Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии
статья

Димитриева Нина Павловна

Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка смыслового чтения на уроках биологии

Димитриева Н.П.,

учитель биологии

МБОУ «Лицей № 3» МО г. Братска

Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя. Для осуществления педагогической деятельности их формирование и развитие имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации).

Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные обучающиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В-третьих, неутешительные результаты международных исследований PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и PIRLS (Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»). Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе – при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания».

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

«Стратегии смыслового чтения» – различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.

Прием

Суть приема

На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний

Лови ошибку

Этот приём активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок.

Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Верю – не верю.

Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет

повторение пройденного материала и подготовка обучающихся к восприятию новой информации. Он помогает активизировать внимание обучающихся, подготовить, помочь им вспомнить

все, что им известно по данной теме. Обучающиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или противоречит их знаниям. Этот приём чаще всего используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Пример. 5 класс. Тема «Почва как среда обитания»

«Верите ли вы, что…»

- … почва и камень родственники?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

Горячий стул

К доске выходит обучающийся, садится на стул лицом к классу,

спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Обучающиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Пример. 5 класс. Тема «Увеличительные приборы».

Ученику предлагается определить по подсказкам обучающихся части микроскопа.

  • Предметное стекло
  • Окуляр
  • Зеркало
  • Предметный столик и др.

Составь пары

Установите соответствие между первым и вторым

столбиком.

Пример.8 класс. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»

Клетки крови

Функции

  1. Эритроциты

А. защитная

  1. Лейкоциты

Б. транспортная

  1. …..

В. …..

Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

На этапе изучения нового материала

Определи тему и цель сам

Из предложенного текста обучающиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока.

Кластер

Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе обучающиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение. Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

Составь определение

Обучающимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин (например, «фотосинтез») и составить из них определение. Ученики сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

Дополни определение

Обучающимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) и дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

Свой конспект – своя опора

Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа.

Шпаргалка для друга

Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Памятки на полях «Инсерт»

 «Инсерт» – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Обучающиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

По мере изучения текста обучающиеся ставят карандашом пометки на полях:

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

На этапе закрепления

Кроссворд

Обучающимся предлагается решить кроссворд по теме,

составленный учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много терминов.

Составьте тест

Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста

определяется учителем или самостоятельно учеником.

Работа с таблицей

Пользуясь таблицей, выберите верные утверждения.

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», выберите верные утверждения:

1) Из представленных в таблице млекопитающих наибольшую продолжительность жизни имеет человек.

2) Из представленных в таблице птиц лебедь дольше всего проживет в зоопарке.

3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется.

4) Из представленных в таблице животных наименьшую продолжительность жизни имеет колибри.

5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется

Допиши предложения

Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.

Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система»

Допиши предложения

1) Химическая переработка пищи во рту идёт с помощью …

2) Механическая обработка пищи во рту идет с помощью …

и др.

Пять предложений

Прием помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме (параграфу). Это прием можно использовать как домашнее задание или для его проверки.

Синквейн

Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

первая строка – тема;

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;

пятая строка – слово- синоним к теме синквейна.

Этот прием позволяет составить краткое резюме по пройденной теме или осуществить рефлексию урока.

На этапе рефлексии

Свободный микрофон

Обучающиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам:

  • На уроке я работал(а) …
  • Урок для меня показался …
  • Самым полезным и интересным для меня было …
  • Я встретился(лась) с трудностью при …
  • У меня хорошо получилось …
  • Я выполнял(а) задания …
  • Я понял(а), что …
  • Теперь я могу …
  • Я попробую …
  • Меня удивило …
  • Мне было трудно …
  • Строки самому себе …
  • Другой вариант:
  • Мне было…
  • Я испытывал (а) затруднения…
  • В дальнейшем мне эти знания... и др.

Два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу.

Ладошки

Обучающиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).

Комплимент

Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Телеграмма

Обучающиеся предлагается кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»

    Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно  добывать и использовать новые знания....