Из опыта работы школьного методического объединения
методическая разработка (11 класс) на тему

Мосенкова Любовь Анатольевна

I   Концептуальные основы опыта ШМО учителей математики и информатики МБОУ сш №2

 

Главная цель образования и воспитания   обучающихся в среднем и старшем звене школы – создание условий для становления самостоятельной, мыслящей, творческой  личности, здоровой нравственно и физически, с активной жизненной позицией, с четким мировоззрением, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Достижение этой цели зависит от профессионализма учителя математики и информатики. Педагоги должны будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника, учить использовать полученные знания в жизненной практике, содействовать личностному росту каждого ученика, развитию коммуникативных способностей, которые обязательно будут востребованы в дальнейшей жизни. Поэтому главной задачей ШМО учителей математики и информатики является повышение профессиональной компетенции каждого педагога.

Понятие «профессиональная компетентность» (по Б.С.Гершунскому) – это «интегративная характеристика учителя, обладающего определенным уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями, мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу, компетентность  имеет деятельностный характер обобщенных знаний и умений в конкретной области. Профессиональная компетентность основывается на высокой квалификации, мастерстве личности».[1]

Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя  реализуется через «овладение технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетенций учащихся» (О.В.Чуракова)[2].

На своих уроках и на внеклассных занятиях   учителя математики и информатики формируют  следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: умение планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции:  владение современными информационными технологиями, умение  самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других;
  • исследовательские компетенции: работать над проектом, заниматься научно-исследовательской работой.

Т.о. «красной нитью» воспитания и образования является системно – деятельностный подход.

 

       Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Модернизированная школа должна «работать» на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть на ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. В развитии личностно – ориентированного воспитания  заключается одна  из задач работы ШМО учителей математики и информатики.

       Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты  труда педагогов на сегодня - таким будет наше общество  завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса. Поэтому у учителей школы должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Ориентируясь на концепцию профильного образования и учитывая, что наша школа является «пилотной» школой по введению ФГОС,  ШМО учителей математики и информатики формирует у обучающихся все виды УУД:        

  • регулятивные: планирование, саморегуляция;
  • познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач;
  • коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.

 



[1] Компетентностный подход в профессиональном образовании. Монография. Под ред. А.А.Орлова. М.: Директ  – медиа,2014.

[2] Чуракова Оксана Викторовна МЕТОД ПРОЕКТОВ. ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методическое пособие для педагогов  руководителей проектов учащихся основной школы Под ред. д.ф.м.н., проф. Е.Я. Когана. ЗАО «Издательский дом «Федоров» ,г. Самара, ул. Куйбышева, 108,.2006.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области

http://schkolaswjat.ucoz.ru/_si/0/85250565.jpg

Опыт работы ШМО учителей

математики и информатики

«Формирование компетентностной личности в условиях модернизации  образования»

Вязьма

2015-2016

I   Концептуальные основы опыта ШМО учителей математики и информатики МБОУ сш №2

Главная цель образования и воспитания   обучающихся в среднем и старшем звене школы – создание условий для становления самостоятельной, мыслящей, творческой  личности, здоровой нравственно и физически, с активной жизненной позицией, с четким мировоззрением, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Достижение этой цели зависит от профессионализма учителя математики и информатики. Педагоги должны будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника, учить использовать полученные знания в жизненной практике, содействовать личностному росту каждого ученика, развитию коммуникативных способностей, которые обязательно будут востребованы в дальнейшей жизни. Поэтому главной задачей ШМО учителей математики и информатики является повышение профессиональной компетенции каждого педагога.

Понятие «профессиональная компетентность» (по Б.С.Гершунскому) – это «интегративная характеристика учителя, обладающего определенным уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями, мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу, компетентность  имеет деятельностный характер обобщенных знаний и умений в конкретной области. Профессиональная компетентность основывается на высокой квалификации, мастерстве личности».[1]

Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя  реализуется через «овладение технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетенций учащихся» (О.В.Чуракова)[2].

На своих уроках и на внеклассных занятиях   учителя математики и информатики формируют  следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: умение планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции:  владение современными информационными технологиями, умение  самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других;
  • исследовательские компетенции: работать над проектом, заниматься научно-исследовательской работой.

