" Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника".
статья

     Цели:- проанализировать состояние психологического климата на уроках и  выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной  среды на уроке и препятствующие этому;- сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

Задачи:      разработать план деятельности педколлектива по создании   благоприятного для развития личности школьника  психологического климата на уроках;  разработать «Заповеди учителя школы» как основы      психолого-педагогического обеспечения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет " Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника".

     Цели:- проанализировать состояние психологического климата на уроках и  выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной  среды на уроке и препятствующие этому;- сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.

Задачи:      разработать план деятельности педколлектива по создании   благоприятного для развития личности школьника  психологического климата на уроках;  разработать «Заповеди учителя школы» как основы      психолого-педагогического обеспечения урока.

Подготовка:

1) анкетирование учащихся;

2) составление программы наблюдений, посещение уроков;

3) анализ материалов, выявление тенденций;

4) учителя готовятся высказать свое мнение по следующим вопросам:

- Комфорт на уроке – важно ли это?- Какие условия могут его обеспечить?

- Что осложняет взаимоотношения между учеником и учителем?- Можно ли предотвратить конфликт?

Форма проведения педсовета: продуктивная игра.     В ходе педсовета будут работать 7 групп.

Эпиграф: «И нам дано предугадать, как наше слово отзовется…»

1. Психологический настрой "Все в твоих руках”.

Притча:     "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю,   скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

  Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и  воспитания.

2. Теоретический ввод

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К         Красота

О         Органичность

М        Мама

Ф         Фантазия

О         Отдых

Р          Радость

Т          Тепло

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

   В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих   факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

  Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

        Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

       Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на "хороших” и "плохих”, "умных” и "глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

  Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

    В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о  гуманизации   образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.    Это декларируется в законе РФ "Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

   В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

3. Наблюдения, анкеты.

   Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

4. Решение ситуаций с помощью принципов создания атмосферы психологического комфорта в классе (психолог-гуманист  Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

5. Педагогические ситуации.

Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций.    Познакомившись с содержанием каждой из них, не обходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической  точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, как правило, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию.       Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, глядя вам прямо в глаза, заявил:

«Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

Как вы отреагируете на это?

Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. « Вот тебе и на!».

2 «А что тебе смешно?».

3.    «Ну, и ради бога!».

4.    «Ты что, дурачок?».

5.    «Люблю веселых людей».

6.    «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение»

                                                               Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1.    «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2.    «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3.    «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя».

4.    «Тебе просто не хочется учиться».

5.    «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6.    «Давай поговорим об этом подробнее. Что наводит тебя на подобную мысль?».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя?

1.   «Не хочешь — заставим!».

2.   «Для чего же ты тогда пришел учиться?».

3.   «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4.   «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?».

5.   «Не мог бы ты объяснить, почему?».

6.   «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав ».

                                                                Ситуация 4

     «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».

Как на это должен отреагировать учитель?

1.    «Перестань говорить глупости!».

2.    «Ничего себе, додумался!».

3.    «Может быть, тебе найти другого учителя?».

4.    «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?».

5.    «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?».

6.    «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?».

                                                          Ситуация 5

   Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?

1.   «Ну вот, опять!».

2.   «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности? ».

3.   «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4.   «Я хотел(а) бы знать, почему?».

5.        «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?».

6.   «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?».

                                                         Ситуация 6

         Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся».

Как должен ответить учитель на такую просьбу?

1.    «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?».

2.    «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!».

3.    «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4.    «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди остальных учеников?».

5.    «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?».

6.    «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?».

7. Выработка в группах правил психологического комфорта на уроке.

Технология, приемы  создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):

1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

6) Искренне интересуйтесь людьми.

7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.

Золотые правила психологического комфорта на уроке:

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

7.    Рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»

Создание психологического комфорта на уроках  способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Ваступление на конференции у чителей физической культура...