Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии
статья на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Выступление на методическом объединении учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

«Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий точный прогноз на будущее. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Существенно влияют на здоровье ряд факторов: окружающая среда – 20%, генетическая предрасположенность – 20%, развитие здравоохранения – 10%, образ жизни – 50%. По данным НИИ педиатрии: 14 % детей практически здоровы, 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Будущее наших детей – в наших руках». Значит,  от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Именно поэтому возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать,  прежде всего на общую культуру детей. Важно создавать у ребёнка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Моя основная задача как учителя – формирование стремления вести здоровый образ жизни, понимать необходимость сохранения здоровья. Особое внимание уделяется формированию ЗОЖ на уроках биологии и внеклассных мероприятиях по этому предмету. Практически на всех уроках мы говорим о мудрости здорового образа жизни, раскрываем взаимодействие человека и среды, экологии и здоровья. Для достижения поставленной задачи важно сформировать психологическую установку на ЗОЖ, создать предметную среду, направленную на формирование привычки быть здоровым, использовать разные педагогические средства, что бы ослабить влияние таких социальных факторов как курение, алкоголь и наркотики.

Мной пересмотрена программа курса биологии с учётом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса. В каждой параллели классов запланированы уроки, интегрирующие материал по вопросам ЗОЖ:

  • 6 кл.: лекарственные и ядовитые растения, пищевые растения и здоровое питание, болезнетворные бактерии и инфекционные заболевания, ядовитые грибы и меры первой помощи при отравлении ими;
  • 7 кл.: ядовитые животные, гельминтозы и меры профилактики глистных заболеваний, паразитические простейшие и предупреждение заболеваний, вызванных ими, понятие о личной гигиене и питьевом режиме, правилах приготовления пищи;
  • 9 кл.: наследственные заболевания, влияние факторов среды на индивидуальное развитие человека, развитие фенотипа организма, мутации и факторы, их вызывающие;
  • 11 кл.: патогенные микроорганизмы, вирусы и вирусные заболевания, СПИД;
  • 8 кл.: нарушение осанки и плоскостопие, предупреждение заболевания сердца и сосудов, гигиена питания, заболевания органов пищеварения, витамины и нормы питания, гормоны и их влияние на организм, заболевания и повреждения кожи, вред наркогенных веществ, курения и алкоголя, вредные привычки и способы избавления от них, меры первой помощи при травмах, кровотечениях, поражениях органов дыхания, отравлениях, тепловом ударе и др. , укрепление иммунитета и закаливание, СПИД и др.

В рамках рабочей программы в 8 классе используется курс лабораторных и практических работ, выполняемых на уроках: «Проверяем правильность осанки», «Измерение пульса», «Определение скорости кровотока в сосудах», «Проверка вестибулярного аппарата», «Изучение внимания и памяти». Часть практических работ учащиеся выполняют дома в качестве летних заданий: «Перестройка динамического стереотипа», «Функциональная сердечно-сосудистая проба», «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» и др. Летние задания по анатомии и физиологии человека включают творческие работы по гигиене человека, учащимся предлагаются на выбор темы для рефератов и проектов.  При изучении раздела «Генетика» решаем задачи, где практически доказываем передачу наследственных заболеваний от родителей к детям и делаем выводы о необходимости знания своей родословной и медико-генетического обследования молодых родителей, чтобы избежать нежелательных последствий.  На практических занятиях учимся оказывать первую медицинскую помощь и понимать, что от правильно и своевременно оказанной первой помощи может зависеть жизнь человека. При проведении уроков и практических работ помогает использование разнообразных модулей ФЦИОР.

Валеологическая направленность присутствует в выборе мероприятий для проведения предметных недель по биологии: «Зелёная аптека», «Здоровье в саду и на грядке», «Путешествие на поезде Здоровье», «Фитобар», «Кожа – зеркало здоровья», «Здоровье – богатство на все времена», «Суд над сигаретой» и др., ежегодном проведении дней борьбы с наркотиками, СПИДом, курением, конкурсов агитбригад. Формы проведения мероприятий самые разные: викторины, ролевые игры, устный журнал, диспуты и др.

Одной из сторон формирования ЗОЖ  является научно-исследовательская работа учащихся и их участие в научно-исследовательских конференциях в школе и на уровне города. Этот вид работы, к сожалению, не вызывает должного интереса у учащихся по сравнению с написанием творческих работ по тематике ЗОЖ.

На уроках биологии мы говорим не только о разрушении здоровья, но и о его созидателях: личной гигиене, физическом воспитании, умении отдыхать, правильном питании и др. Стрессы и малоподвижный образ жизни разрушают здоровье человека, а ведь здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Одной из самых важных задач на сегодняшний день в системе образования считается сохранен...

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии.

В статье содержится материал по проблеме введения тематики здорового образа жизни в содержание предмета биологии. Дано примерное планирование тем курса биологии, содержащих материал по вопросам ЗОЖ....

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...