Т.о. «красной нитью» воспитания и образования является системно – деятельностный подход.

       Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Модернизированная школа должна «работать» на формирование целостной системы универсальных умений и навыков, а также на становление опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть на ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. В развитии личностно – ориентированного воспитания  заключается одна  из задач работы ШМО учителей математики и информатики.

       Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты  труда педагогов на сегодня - таким будет наше общество  завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса. Поэтому у учителей школы должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Ориентируясь на концепцию профильного образования и учитывая, что наша школа является «пилотной» школой по введению ФГОС,  ШМО учителей математики и информатики формирует у обучающихся все виды УУД:        

  • регулятивные: планирование, саморегуляция;
  • познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач;
  • коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.

II       Идея опыта, обоснование его востребованности, актуальность, своеобразие и новизна

     ШМО учителей  математики и информатики МБОУ сш № 2 представляет опыт работы «Формирование компетентностной личности в условиях модернизации  образования».

 

     Современная российская школа XXI века трудится над созданием новых альтернативных методик, программ, учебников и учебных пособий. Процесс обновления  требует совершенствования методической работы. [3]     Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Она представляет  собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. В Концепции отмечена роль математики в современном мире и России. Сказано, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства». [4]

     В связи с этим в  Программе развития МБОУ сш №2 выдвигается задача практического решения поставленных Правительством РФ проблем по повышению качества образования, уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности. ШМО учителей математики и информатики  разработан план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в РФ (Приложение 1).

 . Поэтому становится очевидной актуальность представляемого опыта работы ШМО учителей математики и информатики, и его востребованность не только в нашей школе, но и в городе и районе.

      Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития педагогов в значительной мере зависит с одной стороны от самообразования самого педагога, с другой - от эффективной системы методической работы. Методическая работа выполняет  роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педагогическом труде, является важнейшим средством повышения  педагогического мастерства учителей. Очень многое зависит от того, кто стоит во главе методической работы в школе. В нашем случае – зам. директора по учебно – воспитательной работе Щелкунова  Наталья Викторовна – это педагог опытный, требовательный, обладающий авторитетом среди коллег, коммуникабельностью, чувством ответственности, аккуратности ведения документации, умением видеть перспективы развития и способностью планировать и прогнозировать деятельность педагогов школы. Вся методическая работа в школе нацелена на обеспечение профессионального роста учителя.

III   Комплексность и системность в работе методической службы

(это еще в разработке)

Психологом МБОУ сш № 2 Черняевой Ю.В. было проведено комплексное диагностическое исследование, позволяющее понять положительные и отрицательные стороны в работе ШМО учителей математики и информатики.

Диагностика проводилась по следующим направлениям:

  1. Диагностика личностных особенностей учителя, его отношения, как субъекта, к школе и  к обучающимся.
  2. Диагностика профессиональной деятельности учителя.
  3. Диагностика межличностных отношений в коллективе

(Приложение 2).

В результате комплексной диагностики выявлено, что

              1. Качество образовательных услуг достигается за счет системности, связи с наукой, за счет использования, как традиционных методик, развивающего обучения, так и инноваций, на основе личностно-ориентированного,  дифференцированного и системно – деятельностного подхода к обучающимся,  реализации современных технологий обучения.

2. Всеми учителями математики и информатики используются ИКТ, проектный метод обучения, использование ЭОР в образовательной области.

3. Практически на каждом уроке используются здоровьесберегающие технологии, что, несомненно, ведет к положительной динамике состояния здоровья обучающихся среднего и старшего звена.

              4. Система дополнительного образования достигается за счет групповых и индивидуальных занятий, факультативов, элективных учебных предметов, дистанционного обучения.

5. Все учителя принимают активное участие во внеклассной и внешкольной работе. Наши обучающиеся также принимают участие под руководством учителей – предметников в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, летней математической школе «Интеллектуал».

6. Проблемным местом остается предметная математическая олимпиада. Большое количество обучающихся принимает участие в I туре, но вот на II тур идут единицы (в основном это обучающиеся математических классов). С этими обучающимися ведется системная работа по подготовке к олимпиадам, к конкурсу «Кенгуру», но,  к сожалению, нет хороших результатов (это проблема всех математиков района).

Результаты анкетирования, экспертизы и проблемного анализа являются основой планирования работы ШМО учителей математики и информатики. (Приложение 3).

