Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"
консультация на тему

Степченкова Маргарита Васильевна

В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)

Формирование навыков смыслового чтения

на уроках математики и во внеурочной деятельности.

(слайд 2)

Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать. Я

сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели.

И. Гете

        Современная эпоха глобализации и информатизации обнажила многие проблемы современного образования. Среди них особо выделилась проблема смыслового чтения.

(слайд 3)

        Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте,  отражающем социальный заказ нашего общества , в качестве обязательного компонента вошло  «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», что в современном информационном обществе носит метапредметный характер.

        Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающих смыслового содержания текста.

(слайд 4 – только на слайде)

        Составляющие смыслового чтения включены в структуру всех универсальных учебных действий, которые представлены на слайде.

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

        Т.к. чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, то это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В частности, данная работа должна проводиться и на уроках математики, казалось бы, на таком предмете, который меньше всего связан с чтением.

        Чтобы погрузиться в проблему смыслового чтения, предлагаю вам текст задачи из ЕГЭ по математике профильного уровня.

(слайд 5 - только на слайде)

Анатолий решил взять кредит в банке на сумму 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существует 2 схемы выплаты кредита:

  1. Банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга. Затем Антон переводит в банк фиксированную сумму, и в результате выплачивает долг тремя равными платежами.
  2. Сумма долга в конце каждого месяца также увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца подбираются так, чтобы сумма долга каждого месяца уменьшалась равномерно, т.е. на одну и ту же сумму.

Какую схему выгоднее выбрать? Сколько рублей будет составлять выгода?

        

Очень часто, обучающиеся даже не приступают к задачам подобного рода, т.к. их пугает объемный текст, многие не дочитывают задачу до конца.

(слайд 6)

А виной проблема, которая остро стоит перед обучающимися и преподавателями: недостаточное понимание смысла читаемого (задач, текстов, заданий) на уроках математики и во внеурочной деятельности.

(слайд 7)

Причин возникновения проблем при работе с текстом много:

  • своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения;
  • широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации;
  • сложно выделить главное и второстепенное для решения задачи;
  • тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами;
  • в текстах учебников математики имеются так называемые  «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы.

        В связи с этим перед учителем стоит цель: научить обучающихся работать с текстом задачи или другим математическим  текстом для выявления его детального смысла.

        Начинать эту работу на уровне основного образования следует с 5 класса. Увеличение нагрузки на уроках математика заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Один из способов – решение заданий занимательного характера. 

(слайд 8 - только на слайде)

Для этого на уроках и во внеурочное время я провожу «Веселые математические  минутки», на которых ребятам предлагаются веселые задачки, казалось бы, с очевидным ответом.  Но для того, чтобы правильно ответить на вопрос, ребятам нужно внимательно прочитать текст, осмыслить его и только потом ответить. В ход проведения таких игр лучше вносить соревновательный момент, тогда дети внимательно слушают соперников, более тщательно анализируют представленный текст задачки. Во время такой игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении текста.

  • Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая или чистая)
  • В комнате было: 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашел хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (2, у животных лапы)
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5, щука и угорь - рыбы)
  • Стоит в поле дуб. На дубе 3 сука, на каждом суке по 5 веток, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?(на дубе яблоки не растут)
  • На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробье, а потом еще 11. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?(1, остальные улетели)

Об использовании приемов технологии смыслового чтения на уроках математики я расскажу на примере урока по  теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости», которая изучается в курсе математики 6 класса.

(слайд 9)

        В начале урока, перед решением задач, следует повторить необходимые понятия данной темы. Для этого я использую прием «Дополнение информации» (необходимо заполнить пропуски в тексте определений несколькими словами)

(слайд 10 - только на слайде)

1.Частное двух чисел называют  ____________________  этих чисел.

2. _________________________ двух отношений называют пропорцией.

3. В пропорции а:b = c:d, числа a и d называют ________________ членами, а числа b и с – средними членами пропорции.

4. Две величины называют _________________________________ , если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

5. Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая ______________________  во столько же раз.

(слайд 11 - только на слайде)

        После решения простейших примеров из рассматриваемой темы, я обычно предлагаю обучающимся разбиться на пары, и каждой паре предлагается составить стихотворение из 5 строк по данной теме (прием «синквейн»), что позволяет детям синтезировать сложную математическую информацию, более глубоко ее осмыслить.

Математика

Тема (существительное)

Пропорциональность

Описание темы (2 прилагательных)

Прямая. обратная

Описание действия (3 глагола)

Выявляем, составляем, решаем

Описание (фраза из 4 слов)

Живет в окружающем мире

Синоним темы (существительное)

Зависимость

        Иногда очень рациональным бывает «нестандартный подход» для более глубокого анализа текста. Например, рассмотрение пословиц для выявления прямой и обратной пропорциональности. Дети должны были из ряда пословиц выбрать свои и составить снеговика.

(слайды 12-16)

 Данная работа достигает 2 цели: во-первых,  ребята более глубоко и с интересом разбираются в теме, а во-вторых, учителю легко проверить знания детей.

        Эти и другие приемы технологии смыслового чтения я применяю на различных уроках и на разных их этапах.

