Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"
материал на тему

Рупас Оксана Анатольевна

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.Важно воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самстоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

 "Школа-интернат для обучающихся с  тяжёлыми нарушениями  речи

городского округа Подольск Московской области"

ДОКЛАД

НА ШКОЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой  образовательной среды"

Подготовила:  воспитатель

Рупас Оксана Анатольевна

Подольск, 2018

1.Актуальность

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Важно воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

В  различных сферах общества сегодня предъявляются достаточно высокие требования, среди которых особое место занимают

- креативные умения и качества: умение осуществлять поиск нового знания для решения практических задач, применять уже известные знания в нестандартных жизненных ситуациях;

- способность к преобразованию окружающего мира;

- готовность к сотрудничеству, саморазвитию, реализации собственных возможностей и др.

 В этой связи повышаются и требования к созданию в процессе обучения и воспитания современных школьников условий, позволяющих им развивать свой творческий потенциал.

Но что мы имеем в настоящий момент большинство учащихся не раскрывает в детстве свои способности, свой творческий потенциал. Вследствие этого дети могут испытывать трудности в личностной самореализации в будущем. Поэтому создание педагогических условий, выявление возможных путей и направлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности школьника являются наиболее актуальными на сегодняшний день в педагогической практике.

2.Творческая личность, способности, задатки

        Каждый человек обладает своим творческим потенциалом.

       Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
         Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.
           Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

 Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в  процессе индивидуального развития  и обучения.

            Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:
- расширение общего кругозора и эрудиции детей,

- пополнение словарного запаса,

-  повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;

-  овладение учащимися умственными и практическими умениями;

- диагностика творческих способностей личности;

-  контроль знаний и умений со стороны учителя;

-  актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

        Хотелось бы обратить особое внимание, что развитие творческого потенциала и творческой личности невозможно без наличия способностей.

        Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и органов движения, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Задатки являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2. Задатки многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.

        От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему ( общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей.

 Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

  Способности - это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

        В  психологии обычно различают общие и специальные способности.

        Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

        Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

        Неотъемлемый компонент способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

        Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

Способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, а так же необходимо рассматривать динамику развития способности.

3.Изучение личности, интересов и способностей

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. 

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. 
        Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств. 

Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 

1.Психодиагностическая  деятельность

Изучение должно быть направлено на выявление особенностей психического развития ученика. Оценка результатов диагностики производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом путем сопоставления их с данными предыдущих диагностических проверок того же ученика для выявления характера и величины его продвижения, собственных его усилий.

Наблюдение

Изучение продуктов труда школьников. Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др.

        Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин и внеурочных занятий до использования различных анкет, опросников. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делается не на оценке актуального уровня способностей, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.

4.Условия развития

На что хотелось бы обратить внимание, это мотивы творческого развития и непосредственно связанные с ними интересы и потребности. Именно потребностно-мотивационная сфера составляет основу любого вида деятельности и развития личности человека, тем более, творческого. Вполне очевидно, что те или иные способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают всю его личность и способствуют ее развитию.

        В школьной практике мы часто сталкиваемся с тем, что у определенной группы детей (порой это большинство учащихся в классе) отсутствует мотивация (интерес, потребность) к изучению того или иного предмета (бывает и так, что у ребенка совсем нет желания учиться и даже ходить в школу). Это часто оказывает решающее влияние на процесс развития личности учащегося.

Поэтому вся тонкость педагогического искусства сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка в той или иной деятельности, выявить его потребности или как-то иначе мотивировать. При этом, я считаю, мотивы не должны быть навязанными. В такой ситуации ученик действует, что называется, из-под палки, а искренний интерес отсутствует. Если же у ребенка есть этот интерес, есть потребность (например, узнать что-то, научиться чему-то), то и работа учителя, в значительной степени упрощается и состоит лишь в том, чтобы помочь ученику, направить его, подсказать. Ребенок сам будет активно действовать и узнавать что-то новое, а значит развиваться как творческая личность.

        Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать учащимся возможность раскрыть себя и свои способности? Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов, признания и т.д.

        Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.

        Но перед тем, как ребенок сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех учащихся независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.

        Важно, однако, помнить и о том, что у творчества есть субъективная сторона, связанная с переживанием самого процесса творчества, которая может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.

        Для развития творческой личности детей необходим развивающий характер их деятельности, что может быть достигнуто с помощью создания проблемных ситуаций. Деятельность должна быть максимально трудной, но одновременно выполнимой, находиться в зоне потенциального (ближайшего) развития ребенка.

        Личность самого педагога тоже имеет значительное влияние на процесс творческого развития детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

        Обобщая сказанное, отмечу, что наша задача, как учителей и воспитателей, состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, “огонька в глазах”, состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты.

        Отмечу и другие возможности и формы организации образовательного процесса с целью развития творческой личности учащихся:

  • проведение детских фестивалей и конкурсов (как внутри школы, так и на муниципальном, областном и других уровнях), где дети могут представить поделки, рисунки и другие продукты собственной творческой деятельности;
  • проведение предметных олимпиад и научно-исследовательских конкурсов, где ребятам дается возможность решать нестандартные задачи или комплексные проблемы;
  • использование технологии педагогических мастерских , модульной технологии, технологии адаптивного обучения и др.

5.Заключение

        Я попыталась раскрыть сущность проблемы развития творческой личности учащихся в условиях современного образования и представить возможные пути ее решения. Считаю целесообразным сформулировать ряд выводов:

  • под развитием творческой личности учащихся следует понимать развитие в школьниках на основании их интересов и потребностей активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию материальных или нематериальных продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, уникальностью, оригинальностью;
  • проблема развития творческой личности учащихся может быть охарактеризована такими компонентами как: потребностно-мотивационная сфера, содержание образования и его связь с практикой, условия развития творческой личности школьников. Все составляющие необходимо учитывать при организации деятельности детей, направленной на их творческое развитие;
  •  школа предоставляет широкие возможности для развития творческой личности учащихся; творческая деятельность может быть организована как во время уроков, так и во внеурочное время (исследовательская работа, объединения дополнительного образования и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Доклад "Трудный" ребенок. Самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия ци...

ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"...