Реализация проектов: «Мой край – моя история», «Дерзайте, вы талантливы!». из опыта работы педагога организатора.
материал на тему

Светлана Тимофеевна Пасюченко

…Мир может стать чуточку лучше, если вы сыграли

важную роль в жизни какого-нибудь ребенка».
Маргарет Фишбек Пауэрс

         Детский подростковый центр работает по проекту «Если будет Россия, значит, буду и я», который включает в себя 11 подпроектов. Каждый клуб выбрал для  себя своё направление работы, по которому работает более обширно. Так подростковый клуб «Исток» п. Шварцевский  с 2004 года работает по подпроекту «Мой край моя история».

Актуальность данного проекта связана с необходимостью расширения знаний по истории Отечества и своей малой Родины. В настоящее время большое внимание уделяется нравственному воспитанию обучающихся. Это становится возможным благодаря изучению истории своей малой родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проектов: «Мой край – моя история», «Дерзайте, вы талантливы!».

Муниципальное казённое  учреждение

 дополнительного образования «Киреевский ДПЦ».

Пасюченко С. Т. педагог  организатор.

Выступление на педагогическом совете, ноябрь 2017 год.

       

…Мир может стать чуточку лучше, если вы сыграли

важную роль в жизни какого-нибудь ребенка».
Маргарет Фишбек Пауэрс

         Детский подростковый центр работает по проекту «Если будет Россия, значит, буду и я», который включает в себя 11 подпроектов. Каждый клуб выбрал для  себя своё направление работы, по которому работает более обширно. Так подростковый клуб «Исток» п. Шварцевский  с 2004 года работает по подпроекту «Мой край моя история».

Актуальность данного проекта связана с необходимостью расширения знаний по истории Отечества и своей малой Родины. В настоящее время большое внимание уделяется нравственному воспитанию обучающихся. Это становится возможным благодаря изучению истории своей малой родины.

Специфика данного проекта обусловлена изучением истории своего посёлка и района. Особенность проекта состоит в преемственности применения полученных продуктов в результате реализации проекта для учащихся других поколений. Отличительными чертами данного проекта является широкое применение краеведческого материала для обучающихся и родителей, а также поселковой общественности.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей среднего дошкольного возраста.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом, Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в такое время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, скороговорках и т. д. сохранится для потомков.

Жизнь каждого человека – это великое чудо! Неповторимое и обычное, радостное и печальное, наполненное глубокими переживаниями, сладкими, как мед, и горькими, как полынь. Оно имеет множество оттенков. И все это – будущее школьника!

Рождается ребенок – его душа, как белый лист бумаги… Чиста и прозрачна… Ребенок начинает жить, открывать свой мир, познавать людей, учиться, любить… И его душа раскрашивается в разные цвета… от того, какими будут эти цвета, зависит, каким Человеком он станет…Если цвет души останется белым, значит, жизнь человека пуста, никаких желаний и чувств… Если цвет души станет черным – значит, зло и темнота правят в душе… черный цвет души – тяжкое наследие, которое мы получили, забыв о духовности…

«Народ это всё равно, что золотоискатель. Он выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое  гениальное».                                                                                              М. И. Калинин.

          Знакомство детей с народным творчеством помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально – эстетическую культуру.

«Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».                                                 Н.В. Шелгунов

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Именно поэтому  огромное внимание  уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Наш подпроект тесно связан с подпроектом «Дерзайте, вы талантливы!»

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:

  • Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
  • Углубить знания учащихся о истории родного края, знакомство с происхождением названий города и сёл района, название рек, протекающих по территории района, осознание принадлежности к этому краю, воспитание любви и гордости за край и своих земляков.
  • Систематизация и обобщение знаний о родном районе, воспитание любви и бережного отношения к родному краю.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:

  •   Систематически  развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлечённость.
  •  Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.
  •  Развивать художественно – творческие способности детей, их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостными устремлениями, творческими воображениями, инициативой.
  • Развивая у детей чувство прекрасного, воспитывая интерес и любовь к искусству, мы содействуем расширению кругозора их, формированию морального облика.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой подпроекта.
  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов.
  • Сплочение детского и взрослого коллектива.
  • Воспитание нравственного поведения у детей.

Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению  с народным декоративно-прикладным искусством позволило повысить уровень творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, знают старинные праздники, знакомы с традициями на Руси,  с большим интересом  принимают участие в фольклорных праздниках.  Занимаются художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.

   В рамках данного подпроекта в нашем клубе проходят мероприятия, на которых ребята знакомятся с историей нашей Родины, с народным творчеством, через песни, сказки, декоративно-прикладное творчество.  Проводилисть такие мероприятия как «Осенний капустник», «Осенняя ярмарка», «День матери», «Новогодние утренники», «Служу России», «Широкая Масленица», «8 марта»,  «Светский разговор»,  «Посиделки», «Тула – земля моя», «Никто не забыт и ничто незабыто», «Хлеб – всей жизни голова» и многие другие.

Я считаю, что подпроекты «Мой край – моя история» и «Дерзайте, вы талантливы» необходимы для дальнейшей работы с подростками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

Обобщение опыта работы педагога-организатора

Обобщение опыта работы по созданию и работе районной детской общественной организации "Возрождение". Программа работы организации на год, план работы, схема организации, девиз, эмблема....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

«Никто не забыт и ничто не забыто» (из опыта работы педагога-организатора сектора исторического краеведения и школьного музееведения ГБНОУ "СПБ ГДТЮ")

Материал может быть полезен для интересующихся историей Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945гг. и при подготовке и проведении   турниров знат...

Работа с родителями в рамках реализации проекта «ГТО-это мы, это будущее нашей страны!» (из опыта работы)

Приоритетное направление деятельности детского сада № 257 - укрепление и сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решает многие пробл...