Статья в методический журнал
статья (11 класс) на тему

Аналитическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_v_metodicheskiy_zhurnal.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Чебунина Наталья Валерьевна, участник районного конкурса «Учитель года»

                                                                                                                                                       

Статья в методический журнал

Направление:  Русский язык

Название работы:  «Молодёжный сленг как показатель  развития общества»

Введение

   Язык развивается... Эта банальная мысль тут же обычно обрывается и замирает. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической субъектностью.  Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш век все более технический. Ну, и,  конечно,  язык  формируют поэты и писатели, профессионалы слова. Однако вклад этот удивительно мал.  Сам по себе язык не может развиваться.  Его развивают.  И основную роль в развитии языка играют дети.   Предоставленные сами себе и стихиям свободного существования,  дети  начинают хватать любые языковые выражения, и при этом неподражаемо и свободно занимаясь словообразованием и даже грамматическими инновациями.

   Молодежный сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы "выныривают" на поверхность литературного разговорного языка. Действительно, несмотря на объективное существование молодежного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся, поэтому есть трудности в изучении этой темы. Во времена дедушек и бабушек деньги могли называться рупии, тугрики, во времена родителей - монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки,  баксы.   Считается, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.         

   Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?

Десять-двадцать лет –  ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается. Так, состояние русского языка в семидесятые и девяностые годы может служить прекрасным подтверждением этого факта. Изменения коснулись и самого языка, и, в первую очередь, условий его употребления. Если использовать лингвистическую терминологию, то можно говорить об изменении языковой ситуации и появлении новых типов дискурса. Общение человека из семидесятых годов с человеком из девяностых вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом из-за простого непонимания языка и, возможно, несовместимости языкового поведения. В качестве подтверждения достаточно указать наиболее заметное, хотя и не самое интересное изменение: появление огромного количества новых слов (в том числе заимствований), а также исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона.

   Очевидно, что и сами языковые изменения, и их скорость в данном случае вызваны не внутренними причинами, а внешними, а именно – социальными преобразованиями и изменениями в жизни русскоязычного общества. Прежде чем говорить о современном языке, следует вспомнить его недавнюю историю.

   В течение 20 – го века русский язык трижды  попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития. Первая связана с   Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой. Период не только решительного забвения классического русского языка 19- го века,   но и время мощнейших струй новых слов и грамматических подновлений. Вся революционная грамматика, стилистика и лексика внедрялась в русский язык не только и не столько вождями революции, сколько малолетними революционерами. Не менее мощной, но иной струей развития языка стало его криминально-хулиганская демократизация. Эту лингвистическую волну внес класс беспризорников, по численности вполне сопоставимый с классом пролетариев, по сведениям 1922 года их насчитывалось до семи миллионов или около пяти процентов всего населения страны.       Именно тогда возник, как мне кажется, уникальный феномен смеси жаргона со сленгом – принципиально открытой речи самовыражения.  Вторая волна связана со   Второй мировой войной. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы) беспризорники, безотцовщина… Влияние войны и связанных с нею невзгод сказывается, к сожалению,  в другом. У мальчиков был перерыв в учебе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдает погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами. В то время возникли возвратные глаголы типа: штудироваться (учиться),  вашиться (мыться),  хайлиться (здороваться).   Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется более 10 – и лет и неизвестно, сколько еще протянется. С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизации рухнуло советское государство, но и  советский народ. Рухнул советский человек, советская мораль, советская семья – идеологическая ячейка общества. Родители оказались по преимуществу моральными банкротами в глазах своих детей. Это нравственное сиротство целого поколения – явление гораздо более страшное,  чем кажется. "Беспридел", "общак", "стрелка", "тусовка", "стволы", "путана", "зелень" - все это хлынуло из зон и малин в газеты и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.      Нынешнее буйство русского языка уже не сдерживается шиканьем родителей, которые не то "шнурки в стакане" (так говорят о родителях, сидящих дома), не то паханы (о них же, но сидящих в казенном доме).   Проблема отцов и детей, паханов и пацанов, с точки зрения развития русского языка, означает сегодня невиданный и беспримерный взрыв языка. И дело вовсе не только в огромном притоке новых слов или американизации речи.  Главное, что происходит, - освобождение языка от пут морали.  Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто- нибудь из нас понимает последствия этой свободы?  

   Наметившаяся в современном языкознании тенденция по усилению интереса исследователей к языку говорящих субъектов поставила перед лингвистами ряд новых проблем, в том числе выявления классификации лексики, непосредственно связанной с выражением человеческих чувств и эмоций. Трудность ее изучения не в последнюю очередь связана с межпредметностью данного вопроса, который находится на стыке языкознания, психологии, философии и других наук, изучающих психосоциальную деятельность человека. С развитием массовой информации: прессы, радио, телевиденья, Интернет – технологий понятие сленг потеряло свой первоначальный смысл, а он заключался в следующем:  Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов. Теперь, на мой взгляд, определение сленга должно быть следующим: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

   В последнее время мы все чаще встречаем случаи пополнения русского языка иностранными словами. И в силу все более нарастающей популярности английского языка, большинство новых слов приходит именно из этого языка.  Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную.

   Эта часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером.

Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.

Вульгаризмы – это грубые слова, не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.

Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группы, "которые несут тайный, непонятный для всех смысл". Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.

   Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.

     Но не следует забывать о том, что молодежный жаргон достаточно быстро обновляет свой лексический состав, пополняясь новыми единицами, и уже, поэтому дальнейшие исследования в данной области могут привести к неожиданным и интересным результатом.   С помощью сленга говорящий наиболее полно и свободно выражает свои чувства и эмоции.    Социальные изменения, связанные с изменениями в структуре общества, привели к определенному расшатыванию традиционных литературных норм. Это находит отражение не только в увеличении количества речевых ошибок, но и в существенном изменении словарного состава языка.     На фоне растущего негативизма в обществе, стремления к освобождению от привычных норм развивается и укрепляется тенденция к отчуждению от «формализованного» общества и его установок, в том числе и языковых, лексических. Формируется социализированное антагонистическое сознание – быть не как все, что находит свое отражение,  прежде всего,  в языке наиболее восприимчивой к новым веяниям культуры социальной группы – в языке молодежи, являющемся объектом данного исследования.  В речи учащихся нашей школы можно часто услышать молодёжный сленг, проблем  много, наши подростки негативно оценивают сотрудников ОВД, часто не доверяют друг другу, испытывают разочарование, срываются по пустякам, в свободное от занятий время  сидят за компьютером, мало читают художественной литературы. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык  отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска.  Поколение молодых сменяются через пять – семь лет, а с ними меняется и сленг.                  Мне кажется, что история сленгов - всегда поучительная,  как и все перевернутое вверх ногами общество. Вот почему можно сказать: наши молодые резко отличались от своих старших родственников хотя бы тем, что пользуются сленгом.

   Язык развивается…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в научно-методический журнал "Чтение с увлеченим".

В данной статье предложены некоторые приёмы работы с книгой....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

"Новое использование исследовательских работ обучаемых на уроке и дома". Статья в разделе "Методика" стр. 7-9 научно-методический журнал "Физика" №11-12 (984) 2017г.

Исследовательские работы на уроках физики можно применять в целом ряде аспектов:– в качестве наглядного экспериментального материала, подтверждающего справедливость теоретических научных положений;– в...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Саморазвитие личности школьника через исследовательскую деятельность" (№ 5, 2014)

В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и ...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)

В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...

Статья в методический журнал "Формирование педагогического мастерства в современной школе"

Формирование педагогического мастерства в современной школе...

Статья в методический журнал

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЭТНОКУЛЬТРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...