ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Подготовка к сочинению части С.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Предлагаемые материалы - разборы текстов ( сочинений заданий С) - помогут понять требования к каждой структурной части сочинения, а комментарий эксперта позволит обратить внимание на те моменты, который пишущий должен учесть при выполнении работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                             (сочинение по части С)

Предлагаемые ниже материалы - разборы текстов сочинений задания С - помогут понять требования не только к сочинению в целом, но и к каждой его структурной части в отдельности, а также композиционные особенности работы (логичность, связность текста, правильность абзацного членения и т. п.). 

Комментарий эксперта к каждой части ориентирован на критерии оценки части С и позволяет выявить те моменты, которые пишущий должен учитывать при создании работы. При этом очевидно, что критериальность оценки не отменяет творческого подхода к сочинению.


Прочитайте текст, сочинение учащегося по нему и комментарий эксперта.

Текст.

(1)Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

(4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший умный был детина, средний сын — и так и сяк, младший вовсе был дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья. (8)Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому — счастье. (9)Негативный вариант: горе от ума.

(10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира. (11)Но не только в этом дело.

(12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить. (13)Простота! (14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал напоследок царевичем!

(16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, — это не случайность, а проявление его характера. (18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи. (19)И это тоже проявление его характера, склада ума.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства. (22)Это не каждому дано. (23)Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи».

 (24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться. (27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете — как бы этикетки для каждой вещи. (28)Яркий мир детства тускнеет, становится серым и скучным. (29)Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)Нет, в науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью удивляться таинственной красоте мира.

 (по Р. Баландину)


Анализ сочинения по тексту Р. Баландина

  Вступление (часть сочинения)        

Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую. Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.        

Комментарий. Довольно пространное, но логичное вступление, которое подводит к формулированию проблемы. Последнее предложение вступления связывает первый и второй абзацы.         

 

Формулировка одной из проблем (часть сочинения)        

Размышляя о роли случайности в научных открытиях, автор как бы задает вопросы: «Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия? В чем же подлинная разгадка научных достижений?»         

Проблема формулируется как ряд дополняющих и друг друга вопросительных предложений         

К1 - 1

 Комментарий учащегося к выбранной проблеме (часть сочинения)        

Публицист противопоставляет «мир сказок и тайн» «готовым стандартным объяснениям всему на свете», «случайные», казалось бы, озарения — трудолюбию. Причину неудач некоторых ученых автор видит в утрате чисто детской непосредственности, веры в невозможное. Ведь многие из нас, будучи маленькими, спрашивали: «Папа, а ты умеешь летать?», явно надеясь на положительный ответ. Только в разуме простом, без предубеждений, может, по мнению Р. Баландина, родиться гениальная идея. Не случайно в статье он вспоминает Ивана-дурака, героя русских сказок. Умные братья Иванушки употребили ум на то, чтобы «соврать складно и вдобавок от отца благодарность получить». Иванушка же пошел «ночью в поле вора сторожить». И именно ему за его простоту, трудолюбие, честность и веру в то, что нет ничего невозможного, достаются в итоге все лавры. Аналогом Иванушки в мире науки оказывается для Баландина врач Флеминг, который «исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу», при этом стремясь «подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи».         

Комментарий эксперта к данной части сочинения.

Комментарий показывает, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отмечает, какие доказательства он использует для этого (противопоставление, ссылка на народную сказку). Здесь же и собственные наблюдения автора сочинения (дополнительный аргумент о детском восприятии)        

К2 - 3

Сформулированная позиция автора (часть сочинения)

Этот пример еще раз подтверждает позицию автора: дорога к научным свершениям открыта только тем, кто, усердно работая, не теряет «непосредственности, живости, жадности восприятия», потому что само слово «открытие» подразумевает свежий взгляд на проблему, отказ от стереотипов.        

Позиция автора сомкнулась с проблемой: разгадка научных открытий в сохранении «детскости» восприятия. Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что».        

К3 - 1

Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора (часть сочинения).

Трудно не согласиться с Баландиным. Для того чтобы оставить свой след в науке, трудолюбие нужно, но его недостаточно. Необходимо нестандартное, живое мировосприятие.        

Комментарий эксперта к данной части сочинения.

Четко заявлена позиция автора, без «прописанности» позиции аргументы не считаются.        

К4 - 3

 Аргументы из сочинения и комментарий эксперта.

Аргумент 1

Еще Эйнштейн говорил: «Есть проблема, нет решения. Все это знают. И вдруг приходит кто-то, кто не знает, что решения нет, и решает проблему!» Это действительно так, потому что сам Эйнштейн, сумевший преодолеть предубеждения галилеевской механики и сформулировать постулаты частной теории относительности, сохранил в себе пытливый и ясный ум и попал в число тех, кто совершил революционные открытия.        

Комментарий

1-й аргумент опирается на знания (источник информации не указан). Аргумент подкреплен выводом.

Аргумент 2        

Есть поговорка: «Все гениальное – просто». Это еще раз подтверждает то, что даже неспециалист, обладающий «живым» умом, может найти разгадку тайны, потому что разгадка всегда лежит не так уж глубоко. Вспомним, герой басни И.А. Крылова ломал голову, искал секрет, чтобы открыть ларец. «А ларчик просто открывался!» — напоминает проницательный баснописец. Так и узко ориентированный специалист будет биться над задачей, а просто смекалистый и свободно мыслящий человек сможет без проблем найти решение.         

Комментарий

2-й аргумент из литературы (басня Крылова). Без вывода это был бы просто пример и не засчитывался бы.

Позиция автора сочинения подкреплена двумя аргументами, один из которых взят из художественной литературы, второй опирается на знания.

Заключение сочинения.

Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это ещё раз доказывает правоту Баландина и рождает веру в то, что гении не переведутся в мире. Если не гении, то хотя бы люди, сохранившие детскую живость восприятия. Те, к кому не относится известное изречение: «Как непосредственны многие дети и как посредственны – взрослые!»        

Комментарий эксперта.

Вывод следует из рассуждений автора работы.        

К5 - 2

 Сочинение логичное, абзацы связаны между собой, при этом четко соблюдается абзацное членение текста. Есть вступление и заключение.

К6 - 2 – автор сочинения активно использует различные синтаксические конструкции, вопросно-ответную форму изложения, его язык богат и точен.

 К7 - 2 – орфографические ошибки отсутствуют.

 К8 - 2 – пунктуационные ошибки отсутствуют.

 К9 - 2 – грамматических ошибок нет.

 К10 - 2 – речевых ошибок нет.

 К11 - 1 – этика соблюдена.

 К12 - 1 – ошибок в фоновом материале нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».

Урок русского языка.Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».8 класс. И вечный бой! Покой нам только снится…            ...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Презентация к уроку русского языка. Подготовка к ЕГЭ. Часть В1.

Материал поможет при подготовке к ЕГЭ, в презентации представлен алгоритм решения части В1 и тесты....

Тренировочные задания к ОГЭ по русскому языку

2 варианта заданий ОГЭ по русскому языку с ответами....

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

Тренировочные задания №8 ЕГЭ по русскому языку -11 класс

Материал для подготовки к ЕГЭ 11 класс...