Метапредметные результаты образовательной деятельности
статья

Любаева Марина Валерьяновна

приёмы и задания для развития разных видов УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnye_rezultaty_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные результаты образовательной деятельности

             Учитель немецкого языка Любаева М.В., « Сидорковская ООШ»

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникатив-ные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а так же межпредметные понятия.

В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники: совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (умение прогнозировать содержание текста по заголовку, по имеющимся в тексте рисункам, списывать текст, выписывать из него отдельные слова и предложения и т.п.); овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения)

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)

Метапредметные результаты   Регулятивные (организационные): Коммуникативные: Познавательные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность - речевая деятельность; -навыки сотрудничества -работа с информацией; -работа с учебными моделями; -использование знако – символических средств, общих схем решения; -выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие

Метапредметные результаты

  Регулятивные (организационные): Коммуникативные: Познавательные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность - речевая деятельность; -навыки сотрудничества -работа с информацией; -работа с учебными моделями; -использование знако – символических средств, общих схем решения; -выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие

Регулятивные УУД Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:

1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

 2.Составь план описания животного.

 3.Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.

4.Расставь пункты плана в логической последовательности

Виды заданий и игр для формирования регулятивных УУД: «Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания

Коммуникативные УУД . Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника: 1.Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет. 2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия. 3. Расскажи о семье Отто от имени Анны. Используй картинку к упражнению. 4. Петер беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть   Примеры заданий на формирование монологической речи: 1. Расскажи о себе. 2. Расскажи о своей семье. 3. Расскажи о твоем однокласснике. 4. Расскажи об артистах театра. 5. Опиши животное. Примеры заданий на формирования диалогической речи: 1. Познакомься с новым учеником в твоем классе. 2. Познакомься с новой артисткой театра. 3. Вальдо звонит Лулу и расспрашивает о школе.. Послушай его вопросы и кратко ответь на них

Виды заданий и игр составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Познавательные УУД Виды заданий «Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие

Работа с прагматическими текстами Прогноз погоды (8-9 класс) I. Раскрытие текста; раскрытие смысла, содержания.  (Узнавание, понимание, применение) Findet bitte im Text folgende Informationеn. Wie ist das Wetter in Deutschland: kalt oder warm? Wie sind die Tagestemperaturen im Norden, im Westen, im Osten und im Süden Deutsсhlands? Wo ist es heiter und wo regnet es? Wo gibt es Gewitter? II. Извлечение смысла, интерпретация текста: применение, анализ, синтез Beantwortet bitte die Fragen. Wohin kann man fahren, um die heiterste Sonne zu genießen? In welchen Städten müssen die Einwohner die Regenschirme mitnehmen, falls sie nach draußen gehen? Die Eltern deiner Freundin/ deines Freundes sind mit dem Flugzeug nach Deutschland geflogen. Das Reiseziel ist Stuttgart. Welche Probleme kann das Flugzeug haben? III. Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла: aнализ, синтез, оценка Stell dir vor, du nimmst am Fallschirmsportwettbewerb teil, der in Dresden stattfindet. Deine Freunde fahren mit. Welche Kleidung und nötige Sachen müssen deine Freunde mitnehmen, um sich mit allem Komfort zu fühlen? Wo ist es zu jener Zeit am besten, eine Stadtrundfahrt zu unternehmen?

Программа пребывания гостей в России (8 класс) Задания к тексту: Раскрытие текста; раскрытие смысла, содержания. (Узнавание, понимание, применение) Findet bitte im Text folgende Informationen. Wieviel Tage dauert der Aufenthalt der russischen Schüler? Was passiert am ersten Tag? Wann findet der Besuch des Puppentheaters “Hänneschen” statt? Welche Veranstaltungen sind noch geplant? II. Извлечение смысла, интерпретация текста: применение, анализ, синтез. Beantwortet bitte die Fragen. In welcher Stadt wohnen die deutschen Schüler, die die Gäste aus Russland erwarten? Welche Veranstaltungen können die Sportfreunde besuchen? Wie kompakt sind die Veranstaltungen geplant? Steht die Freizeit den Teilnehmern zur Verfügung? III. Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла: aнализ, синтез, оценка. Schlage mindestens drei Veranstaltungen vor, damit die Schüler aus Russland verschiedene Sehenswürdigkeiten dieser Stadt besichtigen könnten. Schreibe deine eigene Variante des Aufenthaltsprogramms in einer anderen Stadt Deutschlands, zum Beispiel in München, Berlin. Beachte verschiedene Interessen der möglichen Teilnehmer.

Проектная технология Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности». Этапы работы над проектом: 1) начальный этап (выбор темы); 2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала); 3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв) Ведущие виды проектной деятельности : творческий; информационный; ролево-игровой; исследовательский.

Творческий проект стенная газета, альбом, рисунки, самодельные книги и журналы.