Третий  год ШМО учителей математики и информатики  работает над темой:

«Формирование компетентностной личности в условиях модернизации  образования».

Цель: повышение педагогического мастерства учителя через развитие профессиональных компетенций, реализация современных технологий обучения на уроке через вовлечение учителей в инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС.

Задачи МО:

 1. Повысить квалификацию педагогов по проблемам:

- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):

- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;

- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;

- внедрить в практику работы всех учителей ШМО современные образовательные технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов;

- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС.

2.  Пользоваться  Интернет-ресурсами в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества обученности.

3.Продолжать работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС.

4.Повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).

5.Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:

  • Выступления на РМО;
  • Выступления на педагогических советах;
  • Работы по теме самообразования;
  • Творческими отчетами;
  • Публикациями в периодической печати;
  • Открытыми уроками для учителей-предметников;
  • Проведением недели математики;
  • Обучением на курсах повышения квалификации;
  • Участием в конкурсах педагогического мастерства
  • Создание сайтов учителей математики или страниц на учительских сайтах.

6.Продолжить работу школы согласно её основной задаче обучения и воспитания, внедрять здоровье сберегающие технологии в УВП.

Структура ШМО

        

Работа в ШМО построена так, что каждый педагог имеет возможность системно и полноценно проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал через разные формы работы: круглые столы, мастер-классы, открытые занятия, семинары-практикумы, отчеты по темам самообразования и др.

Именно методическое объединение является эффективной формой организации самообразовательной деятельности, так как темы самообразования выбираются членами  методического  объединения в ракурсе методической темы ШМО, утвержденной педагогическим советом школы  (Приложение 4).

Учителя профессионально совершенствуются в процессе общения и контактов с коллегами. Методическое объединение - прекрасная форма обмена опытом, учебы, знакомства с достижениями науки, методами работы коллег и, наконец, просто общения. Свои работы педагоги представляют на заседаниях ШМО, а наиболее интересные и ярко подготовленные работы - на уровне школы, города и области. ШМО учителей математики и информатики часто выступает в роли инновационной площадки, на которой, вырабатываются, совершенствуются и внедряются в педагогическую практику новшества (Приложение 5).

В методическом объединении создан  методический фонд:  

- нормативно – правовая  документация;

- методические  рекомендации по различной проблематике;  

- планы и анализы  работы ШМО;

- анализы деятельности педагогов;

- наработки  по  итоговой  аттестации  обучающихся;  

- каталог  литературы  по  направлениям  деятельности;  

- конспекты  открытых уроков,  мероприятий;  

  - разработки  тем  по  самообразованию  (Приложение 6).

В  ШМО ведется большая аналитическая работа. Отслеживается уровень участия каждого педагога в методической деятельности. На основании этих показателей строим графики, диаграммы; выстраивается рейтинг педагогов. В дальнейшем эти показатели используются для морального и материального стимулирования педагогического труда.

Таким образом, в результате совместной деятельности формируется команда единомышленников, нацеленная на достижение оптимальных результатов. Такая работа позволяет совершенствовать свой профессиональный уровень педагогам с разным уровнем квалификации, образования, опыта работы. Для начинающих педагогов — это хорошая практическая школа, для педагогов с большим стажем — это возможность поделиться опытом. Для всех — это возможность совместной творческой работы.

ШМО – универсальная форма профессионального роста учителя, которая охватывает интеллектуальную сферу, сферу самопознания, область навыков и практических действий. Только в сотрудничестве педагогов можно добиться больших результатов, которые хотят постоянно учиться и профессионально расти.

IV. Аргументированность преобразований в сфере организации методической работы, в выборе форм, методов, средств

Методическая работа ШМО учителей  математики и информатики строится на основе диагностических исследований психолога школы Черняевой Ю.В., группы «Референт», исследовавшей мотивацию обучения в отдельных классах, личностные, межличностные и профессиональные качества каждого члена коллектива, социальной службы МБОУ сш №2, а также в результате аналитической диагностики работы ШМО методическим советом школьных объединений под руководством завуча школы  Щелкуновой Н.В.

