Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
статья

кудрявцева наталия викторовна

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему продуктивно и творчески  реагировать на них, для этого необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу своего поведения. Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Становится все более и более актуальной  потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Болонский процесс среди важнейших требований выдвигает требование качества профессионального образования за счет включения обучающихся в различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Введение        3

Теоретико – методологическая основа применения методов проектов в образовательном процессе        7

Модель организации проектной деятельности        23

Заключение        27

Литература.        29

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Введение

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему продуктивно и творчески  реагировать на них, для этого необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала, уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу своего поведения. Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Становится все более и более актуальной  потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Болонский процесс среди важнейших требований выдвигает требование качества профессионального образования за счет включения обучающихся в различные виды деятельности.

В нашем профессиональном языке компетентностный подход обогатился новыми понятиями:

  • особенности ФГОС III,
  • модульная организация учебного процесса,
  • проектирование образовательно-профессиональных программ, модулей на      основе модульно - компетентностного подхода,
  • инновационное образование, современные образовательные технологии,
  • проектирование самостоятельной работы при модульном обучении,
  • оценка сформированности профессиональных компетенций и т.д.

Сегодня всем преподавателям ясно, что это уже не понятия, а проблемы, которые решаются сотрудниками колледжа, причем, в большинстве своем не имеющими педагогического образования!

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

В современном  мире, особую важность приобретают не столько знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность. Для обеспечения качества, признано необходимым, уделять особое внимание профессиональной компетентности, требующиеся работнику на рынке труда (в соответствии с международными стандартами). На развитие профессиональной компетентности выпускника ориентирует концепция модернизации образования, которая определила необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию опережающего профессионального образования, в основе которого лежит принцип развития студентов в процессе профессиональной подготовки, активизации их творческого потенциала, формирование способности к компетентному поведению в условиях конкурентной среды. Это доказывает необходимость  разработки новых технологий и методов работы и выбора из них наиболее эффективных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность. Она обеспечивает  повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Обновляющееся среднее профессиональное образование требует такие методы обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении;
  • развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • методы, которые приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования  у обучающихся  современных ключевых компетенций:

  • общенаучной,
  • информационной,
  • познавательной,
  • коммуникативной,
  • ценностно-смысловой,
  • социальной,
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Преподаватели колледжа должны создавать  условия для  формирования личности, обладающими такими компетенциями.  Проектное обучение, как одно из современных методик и направлений, наиболее адекватно отвечает настоящим запросам общества. Метод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность реализуется при организации труда, в процессе которого  учащиеся  овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки, начальный профессиональный опыт. В исследовании доказано, что только та деятельность эффективна, которая вызывает внутреннюю активность личности, побуждает ее к реальным действиям. Активность лишь тогда может стать свойством личности, когда человек постепенно вовлекается в разностороннюю деятельность, чем больше человек осуществляет практическую деятельность, тем в большей степени творческие качества укрепляются, совершенствуются и становятся чертами человека. Результатом  наблюдений является то, что преподавателям становится очевидным, что студенты с низкой активностью хуже подготовлены к преодолению жизненных трудностей и быстрее отказываются от поиска выхода из сложных ситуаций. Поэтому развитие творческой активности личности возможно при непрерывной системе включения студентов в проектную деятельность на уроках и вне учебных занятиях. Творческая активность возникает, когда есть положительное отношение к предмету  и желание продолжить деятельность за пределами учебных занятий.

Под проектной деятельностью понимается способ стимулирования творческой активности, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов при разрешении проблемных (производственных) ситуаций с использованием знаний, умений, навыков из различных областей науки, техники.

В основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие профессиональной компетентности (Н.В.Кузьмина, И.Ю.Мельникова, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, МЛ.Сердюк, В.Н.Стернберг).

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Развитие   познавательного   интереса  – сложная задача, от ее решения зависит эффективность учебной деятельности  студента. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию  познавательного   интереса  у  студентов. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации  познавательной  деятельности. Как утверждают психологи, активизация  познавательной  деятельности способствует развитию  познавательного   интереса.

Теоретико-методологическая основа применения методов проектов в образовательном процессе

Для эффективности  самостоятельной работы студентов  необходимо выполнить ряд условий:

  1. Обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее.
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
  4. Контроль над  ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Существуют  противоречия между:

  • требованиями работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста и сформированным профессионализмом выпускника;
  • требованиями личности к получению конкурентоспособных умений и существующими репродуктивными технологиями профессиональной подготовки выпускников;
  • реальными возможностями профессиональных образовательных учреждений в создании и развитии творческой среды студенчества и затруднениями их реализации;

Разрешение данных противоречий возможно при формировании умений и навыков проектирования в учебной и профессиональной деятельности на основе развития самостоятельности студентов в учебном процессе и во вне учебное время.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему: формирования познавательного интереса студентов на основе проектной деятельности.