Информационный проект

 С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника устроить выставку красочными работами детей Проекты: «Мое любимое животное», «Немецкие праздники»

Ролево-игровые проекты Инсценированные действия (сказки или ролевые игры) Игра: раскрепощает ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. Появляется реальная возможность на этом этапе выявить у детей способность в усвоении иностранного языка.

Положительные моменты метода проектов: метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.

Упражнения для развития познавательных УУД:

Угадай слово

На рабочем поле слайда интерактивной доски расположены круги, в которых написаны букв, нужно расставить буквы так, чтобы получилось слово по теме

Сопоставь картинки и слова.

В верхней части рабочего поля слайда расположены картинки по теме, а в нижней части слова. Необходимо наложить слова на картинки, при правильном ответе картинка исчезает.

Работа с видео.

  1. Задание перед просмотром видео:

показываю картинки по сюжету, дети должны предположить тему видео и написать возможные глаголы, которые могут употребляться в данном фрагменте.

  1. Просмотр видео:

во время просмотра дети записывают все глаголы из фрагмента.

  1. Задания после просмотра видео:

сопоставить записи до просмотра и после, оставить необходимые глаголы и составить рассказ по своим записям

Упражнение для интерактивной доски. При изучении спряжения глагола «sein» я использую раздаточные картинки. Это- поляна с цветами. На цветах написаны личные местоимения(ich-на одном цветочке, du-на другом и т.д.) Отдельно нарисованы и вырезаны бабочек(бабочки bin,bist и т.д.)Ученик должен каждую бабочку посадить на свой листочек.

 Прибавь одну букву, чтобы получилось новое слово. Образец:

  • (H)und.

        (..)rot, Gas(..), (..)alle, (..)art, (..)alt, kran(..), war(..), (..)art, Zu(..), Ar(..)t, (..)und, (..)bus, Oste(..)n, (..)und, Scha(..)f, vor(..), (..)ort, (..)immer, a(..)m, Freu(..)de, Sie(..).

(Brot, Gast, Halle, hart, kalt, krank, warm, zart, Zug, Arzt, Mund, Obus, Ostern, rund, scharf, vorn, Wort, Zimmer, arm, Freunde, Sieg)

Домики.

Используется в процессе работы над окончаниями глаголов. На крышах домиков живут местоимения :ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie.

К ним в гости приходят разные глаголы. Каждый глагол должен найти свой домик.

Упражнения для развития регулятивные УУД:

Волшебный телевизор.

На рабочем поле слайда изображен круг. Ребенок перетаскивая круг по рабочему полю ищет картинки. После поиска картинок дети должны вывести тему урока.

Даю детям текст, в котором преднамеренно делаю ошибки. Дети должны найти эти ошибки в тексте.

Дети должны найти информацию в предложенном источнике

Построй предложение: расставить слова в правильном порядке.

Упражнения для развития коммуникативных УУД:

Каждый ребенок получает 2 листа бумаги и фломастер. Он кладет одну руку на первый лист бумаги, другой рукой обводит кисть. Затем пишет на каждом “пальчике”, начиная с большого, ответы на вопросы:

– Was mache ich gerne?
– Was esse ich gerne?
– Was trinke ich gerne?
– Was lese ich gerne?
– Wo bin ich am liebsten?

«Кто прав»

Учащиеся делятся на две группы. Одна готовит аргументы "за" что-то, вторая – "против". в результате необходимо прийти к общему результату.

Составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок.

Поиск ошибок в письмах и текстах.

Упражнения для развития личностных УУД:

«Мой мир»

Работа ведется в кругу. Прошу участников по очереди ответить на следующие вопросы:

  1. твое любимое занятие...,
  2. твой любимый цвет...,
  3. твое любимое животное...,
  4. твой лучший друг...,
  5. я хочу быть...,
  6. твоя любимая одежда...,
  7. твое любимое время года...,
  8. твой любимый герой...,
  9. любимая игра и т.п.

Азбука эмоций

Раздаю ребятам карточки с изображением различных эмоций. Дети должны прочитать одну и туже фразу изображая эмоцию на карточке. После того как все выполнили задание, идет обсуждение: у кого это лучше получилось и почему.

Такой современный подход к мониторингу обучения, развития и воспитания основывается на проверке качества применяемых ребёнком универсальных учебных действий. Ребята могут обрабатывать информацию из максимального количества областей знаний. На сегодняшний день это самый прогрессивный способ «отформатировать» привычный репродуктивный способ передачи нового подрастающему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.

Технология достижения  метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х  классов.Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению ...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Технологическая карта достижений метапредметных результатов проектной деятельности учащихся

С целью обобщения наработанного опыта по теме «Метапредметность в обучении немецкому языку» мной была разработана карта, демонстрирующая технологию достижения метапредметных результатов пр...

Оценка метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности обучающихся

материал к педсовету - Оценка метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности обучающихся...