             В степени удовлетворенности своей работой, ее организационными, содержательными, социально-психологическими аспектами – истоки внутренней мотивации, энергии, творческого потенциала учителя. Для нас профессиональная деятельность становится основным способом самовыражения, самоорганизации, мерилом ценности и жизненной успешности.

ШМО учителей математики и информатики уверено, что качество педагогической деятельности имеет очень важное  значение для развития российской системы образования. Поэтому в методической работе мы используем пединновации и новые педтехнологии, нестандартные уроки, участвуем в конкурсах, проектах, олимпиадах, НПК, проводим предметные недели в школе, ведем внеклассную работу на различных уровнях, стараемся быть внимательными, объективными и доброжелательными по отношению к каждому ребенку и друг другу.

Мы гордимся, что среди наших выпускников много преподавателей, работающих в нашей школе или за ее пределами. Это как учителя математики и информатики:  Колбасова Е.П. – учитель математики, Кузнецов Р. А.- учитель информатики, Никитина Ю.М. – зам. директора нашей школы по научной работе, учитель информатики, Фролова В.А. – учитель математики г.Москва, Петрова Н.В. – учитель информатики г.Зеленоград, так и преподаватели других дисциплин: Сушко Е.В. – учитель истории и права,  Дудник А.Н.  – учитель английского языка, Черняева Ю.В. – психолог нашей школы,  Бармашова Т.В. – кандидат экономических наук в ВФ МГИУ, Семенков И.М. – учитель русского языка и литературы, ныне председатель Вяземского комитета образования, Неровных Н.В. – аспирантка, преподаватель РУДН (лингвистика), Родина О.А.. –учитель русского языка и литературы, победитель конкурса «Учитель года - 2015».

 Исходя из всего изложенного ШМО учителей математики и информатики ищет новые идеи, приобретает передовой инновационный опыт лучших учителей России и выдвигает собственные инновации, проверяя их эффективность в процессе работы.

V        Показатели результативности работы ШМО (профессиональное самоопределение педагогов, рост мотивации и мастерства; влияние методической работы на качество образовательных услуг)

Одним из показателей педагогической деятельности ШМО учителей математики и информатики является позитивная динамика успеваемости и качества знаний.

День математика – это не тот праздник, который празднуют во всем мире. Отмечают его, как правило, преподаватели математических факультетов и студенты, изучающие эту точную науку. А чтобы праздник не казался слишком скучным, его передвинули на 1 апреля. В институтах и университетах обычно устраивают специальные конкурсы и олимпиады, чтобы все те, кто не мыслит своей жизни без математики, могли посоревноваться между собой в ее знании. Также учащиеся поздравляют своих преподавателей, устраивают для них концерты и даже парады.
©
http://www.pozdravik.ru/man/matematiku

http://pandia.ru/text/77/178/images/image001_78.gif

Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.

В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.

В течение всей работы у меня возникали такие вопросы.

1. Как вызвать, закрепить и сделать естественным желание детей учиться?
2. Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание?
3. Какой должна быть роль ученика и роль учителя в процессе обучения?

Учителями ШМО естественного цикла были выбраны темы самообразования: «Исследовательская работа с учащимися по химии как одна из форм педагогической  деятельности» (учитель химии Блюммер Л.А.), «Деятельностный подход на уроках географии» (учитель географии Местникова  С.В.), «Формирование УУД на уроках физики» (учитель физики Филиппова А. П.), «Формирование познавательных УУД на уроках биологии» (учитель биологии Чемпосова О.Г.), «Формирование  УУД на уроках географии и во внеклассной работе» (учитель географии Егорова З.Е.).

Основные направления работы МО:

1. Использование современных образовательных технологий при обучении математике и информатике. (Приложение 3)

  1. Стимулирование роста мотивации педагогов и обучающихся
  2. Обобщение и распространение опыта МО.
  3. Формирование здоровьесберегающей среды.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над формированием УУД  у учащихся. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке

Стремление быть успешным в своей работе и испытать чувство удовлетворения – неотъемлемое желание любого человека. Особенно это важно для учителя, работающего в сложных постоянно меняющихся условиях, полных неопределенности, непредсказуемости.

Труд учителя сопровождается постоянными сомнениями: не оказались ли вдруг ошибочными на каком-то этапе деятельности его позиции, методы? Продуктивны ли результаты, приносит ли радость ученикам общение с ним?

