Сообщение на методическом объединении учителей русского языка
учебно-методический материал на тему

Федотова Светлана Викторовна

Обучение написанию глухих школьников сочинений-описаний природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_metod.obed_._uchiteley_russk._yaz.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

 Сообщение на методическом объединении учителей русского языка

«Обучение написанию

сочинений-описаний природы

глухих школьников»

                                               

                                                Подготовила

                                                       учитель русского языка

                                                           Федотова С. В.

Октябрь, 2016 год

Школьное сочинение – это творческая устная или письменная работа, в которой ученик излагает свои мысли и выражает индивидуальные интересы, даёт выход своему воображению.

    Обучение глухих школьников связной речи на всех этапах должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе – точной и выразительной связной речи  (устной и письменной).

   Применительно к сочинению необходимо формировать следующие умения:

- умение раскрывать тему высказывания,

- умение раскрывать основную мысль высказывания,

- умение собирать материал к сочинению,

- умение систематизировать собранный материал к сочинению,

- умение совершенствовать написанное,

- умение строить высказывание в определённой композиционной форме.

    Среди сочинений на основе личных впечатлений и наблюдений в особую группу можно выделить сочинения-описания природы. Описание обучающимися природы играет важную роль в развитии наблюдательности, развивает мыслительные операции, учит выделять существенное.

   В сочинениях-описаниях природы отсутствует сюжет, действующие лица, события. В них  изображаются картины природы, отдельные явления, действия. Описание строится по определённой композиционной схеме: сначала обычно передаётся общее впечатление, затем называются отдельные признаки и высказывается отношение автора к объекту изображения. Для описания характерно обилие прилагательных, эпитетов. При обучении написанию сочинений-описаний природы учитель сообщает учащимся о характерных признаках, которые присущи только данному виду сочинений.  

   При накоплении словаря к сочинению-описанию природы учитель обучает подбирать слова, близкие и противоположные по значению, эпитеты, сравнения, точные выражения. Педагог обучает школьников также использовать в сочинениях пословицы и поговорки, отрывки из стихотворений русских поэтов, в которых описываются времена года, явления природы, цветы и др.

Проводятся экскурсии в природу. Некоторые описания делаются по аналогии с данными учителем образцами, которые сначала лучше проанализировать. Например,  учащиеся читают описание летнего утра, а затем по аналогии с ним описывают летний вечер. В сочинениях-описаниях природы глухих школьников также нужно обучать употреблять сложные предложения с союзами и союзными словами как, как будто, словно  (изначально учитель показывает образцы). Первые сочинения-описания дети пишут по вопросам, активно используя накопленный словарь.

   Обучение сочинению включает три этапа: подготовка к сочинению, его написание и совершенствование написанного.

   При объявлении темы предстоящего сочинения   учитель должен объяснить цель написания данного сочинения. Научить раскрывать тему сочинения. Подготовка к сочинению обычно начинается с вступительной беседы. Например, при подготовке к сочинению-описанию природы на тему «Прилёт птиц», проводится беседа о признаках (приметах) весны, также можно делать выписки из отрывков художественной литературы по данной теме. При накоплении материала к сочинению необходимо использовать разнообразные источники для обогащения словарного запаса обучающихся. При накоплении материала необходимо вводить в речь детей новые слова, выражения, родственные слова, синонимы. Так, например, при описании весеннего неба ученикам можно сделать такие записи в черновых тетрадях:

небо – весеннее, высокое, голубое, покрыто облаками, чистое, безоблачное,…

   После накопления материала происходит отбор, обсуждение и систематизация собранного материала (беседы, выделение существенного, составление плана). Собранные записи могут дополняться учениками и учителем. Собранный материал систематизируется в соответствии со структурными частями сочинения (вступление, основная часть, заключение).

   В работе над планом необходимо учить выделять основные части сюжетной линии повествования. Учитель обучает составлять план сочинения в виде вопросов, повествовательных или назывных предложений. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению плана. В старших классах составление плана необязательно.

 

    После собранного материала ведётся работа по словесному, речевому оформлению сочинения, то есть составляется связный текст. Начинается составление устного сочинения (чаще дети рассказывают его по частям или по плану). В ходе рассказывания вносятся исправления допущенных ошибок учителем или самими учащимися.  

   Написанию сочинения отводится отдельный урок. Сочинения пишутся на черновике или начисто. В ходе письменной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, организует самопроверку сочинений, выписывает на доску трудные для написания слова и выражения. Учитель также может подчеркнуть некоторые ошибки учащихся, но не исправлять.

    Заканчивается работа над любым видом сочинения тем, что учитель читает отдельные сочинения, обосновывая их достоинства, анализирует работы остальных учащихся, работает вместе со всем классом над типичными ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...