Рекомендации учителям по работе с "трудными" детьми
материал

Кабанова Светлана Владимировна

Доклад  "Рекомендайии учителям по работе с "трудными" детьми" может использоваться как на педагогических советах, так и на ШМО и РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Рекомендации учителям по работе с «трудными» детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите начать мое выступление со стихотворения военного деятеля, начальника военного научно-исследовательского института Военной академии механизации и моторизации, генерала-майора инженерно-танковой службы Самуила Давидовича

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно изба без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Для того, чтобы помочь «трудным» детям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, нам необходимо уметь не только видеть проблемы этого ребенка, которые как правильно маскируются под маской их поведенческих отклонений: отстраненность или наоборот через мерное привлечение к себе внимания любым способом, первые пропуски уроков без уважительной причины, на которые мы порой не обращаем никакого внимания, опоздания,  снижение успеваемости, начало конфликтов с одноклассниками и с учителями, не подчинение требованиям и пр., но и правильно выстраивать с ними линию поведения и общения.

Как правило, работа с «трудными» подростками, особенно с теми, кто уже состоит на различных видах профилактических учетах, идет на всех уровнях, т.е. задействованы все органы системы профилактики города и района (СРЦН, ОДН, КДН и ЗП), но несмотря на это у некоторых учащихся ситуация в поведении и обучении не меняется. На мой взгляд, связано это не только с теми факторами, приводящие к трудновоспитуемости подростков, которые рассматриваются в научной психолого-педагогической литературе (биологические, психологические, социальные и пр.), но и с полной отстраненностью родителей от своих обязанностей и перекладыванием их на школу, при полным отсутствием своего контакта со школой и педагогами, а также со слабой законодательной базой.

Поэтому дети категории «трудных» остаются только нашей с вами проблемой, и только мы с вами сможем помочь справиться им с личностными трудностями и с трудностями в усвоении образовательной программ или хотя бы минимизировать эти трудности.

Поэтому к сегодняшнему педагогическому совету я постаралась подобрать практические рекомендации, основанные на основных принципах работы с «трудными» подростками, которые прописаны в любой психолого-педагогической литературе. Подробно рассматривать каждый принцип в отдельности мы конечно сегодня не будем. Я лишь постараюсь дать рекомендации в рамках каждого принципа, не используя научной терминологии, а опираясь на личный профессиональный опыт работы с  детьми данной категории. Хотелось бы отметить, что действительно эти принципы работают, если следовать им в работе с детьми, причем не только с «трудными».

Итак, первый принцип, в рамках которого я постараюсь дать практические рекомендации – это Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть, прежде всего, лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с несовершеннолетним.  Реализация данного принципа, на мой взгляд, должна осуществляться в двух направлениях:

- индивидуальная работа с ребенком (определение склонностей, интересов, мотивов с последующим вовлечением в социально-значимую деятельность, говоря ребенку такие фразы как «Мне без тебя сложно будет с этим справиться….», «Кроме тебя так хорошо это никто не сделает…»; не осуждать его «Это не ты плохой…, это поступок неправильный…»; постараться выяснить мотив свершенного поступка. Как правило, за таким поступком скрывается благое действие (защита себя, своих друзей, слабых). В этом случае мы должны одобрить его благие действия, при этом объяснив, что можно было бы сделать иначе; проявлять внимания к его положительным поступкам (одобрение, похвала); проявления доверия для формирования у него веры в собственные силы.

- работа с классным коллективом в отсутствие «трудного» учащегося с целью формирования гуманных отношений в классе по отношению к данному ученику, не допускать унижения достоинства ребенка.

Следующий принцип - Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип предполагает учет особенностей социального окружения подростка, его социальных отношений. Подростковый возраст – это период активного общения со сверстниками, при чем оно для них является первостепенным, нежели общение со взрослыми. Для них мнение сверстников авторитетно. Запретить общение мы не можем и не должны этого делать, чтобы не навредить и не потерять доверия подростков. Наша задача научить правильному общению со сверстниками:

- не говорить плохо о его друзьях

- узнать лучше его ближайшее окружение с целью коррекции негативного влияния окружающей среды (совместные вечера встреч, на котором будут организованы  интересные формы работы; совместное посещение спортивных залов, тренажеров)

- совместное решение личностных проблем «трудных» подростков, т.е. все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.  