Цель программы:

  • теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности студентов колледжа, обеспечивающие формирование их творческой активности.
  • создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Практическая значимость определил выбор темы программы: "Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа".

Объект программы: проектная деятельность студентов в автотранспортном колледже имени Е.Г.Трубицына.

Предмет программы: содержание и организация проектной деятельности студентов колледжа, обеспечивающие формирование их творческой активности.

В основу программы положена гипотеза: проектная деятельность обеспечит формирование познавательной деятельности студентов, если:

  • разработана модель организации проектной деятельности и в качестве ведущих средств ее реализации выбран метод проектов, позволяющий обеспечить высокий уровень интеллектуального развития выпускника, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения;
  • при реализации проектной деятельности использован комплекс организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов, включающий индивидуальные, групповые, фронтальные формы урочной и внеурочной бригадной работы;
  • выбор и содержание проблем, решаемых в процессе проектной деятельности студентов, носят опережающий характер, предусматривают практическое участие в исследовательской работе с профессиональной направленностью и способствуют приобретению студентами начального опыта профессиональной деятельности.

Гипотеза и необходимость достижения поставленных целей обусловили постановку следующих задач программы:

  • разработать цикл уроков, способствующих повышению познавательного интереса студентов на уроках;
  • разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов, обеспечивающих их качественную профессиональную подготовку и уверенное поведение на рынке труда.
  • повысить уровень мотивации через систему индивидуальных и групповых форм работы;
  • изучить теоретическую литературу и опыт других преподавателей по данному вопросу;
  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению: размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • сформировать банк различных видов учебных проектов студентов;
  • разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс колледжа, развитие системы по её организации;
  • развитие ресурсной базы колледжа (нормативно-правовой, материально-технической, учебно-методической, информационной, кадровой, организационной), отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включенных в проектную деятельность;
  • внедрение в образовательную практику колледжа продуктивных педагогических  технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;
  • организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности;
  • совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования.

Для решения поставленных задач применить следующие методы исследования:

  • теоретический анализ и изучение научно-педагогической литературы;
  • анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, анализ и обработка результатов педагогического эксперимента;
  • анализ дипломных и курсовых работ, отслеживание трудоустройства выпускников, беседы с выпускниками и работодателями.

Теоретико-методологической основой программы являются:

  • программа развития среднего профессионального образования, концептуальные подходы к развитию системы профессионального образования (А.П.Беляева, В.П.Беспалько, ЕЛ.Бутко, А.Т.Глазунов, А.М.Новиков, П.Н.Новиков, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко),
  • теория развивающего обучения в деятельностном и личностном аспектах (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, И.СЯкиманская),
  • теория личности, общения, самореализации в процессе деятельности, подходы к реализации познавательной деятельности (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович),
  • идеи о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности (В.П.Беспалько, М.И.Махмутов, Д.Б.Эльконин),
  • теория деятельности и поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина),
  • основы педагогических технологий в профессиональном образовании (Н.В.Борисова, В.П.Беспалько, Е.С.Полат),
  • компетентностный подход (В.А.Демин, М.И.Сибирская, О.Б.Читаева),
  • концепция развития личности,
  • идея развития творческих качеств студентов в процессе обучения и воспитания (В.И.Андреев, Г.В.Безюлева, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, Е.Е.Пашохонова, Н.Ю.Пахомова, М.С.Спирина, М.Л.Сердюк, В.Н.Стернберг, Н.А.Шмелева),
  • теория управления инновационными процессами и проектами (А.Г.Поршнев, З.П.Румянцева, Н.А.Саломатина).

Формы и методы творческой работы, применяемые при реализации проектной деятельности, направлены на:

  • развитие навыков рациональной организации учебной деятельности, самостоятельного приобретения знаний (организация сотрудничества, взаимопомощи),
  • на коллективную познавательную деятельность (общественные смотры знаний, консультации, учебные встречи, научные диспуты, олимпиады, конкурсы),
  • на развитие профессиональной компетентности (урок "преподаватель-работодатель", урок "преподаватель-заказчик", защита индивидуальных и групповых проектов, лабораторные работы, научно-практические конференции), способствующие формированию профессиональной компетентности,
  •  развитию познавательной активности на основе совершенствования работы факультативов, кружков, научных обществ и других объединений.

