внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма
статья на тему

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_tmtso_2018.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Выступление ТМЦО «Гармония:

«Внеклассная работа как средство воспитания патриотизма и гражданственности»

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

2018

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству.

Обратимся к терминологии. Что же такое «патриотизм»? В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Гражданственность, или гражданская позиция – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны.

Как обстоит дело с воспитанием гражданственности и патриотизма сегодня, даже не нужно вам рассказывать.  

Следует заметить, что с ликвидацией пионерской и комсомольской организаций был утерян действенный инструмент воспитания. Поэтому в современных условиях наибольшая нагрузка в воспитании этих качеств ложится на внеурочную деятельность и такие учебные предметы, как «Окружающий мир» и «Чтение» (в начальной школе), и «Литература», «Обществознание» и «История» (в основной и старшей школе).

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, из Интернета, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

Воспитание патриотизма я всегда считала основной составляющей на уроках истории и на внеклассных занятиях. Первое, что я должна привить своим детям – это любовь к своей истории, Родине, городу. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн: Куликовская битва, Невская битва и Ледовое побоище, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Особый интерес в деле развития патриотизма представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Важно, чтобы учащиеся на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского.  Поэтому учащимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. 

Уроки мужества и внеклассные мероприятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.

Мною был проведен урок мужества «Курская дуга», посвященный одному из самых тяжелых и выдающихся событий истории Великой Отечественной войны. Главной задачей урока – показать историческое значение курской битвы на конкретных исторических примерах. К уроку ученики 10 класса подготовили сообщения о подвигах советских солдат, проявившие мужество и героизм в битве под Курском.

Уроки памяти способствуют развить чувство собственного достоинства и умение уважать права других, воспитывать у учащихся стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире. («Что такое холокост? Помнить и никогда не забывать» урок памяти в 11 классе, «Хрустальная ночь» в 9 классе).

Среди учащихся 7-10 класса было проведено внеклассное мероприятие, посвященное Дню победы в Великой Отечественной войне «Будем жить и помнить». Это мероприятие направленно на формирование представления учащихся о гражданственном долге, мужестве и героизме, способствует развитию творческих способностей учащихся (умение петь, читать стихи).

Одно из определения гражданственности разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны. В рамках этого направления была проведена командная игра «Турнир знатоков права» среди учащихся 9, 11 классов, задачей которой является воспитание гражданских качеств и формирование в неформальной обстановке у школьников правовой культуры.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма выполняет проектная деятельность учащихся. Например, на уроке истории «И подвиг ваш мы будем помнить свято», посвященный Дню Героя Отечества, ученики 6 класса подготовили проекты о героях России в современном мире.

Подводя итог своего выступления, я хотела бы обратить внимание на направлениях деятельности учителя истории и обществознания по воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников:

  1. роль личности в истории;
  2. героические страницы в истории Отечества;
  3. использование на уроках истории произведений живописи, музыки, литературы, демонстрация фотографий, видеосъемок, которые способствуют формированию у учащихся яркой и целостной картины того или иного события отечественной истории.

Каждый урок истории России – это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и  Гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....

"Внеклассная работа как средство воспитания ЗОЖ в школе и подготовка учащихся к ВФСК ГТО"

Материал о том, как ведется  внеклассня работа в образовательном уреждении....