        Кроме того, к технологии смыслового чтения я прибегаю и во внеурочное время. Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

(слайд 17)

        Мною разработана программа учебного курса « Мнемотехника – помощник математике», который проводится в 8 классе. Программа данного учебного курса ориентирована на изучение мнемонических методов запоминания математического материала и приобретение определенного опыта самостоятельно формулировать мнемонические правила и формулы, используя изученные приемы мнемотехники. Этот курс реализуется в рамках педагогического проекта «Мнемоника – математики гармоника».

        Цель курса:повышение у обучающихся мотивации к изучению математики, развитие математических, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, обобщенных умственных умений. 

Процесс познания должен стать живым делом, а не работой по запоминанию скучных правил и законов.

(слайд 18 – только на слайде)

Теорема Виета легко запоминается :

Познакомили поэта

С теоремою Виета,

Оба корня он сложил —

Минус   p  он получил,

А корней произведение

Даёт   q   из уравнения.

Если очень постараться,
Можно сразу
пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Ассоциации:

  • Переносишь слагаемое за границу – поменяй паспорт.
  • Мы идем в гости – мы переодеваемся.

        Мнемотехника (или мнемоника)  - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов. А для этого необходимо более осмысленное изучение предложенного текста.

        Мы изучили основные  приёмы мнемотехники:

  • Рифмизация
  • Фразы из начальных букв
  • Использование созвучия
  • Использование ярких ассоциаций
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций
  • Метод Цицерона

        

        Из обучающихся, посещающих курс, была организована агит-бригада с целью популяризации мнемонических приемов обучения в области математики, которая проводила внеклассное мероприятие в 7 – 9 классах «Математические посиделки». В настоящее время осуществляется работа по созданию веб-сайта «Математический флешмоб», на котором будут созданы обновляемые веб-страницы:

- теоретическая информация о мнемонических приемах;

- «Библиотека мнемонических приемов»;

- веб-страница онлайн-тестирования «Я люблю математику»по основным правилам, теоремам, понятиям и формулам математики.

(Слайд 19)

Используя на уроке приемы смыслового чтения, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала.Кроме того,  при переходе от одного приема к другому меняется активность разных зон головного мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики МБОУ « Ярцевская средняя школа № 1» Степченкова М.В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Слайд 2

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели. И. Гете

Слайд 3

Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающих смыслового содержания текста.

Слайд 4

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Слайд 5

Анатолий решил взять кредит в банке на сумму 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существует 2 схемы выплаты кредита: Банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга. Затем Антон переводит в банк фиксированную сумму, и в результате выплачивает долг тремя равными платежами. Сумма долга в конце каждого месяца также увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца подбираются так, чтобы сумма долга каждого месяца уменьшалась равномерно, т.е. на одну и ту же сумму. Какую схему выгоднее выбрать? Сколько рублей будет составлять выгода?

Слайд 6

Проблема - недостаточное понимание смысла читаемого (задач, текстов, заданий) на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Слайд 7

Причины: своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения; широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации; сложно выделить главное и второстепенное для решения задачи; тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами; в текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы.

Слайд 8

Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая или чистая) В комнате было: 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашел хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (2, у животных лапы) Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5, щука и угорь - рыбы) Стоит в поле дуб. На дубе 3 сука, на каждом суке по 5 веток, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (на дубе яблоки не растут) На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробье, а потом еще 11. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке? (1, остальные улетели)

Слайд 9

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Слайд 10

1.Частное двух чисел называют ____________________ этих чисел. 2. _________________________ двух отношений называют пропорцией. 3. В пропорции а: b = c : d , числа a и d называют ________________ членами, а числа b и с – средними членами пропорции. 4. Две величины называют _________________________________ , если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. 5. Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая ______________________ во столько же раз.

Слайд 11

Математика Тема (существительное) Пропорциональность Описание темы (2 прилагательных) Прямая. обратная Описание действия (3 глагола) Выявляем, составляем, решаем Описание (фраза из 4 слов) Живет в окружающем мире Синоним темы (существительное) Зависимость

Слайд 12

Построение снеговика

Слайд 13

Чем выше пень, тем выше тень . Чем больше народа, тем меньше кислорода. Счастье пытать – деньги терять. Кто мало говорит, тот больше делает.

Слайд 14

Как посеешь, так и пожнешь Какова работа, такова и плата. За терпенье дает бог спасенье. Кто много грозит, тот мало вредит.

Слайд 16

Проверим построение снеговиков 1 вариант (прямая пропорциональность) 2 вариант (обратная пропорциональность)

Слайд 17

учебный курс « Мнемотехника – помощник математике» Цель курса - повышение у обучающихся мотивации к изучению математики, развитие математических, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, обобщенных умственных умений.

Слайд 18

Теорема Виета легко запоминается : Познакомили поэта С теоремою Виета, Оба корня он сложил — Минус p он получил, А корней произведение Даёт q из уравнения. Если очень постараться, Можно сразу пи прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный . Ассоциации : Переносишь слагаемое за границу – поменяй паспорт . Мы идем в гости – мы переодеваемся.

Слайд 19

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»

Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...