Привлечение работодателей к проведению учебных и вне учебных занятий позволит подготовить студентов к реальной, практической деятельности в современном производстве с учетом потребностей работодателя и современных требований к выпускнику (самостоятельность, творчество, гибкость, мобильность, компетентность). Видами занятий могут быть:

  • лабораторная работа с элементами исследования,
  • научно-практическая конференция,
  • защита индивидуальных и групповых проектов,
  • презентация проектов,
  • создание модели учебной фирмы,
  • сквозные занятия на учебной фирме.

Принципы построения программы:

  • принцип гуманизма;
  • принцип демократизма;
  • принцип научности;
  • принцип интегративности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации;
  • принцип самореализации;
  • принцип мотивации.

Методологические принципы проектного обучения:

  • процесс работы не менее важен, чем ее результат;
  • учебный процесс должен строиться не в логике предметов которые изучает студент, а в логике деятельности;
  • опыт разрешения проблемы воспитает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
  • комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций студента;
  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу обучения, так и к результату;
  • гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность обучающихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

  • В центре деятельности – обучающийся, а педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
  • Образовательный процесс строится не в логике  предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, это повышает их мотивацию;
  • Каждому предоставляется возможность свободно выбирать тему, вид, продолжительность, форму проекта. Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
  • Индивидуальные  темы работы над проектом обеспечивают выход обучающихся на свой уровень развития;
  • Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт.
  • Проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую – либо проблему, принести кому-то пользу.

Проектная деятельность обучающихся, реализуется в опыте автономного  поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

При этом формируются умения и навыки проектирования.

         

        

         

 

Рис. 1. Схема формирования умений и навыков в проектной деятельности

Проектная деятельность успешно вписывается в образовательный процесс колледжа. Её основные этапы и логика развития проектных умений обучающихся отражены в схеме.

Направления работы:

  1. Организация проектной деятельности обучающихся.
  2. Обучение студентов умениям и навыкам проектирования.
  3. Организация методической работы с педагогами по проблеме.
  4. Участие в конкурсах, фестивалях, вебинарах,  творческих проектах различного уровня.
  5. Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования.

В осуществлении программы  участвуют:

  • Администрация колледжа
  • Опытно-экспериментальные лаборатории;
  • Педагоги;
  • Библиотекари;
  • Методисты;
  • Мастера производственного обучения;
  • Социально-педагогическая служба колледжа
  • Кураторы групп

Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.


Функции администрации колледжа, в частности, включают:

  • Разработку нормативных документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ.
  • Определение графика проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности.
  • Осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности.
  • Осуществление общего контроля за проектной деятельностью.

Функции руководителя предметной опытно - экспериментальной лаборатории:

  • Определение предметных теоретических блоков.
  • Разработка примерного перечня тем проектных работ.
  • Координации межпредметных связей.
  • Распределение нагрузки педагогов-координаторов проектов.

Педагоги-координаторы проектов (мастера) являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:

  • Проведение консультаций с участниками проектов;
  • Наблюдение за ходом проектной деятельности;
  • Осуществление методической поддержки проектной деятельности;
  • Планирование совместно со студентами работы в течение всего проектного периода;
  • Поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности как всего коллектива, так и индивидуально каждого студента;
  • Координация внутригрупповой работы обучающихся.

Функции куратора группы:

  • Информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;
  • Формирование проектных групп и контроль за осуществлением периода проектной подготовки;
  • Организация поддержки ресурсного обеспечения проектов;
  • Контроль за вне колледжной проектной деятельностью;
  • Помощь  в подготовке к общеколледжной, международной, региональной научной конференции презентаций проектов.

Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаря колледжа, куратора группы, методиста, мастера производственного обучения:

  • Ресурсное обеспечение проектов.
  • Планирование работы библиотекаря с учетом проектной деятельности, работы с различными источниками информации.
  • Представление участникам проектов возможностей видео - и медиатеки.

Немаловажная роль при выполнении проектов отводится родителям обучающихся. Они поддерживают своих детей в течение всего проектного процесса, помогают им.

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:

  • Заседание педагогического совета;
  • Заседание руководителей МО педагогов-предметников;
  • Заседание творческих групп педагогов;
  • Занятия по обучению координаторов проектов;
  • Семинары-практикумы, круглые столы, тренинги;
  • Консультации по вопросам проектирования;

Формы работы с обучающимися  в процессе реализации программы:

  • Проектные уроки и уроки с элементами проектной деятельности;
  • Проектная деятельность в рамках профессиональной подготовки;
  • Курс занятий «Проектная деятельность»;
  • Проектная деятельность на  свободной самостоятельной работе;
  • Задания;
  • Предметные декадники в рамках  «Партнерство в образовании»;
  • Колледжная конференция.

Формы работы с родителями, обучающимися в процессе реализации программы:

  • Родительское собрание;
  • День открытых дверей;
  • Презентация студенческих проектов;
  • Анкетирование родителей.

Создание условий для реализации программы: для обеспечения проектной деятельности в колледже создаются оптимальные условия: нормативно-правовые, материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые, организационные.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Разработка нормативных документов, локальных актов, положений, регламентирующих проектную деятельность;
  • Разработка вариативной части учебного плана, включающей проектную деятельность;
  • Создание информационного банка данных.

Материально-техническое обеспечение:

  • Приобретение  необходимых для выполнения проектов материалов;
  • Приобретение расходных материалов для оргтехники (картриджи, фотобумага и др.);
  • Приобретение лабораторного оборудования для колледжных лабораторий (кабинеты химии, биологии, мастерские);
  • Приобретение научно-популярной, учебной, методической литературы;
  • Работы  мультимедийного кабинета;
  • Оснащение кабинета для презентации достижений обучающихся в проектной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Разработка программ, авторских курсов, методических рекомендаций по проблеме;
  • Освоение педагогами современных технологий, в том числе  информационных;
  • Создание методических  пособий, методических материалов;
  • Составление диагностических материалов;
  • Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности.

Информационное обеспечение:

  • Пополнение фондов колледжной библиотеки;
  • Использование возможностей Интернета;
  • Создание видеотеки;

Кадровое обеспечение:

  • Обучение педагогов основам проектной деятельности;
  • Увеличение числа педагогов-координаторов учебных проектов.

Организационное обеспечение:

  • Составление планов, графиков проектных работ;
  • Определение общеколледжной темы, объединяющей проекты;
  • Утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
  • Обучение педагогов и обучающихся проектной деятельности;
  • Предоставление места для работы над проектами (библиотека, учебные кабинеты, колледжные лаборатории, компьютерные кабинеты и др.);
  • Разработка примерного перечня тем проектных работ;
  • Координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;
  • Активная научно-методическая деятельность;
  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Высокий уровень теоретической подготовки по проблеме;
  • Общекультурная эрудированность;
  • Владение возрастной психологией;
  • Доброжелательность, высокий педагогический такт.

Рис. 2. Пирамида приоритетов обеспечения проектной деятельности

Н.Г. Мокшина дает следующее определение познавательной активности - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности студентов во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 этап

  1. Мониторинг педагогической системы с целью выявления востребованности и внедрения инновационных педагогических технологий
  2. Оценка исходного  состояния педагогической системы.  Выявление готовности к инновационной деятельности. Выявление группы преподавателей-новаторов (лидеров). Выбор средств и методов для организации образовательной деятельности в урочное и внеурочное время на основе метода проектов.
  3. Выделение частных проблем по:
  1. Нравственному воспитанию,
  2. Эстетическому,
  3. Патриотическому,
  4. Правовому,
  5. Экологическому воспитанию.

Такие проекты можно создавать со студентами 1 курса.

Для развития творческой активности в процессе реализации проектной деятельности использовать систему общеучебных заданий: выделение главного в тексте, сравнение, систематизация информации, объединение текстов и заданий, самостоятельное составление текстов и заданий, исправление ошибок; на определение причинно-следственных связей (определение причин, доказательство, определение закономерности, определение связей между элементами системы); на планирование и выполнение практических действий (составление плана выполнения задания, планирование и проведение наблюдений, прогнозирование развития системы, анализ плана выполнения деятельности).

Разработать пошаговый алгоритм формирования творческой активности студентов:

  1. Выбор предметной области, темы проекта, его типа
  2. Определение уровня проблемы, ее актуальности для образовательного учреждения и производственной практики
  3. Определение целей, доступных для студентов в достижении перспектив (с учетом индивидуальных интересов и возможностей)
  4. Определение групп участников проекта
  5. Организация продуктивного взаимодействия в группе, распределение функций, задач по бригадам
  6. Выбор стратегии разработки проекта, способов осуществления деятельности, обсуждение возможных методов реализации проекта, поиска информации, необходимой литературы, новых инструментальных средств, творческих подходов к реализации проекта
  7. Привлечение в качестве консультантов педагогов-предметников и специалистов
  8. Реализация проектной деятельности
  9. Анализ процесса и результата (соответствие поставленной цели конечному продукту)
  10. Представление результатов деятельности педагогу, группе, заказчику
  11. Выявление перспектив внедрения проекта
  12. Выполнение коррекционных мероприятий по просьбе заказчика
  13. Осуществление практической реализации проекта и обеспечение его технического сопровождения

Каждый шаг предполагает реализацию студентами определенного уровня творческой активности от стимулирующего, внешне мотивированного уровня до реализации личностной самостоятельности деятельности при включении внутреннего механизма активности через получение удовлетворения от процесса и результата проектной работы и общения в творческой группе.

2 этап

Со студентами 2 курса выделить частные проблемы по блокам учебных дисциплин по специальностям.  Формулировка частной исследовательской, экспериментальной и методической задач колледжа. Провести анализ участия, формирования бригад-разработчиков. Планирование в бригадах содержания учебного проекта этапов его проведения. Обсуждение идей по планированию самостоятельной деятельности в бригадах.

Формы исследовательской работы (решение усложненных лабораторных задач, проведение практических работ с элементами исследования, изготовление учебно-наглядных пособий, написание рефератов, участие в работе семинаров, научно-практических конференций) способствовали формированию у студентов творческого мышления, развитию эрудиции, широты кругозора, умению вести аргументированную дискуссию, работы с научной, справочной, методической литературой, обобщения и овладения навыками анализа теоретического и экспериментального материала.

3 этап 

Со студентами 3-4 курса провести анализ дисциплин с целью выявления межпредметных связей, объема самостоятельной деятельности студентов. Выделение общих проблем исследования по специальностям на основе принципа интеграции знаний. Выработка и развитие специфического умения и навыков проектирования. Изучение новых информационных технологий. Создание листа планирования самостоятельной деятельности бригады. Самостоятельная деятельность бригад: поиск инструментария, источников информации, работа в Интернете. Сквозные структурные просмотры, взаимное рецензирование, оценка «равных по рангу». Создание мультимедийной презентации. Планирование содержания вебсайта проекта. Анализ результата: уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности и соответствия требованиям рынка труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы позволит:

  • Усовершенствовать существующую в колледже систему по организации проектной деятельности;
  • Возможность подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты;
  • Повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);
  • Улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал обучающихся;
  • Обобщить результаты по применению метода проектов в образовательном процессе;
  •  Повысить качество образования.

В результате осуществления программы у обучающихся должны:

  • Сформироваться умения и навыки проектирования;
  • умения работать в автономном режиме (автономность) и умения коммуникативного характера (совместность);
  • Появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества;
  • Повыситься интерес к учебным предметам и сформироваться познавательная мотивация;
  • Повыситься уровень активности, самостоятельности студентов;
  • Сформироваться умения пользователя информационными ресурсами и средствами коммуникации.

Для оценки  эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:

  • повышение качества знаний обучающихся;
  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся;
  • рост объема проектных работ;
  • количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;
  • рост числа педагогов-координаторов колледжных проектов;
  • рост квалификации педагогов;
  • количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.

Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Литература.

  1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб.пособие.-Мн.: Высш. шк., 1998.
  2. Ботт Э. Использование MicrosoftOffice2000. Специальное издание: уч. Пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- С.10-24.
  3. Варламов С.Д., Сурков В.А. Использование MicrosoftOfficeв школе.:учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
  4. Словарь Л. С. Выготского/ под редакцией А.А.Леонтьева.-М.: Смысл,  2007С.12-20.
  5. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Powerpoint//Информатика и образование. -2002.- №9. - С. 27-30.
  6. Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. -1995.-№3.-С. 14-19.
  7. Ибрагимов Г.И .Критерии оценки качества подготовки студентов среднего звена/Специалист.-2003.-№1. - С.32
  8. Ильенков Э.В.Школа должна учить мыслить.-М.;Воронеж,2002.- С.19.
  9. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2001.-С.6-24.
  10. Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс. - СПб: Питер, 2001.–С.3-204с.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия,2001.-С.62-68.
  12. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  13. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). -2002.- №20. –
    С. 12.
  14. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. -1998.- №3. - С. 11-17.
  15. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. -1998.- №4. - С. 7-12.
  16. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатике // Педагогическая информатика. -1999.- №2. - С. 21-27.
  17. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии, - М.: АБФ, 1998.- С.656.
  18. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатики // Педагогическая информатика. -1999.- №2.-С.21.
  19. Щукина Г.И. Основные понятия, классификация и типология проектов. // Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.С. 265.
  20. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см.
  21. 2003-2011 Наука и образование: электронное научно-техническое издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».

Метода проектов позволяет:·         развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;&midd...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....