Применение здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания учащихся».
статья на тему

Колесникова Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Доклад на методическом объединении

 «Применение здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания учащихся».

       Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. При этом уровень здоровья зависит от социально-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, экологических условий, культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное - от уровня двигательной активности человека (Ю.В. Сысоев, 2001).

         Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический (физический) – здоровье, как саморегулирующаяся адаптирующая система организма; социальный – здоровье как мера социальной активности индивида; психический – здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления (А.Я. Иванюшкин, 1982).

        Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека. Улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органами и тканями, снижается содержание холестерина, эффективнее выводятся из организма продукты распада,наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма. Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека.

        В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности.

        Ряд специалистов (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985; Е.А.Пирогова с соавт., 1986; Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2007 и др.)выделяет методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями:

  • постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок;
  • разнообразие применяемых средств;
  • систематичность занятий;
  • дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок;
  • дозирование по частоте сердечных сокращений;
  • дозирование в соответствии с энергетическими затратами;
  •  дозирование по числу повторений физических упражнений.

          Под физкультурно-оздоровительными технологиями мы понимаем совокупность процессов, последовательно направленных на создание систем оздоровления и разработку оздоровительных методик для поддержания, укрепления и формирования здоровья занимающихся (М.П. Асташина, 2009).Для оздоровления и приобщения к ценностям здорового образа жизни широко используем следующие физкультурно-оздоровительные технологии: оздоровительные методики дыхательных упражнений, скандинавская ходьба, разновидности аэробики (гимнастико-атлетическая; танцевальная; и др.), пилатес, калланетик, стретчинг,  йога, психогимнастика,  и др . Отличительностью особенностью таких занятий является постоянное пребывание занимающихся в оздоровительно-тренирующем пространстве, позволяющем развивать у них навыки физкультурно-оздоровительной направленности, формировать мотивацию на здоровый образ жизни,как необходимое условие профессионального, оздоровительного и личностного совершенствования, что в целом способствует здоровьесбережению современной молодежи.

            В отделении для детей с ОВЗ ГБОУ школы № 854 созданы необходимые условия для реализации программы улучшения здоровья учащихся и приобщения их к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта. Кроме оборудованного  спортивного зала, школа имеет в наличии зал ритмики, оснащенный зеркалами, балетным станком и современным спортивным инвентарем, который используется также как малый спортивный зал. Помимо этого, широко используется также имеющийся в школе тренажерный зал. Школьники среднего и старшего звена получали там необходимую силовую подготовку в урочное время, что способствовало повышению мотивации учеников к занятиям и улучшению физических кондиций учащихся. В теплое время года занятия проводятся на свежем воздухе, где располагаются школьный стадион, футбольное поле, волейбольные и баскетбольные площадки, гимнастический комплекс, яма для прыжков в длину, тренажерно-атлетический комплекс. Это позволяет учителю расширить арсенал применяемых на уроке средств обучения и более активно способствовать реализации обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока.

          В текущем учебном году, в рамках стратегии формирования здоровьесберегающей среды для учащихся, была проделана большая работа по организации внеурочных форм спортивно-оздоровительной деятельности школы, с целью оздоровления и  приобщения учащихся и педагогов школы к здоровому образу жизни. Это, в первую очередь, общая организация рационального и здорового двигательного режима школьников в системе учебного заведения. В течение года ежедневно во всех параллелях перед началом занятий проводилась утренняя гимнастика, включающая как традиционные комплексы, так и дыхательные, артикуляционные упражнения, а также упражнения для развития мелкой моторики и гимнастика для глаз. Необходимо также отметить обязательное проведение физкультминуток в течение уроков, проведение подвижных игр и музыкальных разминок во время больших перемен учителями физической культуры, организацию воспитателями оздоровительно-закаливающих мероприятий и подвижных игр на свежем воздухе для детей, посещающих группу продленного дня.

          Таким образом, в текущем учебном году удалось достаточно полно реализовать намеченные пункты программы формирования в школе-интернате здоровьесберегающей среды, а также социализации детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. В следующем учебном году  предполагается продолжить и углубить работу по улучшению здоровья учащихся и приобщению их к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»

Внимание к вопросам здоровья в по­следние годы заметно возросло. О небла­гополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, ста­ли говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся начальных классов.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ зд...

Применение системы наглядного представления результатов в процессе физического воспитания учащихся 2 классов

Применение системы наглядного представления результатов в процессе физического воспитания учащихся 2 классов...