Методические приемы современного урока
методическая разработка на тему

Саражакова Елена Леонидовна

Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и приоритеты, словом, меняется всё.  На современном уроке из «транслятора» информации учитель превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно, и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Г. Адамс 

Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и приоритеты, словом, меняется всё.

Как же научить ученика учиться? Что нужно сделать, чтобы он не добросовестно воспроизводил то, что было пройдено, а мог свои знания применить в жизни?  На  уроке для ученика мы должны создать условия, при которых он действует и учится учиться: добывать знания, перерабатывать их, извлекать из них то, что нужно в конкретной ситуации, осознавать самого себя и свою работу, корректировать свои действия и, наконец, давать самооценку.

Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. 
На современном уроке из «транслятора» информации учитель превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно, и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Методические  приемы, обеспечивающие подготовку учащихся к активному усвоению знаний.

Эти приемы мною объединены в три группы:

1. Первая группа связана с созданием эмоционального фона для восприятия нового материала. Эмоции влияют на процессы, протекающие в коре головного мозга, и поэтому они всегда связаны с деятельностью человека (необычное начало урока – введение эмоциональных моментов на начальном этапе познавательной деятельности: интересный факт из истории науки, демонстрируется явление, объяснение которого не укладывается в рамки имеющихся у учащихся представлений).

2. Ко второй группе относятся те, которые связаны с раскрытием практической и теоретической значимости изучаемого вопроса уже в процессе постановки темы урока (постановка задач теоретического и практического характера, для решения которых у учащихся недостает знаний, показ практического значения изучаемого вопроса).

3. Третья группа приемов связана с организацией предварительных практических действий учащихся (припоминание правил в процессе выполнения практических действий, различного рода измерений и сопоставление результатов этих измерений с целью показа недостаточности знаний). Результаты этих действий должны вызывать у учащихся потребность нового познания (пронаблюдать измерение температуры испаряющегося тела, наблюдать таяние снега и определить температуру плавления), это стартовый момент, готовящий учащихся к активной деятельности.

Методические приемы, влияющие на формирование мотивации

В начале урока можно поощрять учеников к тому, чтобы они определили собственные цели.

  1. Станция «ДЧЭМП»: попросить ученика ответить на вопрос «Для чего это мне понадобится?», рассказав друг другу и учителю, что они надеются получить в ходе урока и где пригодится в дальнейшем.
  2. Удивляй: обыденные и повсеместные явления, предметы могут стать интересными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса.
  3. Отсроченная загадка: в начале урока учитель задает загадку или малоизвестный факт, ответ на который можно найти в ходе урока.
  4. Кроссворды: разгадать кроссворд или сформулировать вопрос к словам в заполненном кроссворде.
  5. Картинная галерея: несколько картин или фотографий, которые содержат признаки изучаемого понятия или явлений.
  6. Цветок: учитель рисует на доске цветок, в середине записывает основное понятие. После просит на лепестках записать основные свойства, характеристики понятия, явления.
  7. Фантастическая добавка: дополнить реальную ситуацию элементами фантастики. Перенести учебную ситуацию на другую планету, придумать фантастическое животное или растение, перенести героя во времени.

Методические приемы, влияющие на проверку домашнего задания

  1. Верю-не верю.  Каждый вопрос начинается словами: «верите ли вы, что ...». Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.
  2. Да и нет. Это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо (природное явление, число, предмет, историческое событие, литературный персонаж и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да», «нет», «да и нет ». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска.

 Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы

  1. Узнай меня. Учащимся предлагается выступить от имени известной персоны, описывая открытия, поступки, размышления, не называя имени.
  2. «Диктант для шпиона».  Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимательность и ответственность за конечный результат.

 Класс поделен на 5-6 команд. Текст тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

  1. Найди ошибку. Этот  методический прием можно применить как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная - чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.
  2. Вместительная корзина. На листе дети рисуют корзину, на которой  учитель предлагает написать термины по изученной теме (понятия, персоналии, величины и т.п.). Главное, чтобы корзина была заполнена полностью. Затем учитель просит зачитать слова ученика, зачеркивают слова. Победитель, тот, у кого больше всего слов в корзине.
  3. Блиц-опрос по цепочке. Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд.
    Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы.

Пинг-понг. К доске выходят два ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Лото. На листах картона или плотной бумаги буквами записывают формулы, условные знаки, словарные слова, которые были изучены на предыдущих уроках. Затем разрезают, чтобы остался 1 знак и перемешивают. Побеждает тот, кто сделает быстрее и сделает меньше всего ошибок.

Методические приемы для обобщения, систематизации знаний

  1. «Портрет». Учитель зачитывает утверждение, в котором представлены сведения о растении, животном, личности, городе и т.п.  если не удастся зачитывает 2 утверждение, содержащее более точную информацию, затем 3, не узнать которое невозможно.
  2. «Домино». Ученикам предлагаются незаконченные фразы. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильные окончания к этим фразам.
  3. Аукцион. Можно использовать на  этапе обобщения знаний. Ученики дополняют друг друга, называя как можно больше знаний об этом объекте. Тот, кто назовет признак последним, никто не может ничего добавить получает наивысшую оценку.

Способность к деятельности может появиться у школьника тогда, когда он научится учиться, а не добросовестно воспроизводить то, что было пройдено на уроке. 

 

Библиографический список

  1. Садкина В.И. 101 Педагогическая идея. Как создать урок. Ростов-на-Дону, 2014, 87с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методические приемы интегрирования уроков естественнонаучных дисциплин.

В работе показан  опыт реализации межпредметных связей на уроках физики. Наиболее благоприятными для интеграции физики с другими науками являются разделы: «Теплота», «Электричество», «Оптика» (он...

Методические приемы на уроках

Описание  приемов учебной деятельности на уроках, которые может применять учитель как при организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, так и в течение урока....

Обзор методических приемов создания урока по ФГОС

Обзор выполнен на основе "Методического пособия по созданию современного урока по ФГОС  (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)". Автор:  Т. Ю. Бутур...

Методические приемы на уроках математики

Примеры использования различных приемов...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...

Методические рекомендации «Структура (типы, этапы), методы и приемы современного урока»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30716824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...