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в работе с каждым подростком и специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому подростку для самореализации и самораскрытия. Основным условием данного принципа является создание ситуации успеха. Например, все мы прекрасно знаем, что «трудный» подросток имеет определенную запущенность по учебным предметам, поэтому необходимо индивидуализировать подход к усвоению им учебной программы по предмету:

-индивидуальные задания по карточкам (от простого к сложному)

- организация групповой деятельности (группы должны быть смешанные, постоянно меняться)

- дать возможность выполнять д/з в классе

- при оценке деятельности необходимо ее обоснование и выделение критериев оценивания (проговаривание желательно наедине). При этом постоянно возвращаться к первому принципу (опора на положительное) и создавать ситуацию терпимости.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (т.е. вместе с ним решать проблемы, а не за него, предоставить ему возможность выбора решения или выходы из трудной ситуации)

- вместе с ним делать анализ его проблем и социальных отношений, чтобы добиться успеха в своих отношениях с людьми. Это трудный путь для подростка к успеху, но он является залогом успешной жизни в дальнейшем. Не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня; нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

Обобщая вышеизложенное, я выделила следующие рекомендации по работе с «трудными» детьми:

  1. Не игнорировать негативное поведение подростка, необходимо установить причину, по которой подросток его демонстрирует (индивидуальная беседа, опрос учащихся и ближайшего окружения подростка).
  2. Если «трудность» долгосрочная, то к таким ребятам нужен особый подход:
  • Особое внимание;
  • снисходительность в некоторых ситуациях;
  • поощрение, ласка, терпеливость;
  • главное, справедливость, поскольку они очень чувствительны и ранимы (более сильно реагируют на самый незначительный раздражитель). Если наказывать таких детей, то надо отдавать себе отчет в том, так ли это необходимо и как это сделать; при этом форма наказания должна соответствовать проступку. В иных случаях необходимо, прежде всего, попытаться устранить причину «трудности»

(например, психотравмирующую ситуацию).

  1. Нельзя оправдывать негативные поступки подростка, не делать для него исключений, но и не возлагать на него ответственность за все плохое, что происходит в классе, т.е. не навешивать на него ярлыки «плохого» ученика.
  2. Оценивайте сам поступок подростка, не переносите эту оценку на его личность: «Ты поступил плохо, потому что…», но не «Ты плохой…»
  3. Надо ясно показать подростку его права и обязанности, т.е. то, что ему разрешено и за что он несет ответственность.
  4. Будьте терпеливы в общении. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать верх любой ценой, ведь Вы тоже не застрахованы от ошибок.
  5. Старайтесь действовать не прямой атакой, а тактическим маневром.
  6. «Остыньте» прежде, чем действовать или высказывать свое мнение в ответ на вызов, брошенный Вам «трудным» подростком. Иначе конфликта не избежать. Сделайте паузу, промолчите несколько секунд на «вызов», выдохните и постарайтесь продолжить разговор спокойным тоном.
  7. Будьте самокритичны, не возводите свое мнение в догму: ошибиться может каждый, и взрослый в том числе.
  8. Умейте не только наказывать подростков, но и хвалить, если они того заслуживают.
  9. Не ставьте на подростке «крест». Дайте ему шанс на исправление своей ошибки. Будьте терпеливы и снисходительны.
  10.  Не пытайтесь загнать подростка в «угол», поставить в затруднительное положение: этим Вы только спровоцируете его на сопротивление и агрессию.
  11. Умейте смеяться, шутить, используйте юмор в общении с подростками, но не подшучивайте и не насмехайтесь над ними.
  12. Обязательно сдерживайте данное подростку обещание: это является хорошим примером и стимулирует развитие чувства ответственности у него, а также повышает ваш авторитет в его глазах.
  13. Контроль за успеваемостью и посещаемостью должен быть систематическим и конкретным: реагировать на неудовлетворительные отметки и пропуски занятий надо сразу же, по горячим следам, обсудив данную проблему с самим ребенком, учителем и его родителями.
  14.  Постарайтесь организовать свободное время подростка, чтобы он был занят полезным делом, чтобы у него не оставалось времени на совершение правонарушений. При этом предварительно определите сферу его интересов, даже если они неустойчивы или не входят в сферу деятельности школы.
  15. Поскольку чаще всего «трудный» подросток не имеет возможности полноценного общения с мужчиной, достойным примера (либо отца нет совсем, либо он алкоголик и т.п.), то лучше помочь подростку записаться в секцию или кружок, где руководителем является мужчина.
  16. Как правило, антисоциальное поведение – это маска, за которой подросток пытается скрыть свою неуверенность или замаскировать свои внутренние проблемы и переживания. Поэтому надо стараться создавать для него даже малейшие ситуации успешности, чтобы он поверил в свои силы. При этом поощрять его за успехи, чтобы он понимал, что его тоже ценят за хорошее.
  17. Постарайтесь установить контакт с родителями и выработать единую тактику действий, чтобы помочь ребенку не стать правонарушителем.

Подводя итоги, еще раз хотелось бы отметить, что все эти принципы объединяет одно общее условие – создание ситуации успеха! Только в условиях ситуации успеха у детей будет рождаться мотив к любой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью

Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...

Рекомендации учителю по работе в коррекционном классе

Особенности детей с ОВЗ. Основные правила в работе с детьми с задержками в развитии....

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ...

Рекомендации учителям по работе с детьми, с низкой устойчивостью внимания

Рекомендации учителям по работе с детьми,с низкой устойчивостью внимания 1.  Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы ...