Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы
методическая разработка (6 класс)

Решетникова Марина Васильевна

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

         Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостное образовательное пространство школы

Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, сохранению исторического прошлого и уважительного отношения к старшему поколении

Таким образом, основные задачи школьного музея следующие:

– участие в совершенствовании образовательного процесса в школе; 
– участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда; 
– участие в научно-исследовательской деятельности; 
– проведение внеклассных мероприятий среди учащихся

        Школа является одним из источников формирования гражданско-патриотического воспитания. В образовательном учреждении МБОУ «Зарубинская ООШ», работа в нашем музее «Исток» дает возможность обучающимся постигать прошлое, изучать традиции и  обычаи своего народа. На уроках истории, географии, биологии и уроках краеведения мы широко используем фонды школьного музея: экспонаты, связанные с ВОВ,  коллекции полезных ископаемых, чучела животных,  фотофонд  музея. По материалам музея обучающиеся пишут рефераты, делают сообщения на уроках, проводят познавательные, интересные экскурсии и мероприятия.

       Материалы из музейного фонда не просто пылятся на полках музея, его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках, они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, экскурсии, прослушивание ученических сообщений и сочинений и т.д.

Использование материалов музея можно разделить на три направления:

1. Исследовательская деятельность.

2. Уроки. Учебная экскурсия

3. Внеклассные занятия.

       Первое направление. Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет обучающимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.

Мои ученики, почти все – краеведы, собираем экспонаты всей школой. Собирательская работа даёт широкий диапазон исследовательской деятельности главная цель, которой – научить детей самостоятельно осуществлять поиск и работать творчески. Ребята в ходе работы получают новые знания, открывают для себя новый мир. И подтверждение есть – это участие в Банзаровских чтениях, НПК «Шаг в будущее, «Первые шаги»,  и в конкурсе «С рюкзаком по родному краю»», где показывают  хорошие результаты своей исследовательской работы, результат - многочисленные дипломы и грамоты, полученные ребятами!

Также ребята ведут поисковую работу,  которая способствует обогащению музейного фонда предметами крестьянского быта. Встречи с жителями села во время сбора экспонатов оказывают благотворное воздействие на школьников. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков. Представители старшего поколения с радостью делятся своими житейскими впечатлениями, рассказывают об укладе народной жизни, дарят старинные вещи для музея. Постепенно у школьников происходит как бы переоценка ценностей: то, что раньше не замечалось, наполняется новым смыслом, новым содержанием.

В «Исследовательской деятельности» совместно с учащимися были созданы следующие  проекты:

  1. «Улица в честь героя Ульянова К.И.»;
  2. «Директора школы»;
  3. «Книга памяти»;
  4. «Археологические памятники села»
  5. «Война в моей семье»;
  6. «Моя родословная».
  7. «Ботанический памятник природы «Гора Хараты»

      Второе направление – уроки, учебная экскурсия

В своей работе применяю различные виды учебной деятельности: Это

- учебная экскурсия;

-урок- экскурсия в музей;

-использование музейных материалов в качестве учебных пособий учащимися и учителями на уроке;

Урок экскурсия в музей активизирует восприятие ребят, т.к.: информация в музее конкретна, обладает предметной наглядностью, музейный предмет воздействует на чувства человека. Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление. В музее проводятся уроки физики при изучении темы «Механика», когда дети знакомятся с устройством проигрывателей и швейной машинки, экспонаты которых выставлены в музее, здесь часто проходят уроки истории, рассказывающие о сражениях в ВОВ, оформлены стенды «Ветераны ВОВ и труженики тыла», «Дети войны». Часто используется материал музея и на уроках географии. Так при изучении «Состав населения» в 8 классе мы идём в музей и изучаем культуру, обычаи наших предков, обращаемся к стенду  «Этнография села Зарубино.  При изучении   тем «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые» учащиеся знакомятся с  имеющейся коллекцией минералов нашей Бурятии, которая постепенно пополняется за счёт сбора горных пород во время выезда на экскурсии учащимися, учителями и родителями, которые мы можем предложить в качестве обмена или реализации готовой продукции.

Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно – воспитательному процессу, являясь методом обучения ребят музейными средствами. Ее главный отличительный признак - тесная связь с учебной школьной программой, которая определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Учебную экскурсию проводит учитель – предметник. Тематика экскурсий разнообразна, распространяется на все отрасли знания, которые обеспечены материалами в школьном музее: историю, географию, краеведение, литературное чтение и т.д. Учащихся, с хорошей дикцией также привлекаю к экскурсионной и лекционной деятельности.  А дети с  творческими способностями, талантливые в художественно-прикладном искусстве помогают в оформлении музейных материалов.

      Третье направление.  Воспитательная работа.

Школьный музей является базой для патриотического воспитания. В музее проходят интересные классные часы, викторины, конкурсы чтецов и уроки мужества. В своей урочной и внеурочной деятельности я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, гордиться прошлым своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.

На сегодняшний день, моя задача как учителя географии и руководителя школьного музея «Исток» заключается в развитии интереса учащихся к изучению и приобщению  исторического прошлого к национальным и культурным традициям нашего народа.  Мы с ребятами уже провели различные акции:    

  • Акция «Реликвия моей семьи» - в ходе, которой выявили, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;
  • Акция «Профессии села» - ребята узнали, какие профессии популярны в сельской местности;
  • Акция «Горжусь своими корнями» - здесь ребята изучили и наглядно  оформили древо своей семьи.
  • Акция «День дарения» - здесь учащиеся познакомились со значением праздника «День музея», который ежегодно проводится 18 мая. В этот день музей принимает в дар  от жителей  села предметы  старины: домашнюю утварь, одежду, документы, фотографии, различную электронику,  марки, значки, которые пополнят коллекцию музея.

 

      Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роль школьного музея в образовательном процессе велика. Это и развитие познавательных интересов, и воспитание творческой и общественной активности учащихся.

Краеведческий музей является неотъемлемой частью общешкольного организма, являясь частью образовательного пространства, закладывает основы и способствует развитию нравственного и патриотического воспитания учащихся.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Статья по теме "Роль школьной газеты в образовательном пространстве школы: из опыта работы"

В статье обощается опыт работы по созданию школьной газеты....

Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы.

Темы  обсуждения и библиография к городскому семинару  «Музей в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи: отражение истории Первой Мировой войны на страницах еженедельного жур...

Музей – центр образовательного пространства школы

В помощь руководителям школьных музеев....

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»

Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» опр...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...