ИГРА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья

Капля Вера Ивановна

И  одной из актуальных проблем в образовании является подготовка детей с интеллектуальными нарушениями более адаптированных к окружающему социуму.  Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_10.01.2019g.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Игра, как средство социальной адаптации воспитанников школы-интерната

                                                                                  Выполнила

 воспитатель В.И. Капля

г. Алексеевка 2019г.

ИГРА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования и для того, чтобы быть востребованным необходимо привносить в него нечто новое своей деятельностью, то есть быть всесторонне развитой личностью. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе воспитателя школы – интерната является подготовка и развитие детей с интеллектуальными нарушениями для успешной социализации и интеграции их в общество. (Слайд №1)

И  одной из актуальных проблем в образовании является подготовка детей с интеллектуальными нарушениями более адаптированных к окружающему социуму.  Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых детей. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

Слайд №2

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Георгий Валентинович Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми[21, с.139].В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [21, с.138].

Слайд №3

На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений личности воспитанника, его психических функций и поведения.

Воспитателю необходимо уметь педагогически целесообразно адаптировать этот опыт, чтобы при необходимости его использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе.

В нашей  школе  уделяется большое внимание   коррекции недостатков личностного развития школьников, их социализации. Работа по данному направлению в школе – интернате ведётся на хорошем уровне, создаются благоприятные условия для развития школьников по пяти направлениям воспитательного процесса.

Слайд №4

Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Понятие «игра» объединяет разные по характеру направленности и содержанию действия и основные виды игровой деятельности – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые.

Одним из важнейших качеств, воспитанию которых придается большое значение в процессе формирования личности умственно отсталого ребенка, является целенаправленность деятельности, нарушения которой отмечены в ряде исследований / М.С. Певзнер, 1960; Б.И. Пинский, 1962;  Г.Е. Сухарева, 1965; С.Я. Рубинштейн,1979 и др./. Эти нарушения проявляются в невозможности ставить цель деятельности и действовать в соответствии с ней; в отсутствии планирования и самоконтроля при выполнении различных заданий; использования в работе шаблонных или неадекватных способов действия, неправильном использовании прошлого опыта, неумении преодолевать и доводить до конца начатое дело.

Слайд №5

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Слайд №6

Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей (как в дошкольных образовательных учреждениях, так и у младших школьников с умственной отсталостью). Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота    содержания    знаний    и    умений, повторность    в    обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Слайд №7

Современные ученые подчеркивают, что игра может служить и эффективным средством преодоления трудностей в развитии, «генератором» процесса психологопедагогической коррекции (Л.А.Венгер, У.В.Ульенкова и другие). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает в учениках «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира.

Необходимость организованного завершения сюжетно – ролевой игры.  В игре ребенок усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности.

Слайд №8

Сюжетно – ролевая игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ, имеет большое значение для общего развития детей с нарушением интеллекта, особенно в младшем школьном возрасте.

Согласно Л.С. Выготскому игра создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка».

Слайд №9

Эту мысль продолжает и А.Н. Леонтьев, выделяя не количественные, а качественные показатели ведущей деятельности. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Слайд №10

Но сюжетно - ролевая игра является для коррекционной школы и средством воспитания, однако преобразоваться в педагогическое явление игра может только в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение, когда она особым образом специально используется для достижения определенных целей и задач воспитания.

Слайд №11

Так, реализация игрой функции средства воспитания происходит в том случае, когда воспитатель в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуру игры, на взаимоотношения детей в процессе игры, на развитие уровня детских игр т.д. В этом случае игра решает задачи и воспитания, и детского развития.

Во многом благодаря сюжетно - ролевой игре у детей формируется рефлексия — способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций.

Слайд №12

Любые виды игры моделируют проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов - сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту.

Слайд №13  Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации.  Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания, а именно:

Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

Слайд №14. Навыки культуры еды.        

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.

Слайд №15  Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

Слайд №16  Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хоз-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с педагогом убирать на школьном дворе палочки, камушки, листья.

Слайд №17 Общение.

 Общение  составляет основу игрового взаимодействия. Любая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у учащихся накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает младшему школьнику ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями.

Слайд №18 Отношения.

Этому качеству присущи избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий. В процессе игровой деятельности и игрового общения они являются связующим звеном. Главная их функция- перенос центра ориентации ребенка с предметной среды на личность субъекта. Отношения очеловечивают игровую деятельность, придают ей преобразующий характер, одухотворяют общение. В игровой деятельности у  школьников складываются и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность.

Слайд №19

Сюжетно-ролевая игра является тем средством, с помощью которого ребенок сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Благодаря сюжетно-ролевой игре происходит коррекционно-развивающая работа в следующих направлениях:

1.развитие способности познавать себя.

2.развитие умения детей со сниженным интеллектуальным уровнем ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.

3.развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них.

4.развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

5.развитие умения соблюдать очередность в разговоре.

6.развитие умения соблюдать навыки общения в повседневной жизни.

Растущий человек с интеллектуальными нарушениями попадает в сложную социальную среду, где отношения тоже будут строиться по правилам. Это более сложные правила, но через ролевые игры подросток будет лучше готов к жизненной ситуации. Сюжетно-ролевую игру считают институтом социализации: здесь подросток получает не только модель поведения, но и находит свою нишу в очень сложных и разнообразных отношениях со сверстниками и взрослыми. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает подростку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребята самостоятельно налаживают взаимоотношения с коллективом, у них формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Дети не пассивно ожидают далекое, но интересное и увлекательное будущее, а приближаются к нему деятельно, хотя этого и не осознают. Они живут полнокровной сегодняшней жизнью.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра - это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

Библиографический список

 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1987. - 230с.

Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 336 с.

Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников  / под ред. Н.П. Долгобородова. -  Ленинград, 1969. -  340с.

Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-1966.-№6.- с. 35-38.

Геллер, Е.М. Наш друг – игра / Е.М. Геллер. –  Минск: Народная Асвета, 1979. - 180с.

Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/ О.П. Гаврилушкина. -  М.: Просвещение, 1980. - 360с.

Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития/ О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2. - с. 67-69.

Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.- Москва: Просвещение, 1985. - 380с.

 Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста  / под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 180с.

 Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии?/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.

 Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн.- М.,1979. - 198с.

 Абраменкова В. В., Воспитание игрой, М. Лепта Книга, 2008. - с.5-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников школы-интерната №6

В рамках образовательной инициативы   по улучшению школьной инфраструктуры, должны быть созданы условия для перехода образовательных учреждений на новые стандарты образования.  Особое в...

Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"

Главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...

Социальное сопровождение воспитанников школы - интерната.

Социальное сопровождение воспитанников осуществляется в соответствии с ФГОС второго поколения. Социальное сопровождение включает социальное обследование, а также социальную поддержку и коррекционную р...

Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"

Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на совреме...

Социальное самоопределение воспитанников школы-интерната

Социальное самоопределение воспитанников  школы-интерната...

Социальная адаптация воспитанников школы-интерната

Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, ...