Критерии оценки заочного этапа конкурса школьных методических служб


п/п

Критерии оценки

Максимальный
балл

Концептуальная основа представленного опыта методической работы (научность):

  • опора на универсальные научные теории: теории личности, познания, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения и др.;
  • основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя, учение о недирективной педагогике, теория личностного – ориентированного образования взрослых и т.п.)

2

Идея опыта, обоснование его востребованности и актуальности для конкретных педагогических условий; своеобразие и новизна опыта.

3

Комплексность и системность в работе методической службы (место планирования работы на основе диагностики и проблемного анализа; разработка конкретного методического инструментария для решения постановления задач и др.)

5

Аргументированность преобразований в сфере организации методической работы, в выборе форм, методов, средств методической работы

3

Показатели результативности работы методической структуры:

  • профессиональное самоопределение педагогов, рост мотивации и мастерства;
  • влияние методической работы на качество образовательных услуг

2

Качество представленных предложений, раскрывающих предлагаемые компоненты опыта (программы методических совещаний, сценарии методических праздников, предметных недель, диагностический материал, технологические карты и др.). Необходимость и достаточность представленных предложений

2

Культура оформления материалов

2

Итого:

20

Средний балл

В соответствии со статьей 56 Закона Украины «Об образовании» одной из первоочередных задач педагогов выступает постоянное повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и общей культуры, поэтому, вопрос самообразования учителей стоит достаточно остро [6]. При этом особое значение приобретает осознание учителем важности формирования самообразовательной компетентности и постоянное стремление к получению новых знаний, формированию умений и навыков продуктивной творческой деятельности, направленной на постоянное самосовершенствование, самопознание и самоанализ. Одним из ведущих условий формирования самообразовательной компетентности будущего учителя математики выступает научно-исследовательская деятельность.

По мнению Н. Бордовских «научно-исследовательская деятельность - это один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов, результатом этой деятельности возникает получение нового педагогического знания, опыта и развития методологической культуры педагога-исследователя [2].

Поисково-исследовательская деятельность определяется как деятельность, которая обеспечивает формирование научного мировоззрения у студентов, развитие творческого мышления и индивидуальных способностей (активность в самостоятельном поиске, инициативность и т.д.), формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, применение теоретических знаний в своей практической деятельности, расширение научной эрудиции, формирование у них процедур творческого познавательного поиска, новых форм, методов, средств познания действительности [9].

Под исследовательско-педагогической деятельностью Т. Мишковский понимает согласованную с закономерностями процесса познания самостоятельную поисково-творческую деятельность учителя в структуре его профессиональной деятельности, которая направлена на повышение эффективности всех ее компонентов и осуществляется с использованием специальных (относительно методов обучения) методов педагогического исследования [11].

Поэтому, в контексте исследуемой литературы, научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики рассматривается нами как специально организованный процесс получения и использования знаний, формирование научного мировоззрения и творческого мышления, что будет способствовать совершенствованию преподавания предмета и реализации творческого подхода к организации учебного процесса в школе.

В. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по своей логике и философской основой она имеет творческий характер

Учитель математики при реализации учебно-воспитательного процесса должен поставить перед собой следующие задачи:

1)                 продемонстрировать связь знаний, которые формируются при изучении математики в школе, с реальной жизнью;

2)                 способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к математике;

3)                 развить умение осуществлять опытно-экспериментальную работу, формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации.

 

G:\ФОТО\ФОТО\работа\учителя\Мосенкова Л.А..PNG

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над формированием УУД  у учащихся. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке

Стремление быть успешным в своей работе и испытать чувство удовлетворения – неотъемлемое желание любого человека. Особенно это важно для учителя, работающего в сложных постоянно меняющихся условиях, полных неопределенности, непредсказуемости.

Труд учителя сопровождается постоянными сомнениями: не оказались ли вдруг ошибочными на каком-то этапе деятельности его позиции, методы? Продуктивны ли результаты, приносит ли радость ученикам общение с ним?

В степени удовлетворенности своей работой, ее организационными, содержательными, социально-психологическими аспектами – истоки внутренней мотивации, энергии, творческого потенциала учителя. Для подавляющего большинства педагогов профессиональная деятельность становится основным способом самовыражения, самоорганизации, мерилом ценности и жизненной успешности.

