Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
учебно-методический материал на тему

Материал представляет собой презентацию, состоящую из двух частей и текста к этой презентации на тему "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".

Материал может быть использован для проведения Школы педагогического мастерства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» Обособленное подразделение № 4 ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТРЕСТВА

Слайд 2

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Слайд 3

Что такое урок? Для учителя урок – это единица времени основная форма учебного процесса «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса». «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся». «момент истины»

Слайд 4

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени; современный - – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени

Слайд 5

Приоритетная цель современной образовательной концепции развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию

Слайд 6

Что такое РЕФЛЕКСИЯ? reflexio (лат.)– обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Слайд 7

Рефлексия Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. (от лат. reflexio - обращение назад)

Слайд 8

Рефлексия на уроке совместная деятельность студентов и преподавателей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика

Слайд 9

Классификация рефлексии по цели

Слайд 10

Функции рефлексии проектировочная диагностическая организаторская смыслотворческая коммуникативная мотивационная коррекционная

Слайд 11

В иды рефлексии рефлексия содержания учебного материала рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия результатов учебной деятельности

Слайд 12

Приемы организации рефлексии на уроки Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 13

СМАЙЛИКИ

Слайд 14

Х арактеристика цветов Макса Люшера : радостное, восторженное настроение нервозное, возбуждённое состояние, агрессия грустное настроение, пассивность, усталость активность приятное, спокойное настроение беспокойное , тревожное настроение замкнутость , огорчение унылое настроение, отрицание, протест пассивность , беспокойство и неуверенность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТО Я ДЕЛАЛ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ПОЧЕМУ Я ЭТОДЕЛАЮ ТАК? КАКОЙ ВАРИАНТ ЛУЧШЕ? КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ Я ПОЛУЧИЛ?

Слайд 2

РЕФЛЕКСИЯ ПО ПРИНЦИПУ НЕЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Каким было общение на уроке? Занимательным Познавательным Интересным Игровым Необычным Скучным Радостным

Слайд 4

Рефлексия «Благодарю…» Я благодарен за Благодарю ... Спасибо

Слайд 5

Рефлексия «Плюс – минус - интересно» Плюс Минус Интересно

Слайд 6

Рефлексия « Синквейн » Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна ; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). СИНКВЕЙН НА ТЕМУ «ОКЕАН» Океан Великий, безбрежный Бушует, пугает, удивляет Наши океаны – загадочный мир Тайна

Слайд 7

Рефлексия «Оценочная лесенка»

Слайд 8

Рефлексия « 10 баллов» «Я» 0________10 «Мы» 0 __________10 «Дело» 0___________10

Слайд 9

«Для меня сегодняшнее занятие …» Я НА ЗАНЯТИИ Занятие Я на занятии Итог Интересно Скучно Безразлично Работал Отдыхал Помогал другим Понял материал Узнал больше, чем знал Не понял

Слайд 10

Рефлексия содержания учебного материала «Поезд» «Поляна» «Дерево успеха»

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ 1 этап – анализ своего настроения, своих успехов 2 этап – анализ работы коллег по группе 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других

Слайд 12

Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности; позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности; определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Слайд 13

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОПРОСЫ СЕБЕ Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?



Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть всех в этом зале. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Мое выступление будет посвящено рефлексии как этапу современного урока в условиях ФГОС. 

Слайд 3

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Для учителя урок – это

  • единица времени
  • основная форма учебного процесса
  • «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».
  • «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
  • «момент истины»
  • и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.

Слайд 4

Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. 

В этой связи есть два основных значения слова «современный»:

-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. 

Слайд 5

В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у студента способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов .

Особенностью нового государственного стандарта образования является ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Слайд 6

Таким этапом в современном уроке стала рефлексия.

А что такое Рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. 

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Слайд 7

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.

Слайд 8

Рефлексия на уроке - совместная деятельность студентов и преподавателей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика

Слайд 9

Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

5) По цели: эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания 

Слайд 10

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
  • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
  • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своим.

Итак, рассмотрим некоторые приёмы рефлексии на занятии.

Слайд 11

Виды рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия результатов учебной деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

Слайд 12

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

К таким приемам относятся: 

Слайд 13

«Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

Слайд 14

«Букет настроения».

В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы разного цвета. На доске изображена ваза. Тест основан на том, что выбор цвета отражает настроение личности

Слайд 15

Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что студент  должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Слайд 16

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После занятия мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";

"Меня удивило…" и т.п. 

Слайд 17

"Каким было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Слайд 18

  1. Рефлексия "Благодарю…".

В конце занятия преподаватель предлагает каждому ученику выбрать только одного из студентов, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя  из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 19

  1. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю 

Слайд 20

  1. Рефлексия "Синквейн"

В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Слайд 21

  1. “ Оценочная лесенка “

Слайд 22

6. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10 

Слайд 23

8. «Для меня сегодняшнее занятие…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу студенту на занятии  по трем направлениям.

Занятие

Я на занятии

Итог

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал

Отдыхал

Помогал другим

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял

Слайд 24

Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Студенты  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

1. «Поезд»

На столе перед каждым студентом  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Студентам  предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое  было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению студента.

2. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым студентом - бабочка. Вы предлагаете студенту прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

5. «Дерево успеха»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Слайд 25

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

2 этап – анализ работы коллег по группе

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Каждый преподаватель  способен разработать свою рефлексивную методику и приемы.

Но при этом необходимо учитывать:

  • возрастные особенности студентов и состав группы;

Учитывая их, мы составляет рефлексивную методику для своего класса.

особенности предмета, тему и тип урока;

занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,  занятия естественнонаучного цикла  требуют рефлексии содержания материала, а занятия  по профессиональным модулям  не обойдутся без рефлексии деятельности. 

Слайд 26

 В нашей профессии нет предела совершенству. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий преподаватель находится в постоянном поиске.

Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе: 

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развиваемся. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития  не  только студента, но и преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

Опытно-методическая разработка «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Опытно-методическая разработка "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"...

рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

рефлексия очень важный этап современного урока, который помогает ученику оценивать, анализировать и рассуждать...