Психологический портрет учителя
тест

Кощеев Михаил Михайлович

Тест позволяющий определить: приоритетные ценности учителя; психоэмоциональное состояние; самооценку; стиль преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskiy_portret_uchitelya.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приоритетные ценности учителя. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Стиль преподавания. Достоверность ответов «Психологический портрет учителя» доктор психологических наук, профессор педагогики, психологии и философии Р М О

Слайд 2

«Психологический портрет учителя» Из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает Ваши мысли, чувства, реакции (автор Юрий Михайлович Орлов) pmk47@mail.ru доктор психологических наук, профессор педагогики, психологии и философии

Слайд 3

«Психологический портрет учителя» 1. В воспитании важнее всего: а) окружить ребёнка теплотой; б) уважительное отношение к старшим; в) выработать у ребёнка определённые взгляды, умения 2.Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает на столько, что я не могу вести урок: а) да; б) нет ; в) в зависимости от настроения 3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне не известны, я испытываю : а) интерес; б) смущение; в) раздражение 4. Если класс не приведён в порядок: а) я не могу начать урок; б) я не обращаю на это внимание в) моя реакция зависит от ситуации

Слайд 4

«Психологический портрет учителя» 5. Когда я поступаю не справедливо с учеником: а) мне трудно признать это; б) я готов признать свою неправоту; в) таких случаев не было 6. Для меня важнее: а) отношение с учениками; б) с коллегами; в) ни то, ни другое 7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно вскрыть: а) часто; б) иногда; в) никогда 8. Присутствие на уроке посторонних: а) воодушевляет меня; б) никак не отражается на моей работе; в) выбивает меня из колеи

Слайд 5

«Психологический портрет учителя» 9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте: а) обычно; б) нет; в) в зависимости от ситуации 10. Я одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам: а) не уверен; б) нет; в) да 11. Во время перемены я предпочитаю общаться: а) с учениками; б) с коллегами; в) побыть одному 12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении: а) нет; б) не всегда; в) да

Слайд 6

«Психологический портрет учителя» 13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других: а) да; б) нет; в) не уверен 14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который: а) дает четкие указания; б) не вмешивается в мою работу; в) предлагает простор для творчества 15. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь: а) да; б) нет; в) не помню 16. Случайные встречи с учениками за пределами школы: а) доставляют удовольствие; б) вызывают чувство неловкости; в) не вызывают эмоций

Слайд 7

«Психологический портрет учителя» 17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным: а) часто; б) редко; в) никогда 18. Замечания со стороны коллег и администрации: а) меня мало волнуют; б) иногда задевают меня; в) часто задевают меня 19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана: а) всегда; б) предпочитаю импровизировать; в) зависит от ситуации 20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах: а) да; б) нет; в) не помню

Слайд 8

«Психологический портрет учителя» 21. С мнением, что каждого ученика надо принимать таким, каков он есть: а) согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть 22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег: а) да; б) иногда; в) нет 23. Мысль о предстоящей встрече с коллегами и учениками: а) доставляет удовольствие; б) особых эмоций не вызывает; в) в тягость 24. Когда я вижу, что ученик ведёт себя вызывающе по отношению ко мне: а) я плачу ему той же монетой; б) игнорирую этот факт; в) предпочитаю выяснить отношения

Слайд 9

«Психологический портрет учителя» 25. Я добросовестно готовлюсь к урокам: а) обычно; б) иногда; в) всегда 26. В работе для меня важнее всего: а) привязанность; б) признание коллег; в) чувство собственной необходимости 27. Успех моего урока зависит от физического и душевного состояния: а) часто; б) иногда; в) не зависит 28. В дружелюбном отношении со стороны коллег: а) не сомневаюсь; б) уверенности нет; в) затрудняюсь ответить

Слайд 10

«Психологический портрет учителя» 29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять: а) я стараюсь поправить его, объяснить ему ошибку; б) перевожу разговор на другую тему; в) пытаюсь понять его точку зрения. 30. Я опаздываю на работу: а) регулярно; б) изредка; в) никогда 31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика: а) я тут же заступаюсь за него; б) один на один сделаю замечание коллеге; в) сочту некорректным вмешательство 32. Работа даётся мне ценой большого напряжения: а) обычно; б) иногда; в) редко

Слайд 11

«Психологический портрет учителя» 33. У меня нет сомнения в своём профессионализме: а) конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться 34. По-моему в школьном коллективе важнее всего: а) трудовая дисциплина; б) отсутствие конфликтов; в) возможность работать творчески 35.Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня: а) часто; б) иногда; в) никогда 36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому, что он меня не любит»: 1) согласен; 2) не согласен; 3) что-то в этом есть

Слайд 12

«Психологический портрет учителя» 37. Мысли о работе мешают мне уснуть: а) часто; б) редко; в) никогда не мешают 38. На собрании и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам: а) часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других 39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика: а) если ученик этого заслушивает; б) затрудняюсь ответить; в) это не допустимо 40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу: а) не всегда; б) затрудняюсь ответить; в) всегда

Слайд 13

«Психологический портрет учителя» 41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками: а) да; б) нет; в) иногда 42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями: а) редко; б) обычно; в) всегда 43. Мне приходилось исполнять приказы людей не вполне компетентных: а) да; б) не помню; в) нет 44. Непредвиденные ситуации на уроке: а) только мешают учебному процессу; б) лучше игнорировать; в) можно эффектно использовать 45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми: а) да; б) нет; в) не помню

Слайд 14

«Психологический портрет учителя» 46. В конфликте между учителями и учениками в душе встаю на сторону: а) ученика; б) учителя; в) сохраняю нейтралитет 47. Вначале или в конце учебного года у меня проблемы со здоровьем: а) бывают; б) не всегда; в) проблем нет 48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией: а) да; б) не все; в) не знаю 49.Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными: а) не вызывают; б) не знаю; в) вызывают 50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом: а) да; б) нет; в) не помню

Слайд 15

«Психологический портрет учителя» 1. Приоритетные ценности учителя. 1.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант ответа, то: Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для Вас, духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет не только Ваше здоровье, но и здоровье Ваших учеников. 1.2 . Если в Ваших ответах преобладает второй вариант ответа, то: В Вашей нелёгкой работе Вам важна Поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь, коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в неменьшей степени нуждаются в Вашем понимании, сочувствии и поддержке. Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем – пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания. 1.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант ответа, то: Школа для Вас - «не один свет в окошке». Скорее всего, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаете, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников. Или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало Вам безразлично.

Слайд 16

«Психологический портрет учителя» 2. Психоэмоциональное состояние. 2.1. Очевидно, работа отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям, позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое Психоэмоциональное состояние, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и миром 2.2 . Благодаря повышенной чувствительности нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение в значительной мере зависит от внешних факторов. неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вам из колеи, тогда возникают чувства раздражения, тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность вашей работы. Но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться. 2.3. Ваше благополучное Психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием не кроются другие проблемы.

Слайд 17

«Психологический портрет учителя» 3. Самооценка. 3.1. Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим, недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в эмоциональный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью и демократизмом. 3.2. Ваша самооценка не устойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту: У Вас «вырастают крылья». Тогда Вы свободны, уверенны в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем. 3.3. Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благополучную творческую атмосферу на урок. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко принимаете определённую ограниченность собственных возможностей, а также возможностей учащихся.

Слайд 18

«Психологический портрет учителя» 4. Стиль преподавания. 4.1. Вероятно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию сильного педагога. Ученик для Вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявленных требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Возможно, Вас не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и Вы готовы к освоению более эффективных стратегий взаимодействия. 4.2. Вам близка позиция миротворца. Вы стараетесь избегать душевного напряжения, Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу . Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности, Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. 4.3. Для Вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: Совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении и учениками и коллегами, хорошее Психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.

Слайд 19

«Психологический портрет учителя» 5. Достоверность ответов. Преобладание 1-2 вариантов свидетельствует о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя. Преобладание в ответах 3 варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический портрет учителя профессионала».

В любой  школе есть учителя, способные   к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам  пр...

ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)

Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.

В данной статье  перечислены умения, которыми должен владеть учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Материал можно использовать на М...

Психологический портрет учителя XXI века

Сочинение-эссе на тему "Психологический портрет учителя XXI века...

Методика «Психологический портрет учителя»

Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нерв-ной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, к...