфликты в общении;

- высоко развиты коммуникативные качества; способны к самоуправлению в общении, правильно оценить коммуникативную ситуацию и ориентироваться

в ней, способность оптимально строить

свою речь; обладает навыками сотрудничества в различных областях и социальных группах; стремится быть лидером

при командной работе.

информационная

знание основ поисковой познавательной

деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности поверхностные, бессистемные; не способен без помощи учителя искать,

извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию адекватной задаче, допускает ошибки

в подборе, систематизации материала, или

полностью заимствует с литературы, Интернета; слабо развиты навыки работы с

различными источниками информации;

слабое владение основ информационных

и телекоммуникационных технологий;

- не проявляют интерес к работе с информацией и информационными технология-

ми, пассивны.

недостаточная степень глубины и системности знания основ познавательной деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности; способен самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и

отбирать, преобразовывать, сохранять и

передавать информацию, но при этом до-

пускает незначительные неточности в вы-

полнении задания, слабо систематизирует

материал; хорошо развиты навыки работы

с различными источниками информации;

хорошее владение основ информационных

и телекоммуникационных технологий;

- проявляют потребность, готовность и интерес к получению знаний и умений работы с информацией и информационными

технологиями, активны.

знание основ поисковой познавательной

деятельности, методов работы с информацией и компьютерной грамотности глубокие, системные;

способен самостоятельно определять

источники информации и стратегию её

поиска, анализировать, отбирать, упорядочивать, преобразовывать и передавать

информацию адекватной задаче; владеет

навыками работы с различными источниками информации, умеет ориентироваться

в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; владеет современными IT и практическими навыками

работы с компьютером и сетью Интернет;

- стремятся к совершенствованию своих

знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и работы с информацией использования их в учеб-

ной и повседневной деятельности.

Учебно-познавательная

знание основ, приёмов самостоятельной

познавательной деятельности поверхностные, бессистемные;

- не способен самостоятельно планировать свою учебную познавательную деятельность, применять освоенные способы в новых ситуациях, выполняет только предписанные действия с опорой на инструкцию в известной неизменяющейся

ситуации, выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью учителя;

не задает вопросы по сути проблемы, не замечает свои ошибки и не умеет их исправлять; удовлетворительный уровень освоения стандарта по предметам;

- демонстрирует безразличие, пассивность

к учебной деятельности, не проявляет

творчество, инициативу в решении проблемы, задачи без дополнительного стимулирования выполнить порученную работу,

стремится снять с себя ответственность.

недостаточная степень глубины и системности знания основ, приёмов самостоятельной познавательной деятельности;

- способен самостоятельно планировать свою познавательную деятельность, самостоятельно выполнять типовые действия,

требующие выбора методов из числа известных в предсказуемых изменяемых условиях; не всегда задает вопросы по сути

проблемы, но способен устранить и исправить допущенные ошибки по рекомендации учителя; способен к выполнению

творческой и проектной деятельности и

демонстрации своих результатов с помощью учителя; хороший уровень освоения

стандарта по предметам;

- демонстрирует позитивное отношение

к учебной деятельности, ситуативно проявляет творчество, инициативу без дополнительного стимулирования, проявляет

ответственность к порученному делу, познавательную активность, интерес.

знание основ, приёмов самостоятельной

познавательной деятельности глубокие,

системные;

- организовывает собственную познавательную деятельность, применяет знания, освоенные способы решения проблем, за-

дач в новых незнакомых ситуациях; задает

вопросы по сути проблемы, замечает свои

ошибки и умеет их исправлять; вовлечен в

проектную и исследовательскую деятельность предполагающая получение нового знания, требующих различных инновационных подходов и методов решения; публично демонстрирует результаты своих исследований с использованием компьютерных средств и технологий; высокий

уровень освоения стандарта по предметам;

- проявляет настойчивость, познавательную активность, стремится к постоянному

самосовершенствованию, демонстрирует

упорство по достижению поставленных целей, творческий подход, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за

свою деятельность, постоянно стремится

выполнить более сложное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.

Статья посвящена вопросу формирования ключевых компетенций у учащихся .Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизне...

Диагностика сформированности ключевых компетенций на уроках географии при проблемно-диалоговом обучении

    Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:-...

Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся

Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....

«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций...