Выступление на РМО учителей английского языка.
статья на тему

Кузнецова Мария Сергеевна

Выступление на РМО учителей английского языка по теме: " Доступность качественного образования, условия и возможности для развития" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_rmo_avgust_2015.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей английского языка

«Доступность качественного образовании,

 условия и возможности для развития»

Учитель английского языка: Кузнецова Мария Сергеевна,
                                                     МБОУ «СОШ №1», г.о.Кашира

25.08.2015 г.

В настоящее время, вне зависимости от состояния политической и экономической обстановки в стране воспитание и обучение подрастающего поколения относится к числу важнейших социально-значимых проблем. Одним из главных направлений деятельности системы образования является реализация Комплексного проекта модернизации образования. Цель его – повышение качества обучения и воспитания, уровень которых должен соответствовать современному уровню развития общества.         Модернизация образования является в настоящее время приоритетной задачей российской образовательной политики. Под модернизацией подразумевается – «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Процесс модернизации направлен на приведение системы образования в соответствие с новыми показателями качества.

С одной стороны, качество образования зависит от соблюдения требований образовательных стандартов. С другой стороны, ФГОС – лишь инструмент, с помощью которого можно пытаться управлять качеством образования в масштабах страны. Этот инструмент может быть интерпретирован по-своему разными участниками образовательного процесса.

На данном этапе отсутствуют критерии  оценки образования, включая самооценку участников образовательного процесса и  общественную экспертизу, оценка качества происходит только посредством ЕГЭ и ГИА; а также учитываются победители и призёры Всероссийских олимпиад школьников по общеобразовательным предметам.

ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, тем не менее, данный экзамен в полной мере не дает исчерпывающей информации для управления его качеством, в связи с тем, что сдача экзамена зависит и от ряда случайных факторов. Более того, качество получаемого образования не всегда соответствует качеству предлагаемого образования.   Поэтому, данный экзамен должен оставаться основным, но не единственным. Существует необходимость создания системы оценки качества образования, в связи с потребностью получения объективной информации о результатах обучения.

Следовательно, необходимы ориентиры для сравнения надежности системы оценивания. Хотя  интенсивно разрабатываются образовательные программы по совместной деятельности школ как партнеров в области общеевропейского образования и программ по участию в международных проектах,  следует подчеркнуть слабую интеграцию в международные системы оценки качества.

Россия принимает  участие в международных исследованиях достижений в области образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о положении России в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов. К сожалению, результаты российских выпускников значительно ниже, чем средние международные результаты.

Результаты подобных исследований подтверждают ту точку зрения, которая гласит, что «существующее  содержание общего образования - крайне устаревшее и перегруженное, наукообразное и нефункциональное, оторванное от реальных потребностей жизни». Действительно, российская школа, обеспечивая довольно высокие академические знания, недостаточно учит школьников их применению на практике. Хотя важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации.

Следовательно, модернизация подразумевает сокращение объема обязательного для освоения содержания. С моей точки зрения, главное, в погоне за более качественным образованием, отвечающим требованиям современного общества,  не утратить то положительное, что существовало в старой системе образования!

Хотелось бы привести пример из области преподавания иностранных языков. Целью обучения иностранному языку является формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции невозможно без ориентации на знания, навыки и умения, полученные учащимися на уроках литературы и истории, географии и культурологии. Раньше во многих школах ряд дисциплин проводился на иностранном языке, изучалась иностранная литература, история страны изучаемого языка и  история языка. В данный момент, эти дисциплины упрощены, хотя в ФГОС говорится о формировании социокультурной компетенции и об усилении культуроведческого аспекта. Безусловно, данные часы могут быть вынесены во внеурочную деятельность или программа может быть составлена с учетом  данных дисциплин, которые в основном и направлены на достижение личностных и метапредметных результатов.

Понятие «качество образования» - социально-педагогический феномен. Действительно, на данном этапе наше образование приобрело большую социальную направленность. Родители могут участвовать в формировании индивидуальных образовательных маршрутов своих детей.  Такой тандем «ученик - родитель – учитель» может добиться более высоких результатов.  Тем более что уровень познавательной мотивации у учащегося зависит не только от заинтересованности учителя и тех методов и приемов, которые он использует, но и от отношения родителей. К сожалению, в нашем обществе присутствует некий правовой нигилизм.  Даже при условии создания динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения и доступности, многие родители не реализуют свои права и обязанности в сфере образования.

По моему мнению, традиции продолжают преобладать над инновациями. Проблема заключается не в учительском консерватизме, а в том, что учитель не подготовлен к работе в новых условиях.  Необходимо научить педагогов внедрять эти идеи модернизации современного школьного образования в практику преподавания, ведь от этого зависит эффективность всего образовательного процесса.  Более того, изменять и обновлять содержание образования, осуществлять отбор содержания обучения, реализовывать стандарт, осуществлять процесс обучения с пользой для дела можно только с опорой на фундаментальные закономерности, лежащие в основе обучения.

«Качественное образование - залог процветания страны»

        Всероссийский форум под таким названием, организованный  Общероссийским народным фронтом, состоялся в Пензе в середине октября 2014 года.
        Форум собрал более 500  педагогов, учёных, руководителей вузов и школ, родителей, представителей общественных организаций, специалистов и руководителей министерств и ведомств, депутатов Госдумы.

На нем действовало пять дискуссионных площадок, обсуждались проблемы общего школьного, профессионального и высшего образования.