Критерии оценки заочного этапа конкурса школьных методических служб


п/п

Критерии оценки

Максимальный
балл

Концептуальная основа представленного опыта методической работы (научность):

  • опора на универсальные научные теории: теории личности, познания, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения и др.;
  • основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя, учение о недирективной педагогике, теория личностного – ориентированного образования взрослых и т.п.)

2

Идея опыта, обоснование его востребованности и актуальности для конкретных педагогических условий; своеобразие и новизна опыта.

3

Комплексность и системность в работе методической службы (место планирования работы на основе диагностики и проблемного анализа; разработка конкретного методического инструментария для решения постановления задач и др.)

5

Аргументированность преобразований в сфере организации методической работы, в выборе форм, методов, средств методической работы

3

Показатели результативности работы методической структуры:

  • профессиональное самоопределение педагогов, рост мотивации и мастерства;
  • влияние методической работы на качество образовательных услуг

2

Качество представленных предложений, раскрывающих предлагаемые компоненты опыта (программы методических совещаний, сценарии методических праздников, предметных недель, диагностический материал, технологические карты и др.). Необходимость и достаточность представленных предложений

2

Культура оформления материалов

2

Итого:

20

Средний балл

Концептуальная основа представленного опыта методической работы (научность):

  • опора на универсальные научные теории: теории личности, познания, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения и др.;

основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя, учение о недирективной педагогике, теория личностного – ориентированного образования взрослых и т.п.)

В соответствии со статьей 56 Закона Украины «Об образовании» одной из первоочередных задач педагогов выступает постоянное повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и общей культуры, поэтому, вопрос самообразования учителей стоит достаточно остро [6]. При этом особое значение приобретает осознание учителем важности формирования самообразовательной компетентности и постоянное стремление к получению новых знаний, формированию умений и навыков продуктивной творческой деятельности, направленной на постоянное самосовершенствование, самопознание и самоанализ. Одним из ведущих условий формирования самообразовательной компетентности будущего учителя математики выступает научно-исследовательская деятельность.

По мнению Н. Бордовских «научно-исследовательская деятельность - это один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов, результатом этой деятельности возникает получение нового педагогического знания, опыта и развития методологической культуры педагога-исследователя [2].

Поисково-исследовательская деятельность определяется как деятельность, которая обеспечивает формирование научного мировоззрения у студентов, развитие творческого мышления и индивидуальных способностей (активность в самостоятельном поиске, инициативность и т.д.), формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, применение теоретических знаний в своей практической деятельности, расширение научной эрудиции, формирование у них процедур творческого познавательного поиска, новых форм, методов, средств познания действительности [9].

Под исследовательско-педагогической деятельностью Т. Мишковский понимает согласованную с закономерностями процесса познания самостоятельную поисково-творческую деятельность учителя в структуре его профессиональной деятельности, которая направлена на повышение эффективности всех ее компонентов и осуществляется с использованием специальных (относительно методов обучения) методов педагогического исследования [11].

Поэтому, в контексте исследуемой литературы, научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики рассматривается нами как специально организованный процесс получения и использования знаний, формирование научного мировоззрения и творческого мышления, что будет способствовать совершенствованию преподавания предмета и реализации творческого подхода к организации учебного процесса в школе.

В. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по своей логике и философской основой она имеет творческий характер

Учитель математики при реализации учебно-воспитательного процесса должен поставить перед собой следующие задачи:

1)                 продемонстрировать связь знаний, которые формируются при изучении математики в школе, с реальной жизнью;

2)                 способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к математике;

3)                 развить умение осуществлять опытно-экспериментальную работу, формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации.

 


[1] Компетентностный подход в профессиональном образовании. Монография. Под ред. А.А.Орлова. М.: Директ  – медиа,2014.

[2] Чуракова Оксана Викторовна МЕТОД ПРОЕКТОВ. ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методическое пособие для педагогов  руководителей проектов учащихся основной школы Под ред. д.ф.м.н., проф. Е.Я. Когана. ЗАО «Издательский дом «Федоров» ,г. Самара, ул. Куйбышева, 108,.2006.

[3] https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fpandia.ru%2F

[4] http://metodist.lbz.ru/content/files/rasp2506.pdf  Концепция развития математического образования в РФ.