Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
материал

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы содержит  информацию о работе с текстом на уроках русского языка и литературы, о формах и методах работы с текстом, рекомендации по развитию по коммуникативных УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка Доклад подготовила: Демидова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ »Средняя школа №1» города Велижа

Слайд 2

Владение языком означает умение общаться, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 4

Функции УУД:

Слайд 5

Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность и учитывают позицию других людей, партнеров по общению или деятельности, вырабатывают умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 6

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Слайд 7

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

Слайд 8

Свойства текста: информативность; содержательная и смысловая цельность; связность; композиционная завершённость.

Слайд 9

Работа с текстом на уроках русского языка создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных , а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно-ориентированного преподавания русского языка и формирования языковой личности.

Слайд 10

П риемы работы с текстом . составление плана; граф-схема; формулирование основных тезисов; к омментирование; д искуссия; проектная и исследовательская деятельность.

Слайд 11

Формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; « самодиктанты »; сочинение-рассуждение ; редактирование текста; работа с текстами-миниатюрами.

Слайд 12

Анализ текста 1 . Докажите, что данное произведение (фрагмент) является текстом. Укажите признаки текста. 2. Определите тему и основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста. 3. Выявите средства связи частей текста. 4. Укажите способ связи предложений в тексте. 5. Определите тип речи. 6. Определите стиль речи. 7. Укажите стилистические особенности текста на разных языковых уровнях (лексическом, морфемном, фонетическом, морфологическом, синтаксическом).

Слайд 13

Для всех странников, для всех любителей ветра, неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещёра… Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с вёсел, от чавканья сапог по ковровому меху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей. Луна в реке, разбитая на осколки рыбьим хвостом, чёрного цвета озёра, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь…

Слайд 14

Наступила дружная весна. Теплое солнце согрело мерзлую землю. В лесу по ложбинке побежал веселый ручей. На пути он заметил под корнями белоствольной березы норку. Здесь с осени спал колючий ежик. Неугомонный ручей забрался в норку и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего зимнего убежища, лег на спинку и подставил ласковому солнцу брюшко. (По Г. Скребницкому ).

Слайд 15

Наступила дружная весна, и теплое солнце согрело мерзлую землю. В лесу по ложбинке побежал веселый ручей. На пути он заметил под корнями белоствольной березы норку, в которой с осени спал колючий ежик. Неугомонный ручей забрался в норки и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего убежища, лег на спинку, подставил ласковому солнцу брюшко.

Слайд 16

Пройтись по весеннему лесу – настоящее удовольствие. На лесных опушках только начинает таять снег, а веселый ручеек уже отправляется в свой долгий путь, оповещая всех о приходе весны. В лесу началось оживление: проснулись от зимней спячки звери, возвратились после зимовки птицы .

Слайд 17

(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос - в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Слайд 18

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий: 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. 2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. 4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...