«Когда форумчане начали общаться в официальном формате (работа в секциях), я понял, что о заработной плате учителей в Московской области лучше молчать, потому что если в Дубне она составляет примерно 40 тысяч, то у педагогов, которые приехали из Северной Осетии, Якутии, не превышает 10 тысяч рублей»,  констатировал один из участников форума.

        В связи с этим учителя отмечали, что рост заработной платы происходит из-за сильного увеличения нагрузки, когда они вынуждены брать две ставки, а это 36 часов в неделю. Более того, директора стараются дать им большую нагрузку, для того чтобы соответствовать показателям, которые ставят перед ними муниципальные задания, правительство области, а это тоже не может не сказываться на качестве работы педагогов.
        «Не может не сказываться на том, как говорят, что происходит так называемое профессиональное выгорание. Все-таки в нашей профессии работают люди совестливые в большинстве своем и переживают, а когда они физически не могут сделать свою работу качественно, эта неудовлетворенность копится и переходит даже на физиологический уровень. Эта проблема общая для регионов, только острота ее везде разная»,  подытожил директор.
        При всем при этом, как он отметил, очень мало звучало вопросов о техническом перевооружении школы, все-таки проблема обеспеченности компьютерами в некоторых регионах остается, но стоит уже не так остро, как несколько лет назад.
        Что касается требований к современным условиям обучения детей, которые сегодня хотя и не очень большие, но с ними не могут справиться во многих районах, даже в центральной России.         Конечно, и в Московской области существует проблема с обучением детей во вторую смену (в Дубне, слава Богу, удается ее решать), а, например, в Долгопрудном, динамично строящемся районе, школьники вынуждены обучаться в две смены. А это беда для развития ребенка, для дополнительного образования.
        Плюс к этому добавились новые федеральные стандарты, которые предъявляют требования не только к качеству образования, к программному обеспечению, но и к созданию современных условий. Как минимум, в школе должно быть два спортзала (если вводим третий час физкультуры), разные игровые комнаты, специальные комнаты для внеурочной деятельности.
«А ведь, введя эти стандарты, нам уже предъявляют требования. Но сделать все перечисленное без создания условий крайне тяжело, даже невозможно. Здесь тоже возникает неудовлетворенность. И у учителя, и у администрации»,  поделился Александр Руденко.
        Еще одна проблема, озвученная педагогами, которые проработали очень много лет в образовании  – невероятное количество бумаг, которое сваливается  на учителя. В чем корень проблемы? Почему такое количество бумаг? Потому что с нас спрашивает управление, с управления спрашивает министерство, с него – федеральные профильные министерства.
        Частное мнение людей, которые собрались на форуме: очень большое количество перемен идет в образовании (реформы зарплаты, ЕГЭ, начальной школы, новые стандарты в среднем звене), и все в очень короткий промежуток времени. Плюс новые требования к аттестации учителя, конкурсы, где школы должны зарабатывать деньги, и дефицит кадров, который школьное образование все равно испытывает.
        «То есть, - отмечает директор, - функции усложнились, происходит все очень быстро: не успели осмыслить одно, а уже надо переходить к другому, и один мониторинг накладывается на другой. Плюс ведомства, которые требуют от нас массу разных отчетов.
        Например, в этом году в нашей школе была аккредитация, проверка качества образования министерством образования МО, перед ней комплексная проверка Управления образования, два раза в год нас пожарные проверяют, Роспотребнадзор (у нас летом работает лагерь). Плюс неожиданно возникающие из министерства «просьбы». Все валом валится»...
        В итоге форумчане озвучили просьбу регламентировать количество отчетов для образования. Не должна большая часть времени учителя отдаваться отчету: он должен быть с ребенком, должен быть включен в проблемы ребенка.

        На вопрос, какие главные проблемы в образовании увидели участники круглых столов, что также было озвучено,  директор первой школы ответил:
- Ложь и лукавство нашей образовательной системы. Оно пронизывает все. Советское образование исходило из того, что каждый человек мог освоить программу, которая предписана, но это не так. Тем более, мы взяли и усложнили требования программы, введя новые федеральные стандарты. Добавили и новые компетенции, и новое содержание, и, соответственно, увеличили нагрузку на учителя и на ребенка. А он и с тем-то рюкзачком старых требований не справлялся. Не может он с ними справиться ни при каких обстоятельствах...
        Но если учитель не показывает качество, 100% успеваемость, качество роста, то ни о какой аттестации его на высшую квалификационную категорию речи быть не может. Что происходит дальше: наступает 9 класс, выпуск, и нам говорят, мы сейчас независимо будем все сдавать, камеры везде повесим, другие учителя будут принимать экзамены, потому что тот, кто учит, не должен их принимать.
        А все эти Васи, Маши никуда ведь не делись, они не сдают экзамен и остаются на второй год обучения. Но и мы, и они, и родители знают, что  хоть три года повторяй обучение, экзамен они все равно не сдадут. И процент таких детей год от года растет.

- Очень обидно, - отмечает А.И. Руденко, - что в этом году школы Дубны не вошли в состав 500 лучших образовательных учреждений России. Почему? Потому что, как оказалось, только два критерия влияют  на это – победы  во всероссийских и международных олимпиадах и результаты ЕГЭ. То есть образовательная система никак не направлена на воспитание, хотя все признают, что оно является очень важным фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...