Мастер-класс "Оценивание на уроках в условиях введения требований ФГОС"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Станева Ирина Борисовна

Данный мастер-класс поможет учителям-предметникам ответить на следующие вопросы: " Чем я занимаюсь в школе?", "Я учу или я оцениваю?", "Как сделать оценивание объективным?", "Как избежать конфликта во время оценивания учеников?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс133.17 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Тема моего мастер класса (слайд 2) «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований ФГОС».

       Уважаемые коллеги, я вам сейчас раздам рисунки. Это карикатуры, которые называются «Великие за партой». Посмотрите на них, пожалуйста, обсудите  и прокомментируйте. Что, на ваш взгляд, хотели сказать авторы этих карикатур? (высказывания участников групп). (Морзе, Грибоедов, Дюма, Эйнштейн и общая)

     Учителя порой дают оценки ученикам, которые  очень сильно влияют на их настроение, может быть, даже будущее. Может, мы, учителя, делаем это осознанно, а может, и нет. Я думаю, что каждый учитель должен задаться вопросом (слайд 8): «Чем я занимаюсь в школе? Я учу или я оцениваю?» Чтобы ответить на эти вопросы, возникает целый ряд других: как сделать оценивание объективным? Как избежать конфликта во время оценивания учеников?

      Ни для кого не секрет, что многие ученики, даже очень способные, на уроках часто молчат. Спросишь - ответят, не спросишь – не ответят, хотя знают ответ на любой вопрос. А молчат они, потому что боятся, что их не так оценит учитель, т. е. они боятся оценивания. А чтобы  этого не происходило, учитель должен сделать оценку другом ученика.

      Но если говорить честно, то учитель зачастую оценивает ученика так: (слайд 9)вы видите 3 дерева. Все они разные, каждое красиво по-своему. Но как оценивает учитель эти работы? Например, первое дерево вполне себе красивое, но у него чего-то не хватает, не нарисованы ветки, не прорисованы  листочки. Но кто его рисовал? Ульяна. Она отличница, умница, очень старательная. Подумаешь,  в этот раз немного не получилось, не дорисовала. Все равно поставлю ей «5». В другой раз лучше нарисует. Следующее дерево кажется мне несколько мрачноватым. Рисовал его Кирилл. Он у меня хорошист и ему хватит «4». Третье дерево, на удивление, очень красивое, но выполнил эту работу Даниил. Занимается он слабо, и сам так нарисовать он бы не смог, ему явно кто-то помог. Поэтому поставлю ему «3».  

       Как вы думаете, такое оценивание объективное? Чем руководствуется учитель? Личной симпатией.  А где же те критерии, которые учитель должен был применить, оценивая учащихся?

         Чтобы подобное оценивание перестало быть нормой,  ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценивания 

планируемых результатов. По требованиям ФГОС оценивание должно быть критериальным.     (слайд 13)  

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Т.е. перед тем как дать ученикам выполнить какое-то задание, нужно выработать  критерии, по которым ученик будет его выполнять.  (слайд 14)

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

       Предположим, учитель  русского языка хочет проверить, насколько хорошо ученики усвоили тему ( слайд 15) «Односоставные предложения». Для этого он может дать ребятам несколько предложений для определения вида односоставных предложений. Но для начала вместе с учениками следует оговорить, что именно будет оцениваться. Для этого нужно пошагово вспомнить все, что было изучено по этой теме и действовать этими шагами. (слайд 16)

  1. Подчеркнуть грамматическую основу. (слайд 17)
  2. Определить и записать грамматические признаки сказуемого (если есть)(слайд 18)
  3. Указать вид односоставного предложения.

     Иными словами, если не выработать критерии, то ученики просто напишут вид односоставного предложения (а  могут они это сделать и с чьей-то подсказки), и учитель не сможет объективно оценить учащегося, а сделает это так, как было с деревьями.

     

     Давайте и мы с вами поработаем над выработкой критериев. Каждый ребенок, достигнув 14 лет, получает паспорт,  и теперь ему нужна подпись, которой он будет пользоваться много лет. Хорошая подпись очень важна для человека. Так каким же критериям должна соответствовать хорошая подпись? (работа в группах) (Подпись должна идентифицировать человека, должна отличаться от подписи другого человека,  не должна быть простой)

  1. Уникальной
  2. Быстрота исполнения
  3. Сложность воспроизведения (чтобы не подделывали)
  4. Идентифицировать человека

Оцените, пожалуйста,  по критериям подпись (слайд 19) на данном слайде.

А это подпись английской королевы (слайд 20)

Легко ли вам было оценить по критериям?

Уважаемые коллеги, пока вы работали над критериями и озвучивали свои ответы, я давала оценку вашей работе. (правильно, хорошо, отлично).  А вы знаете, что проводились исследования, и выяснилось, что даже у самого хорошего учителя есть огромное количество фраз, выражений, которыми он может критиковать ребенка (плохо, ужасно, сядь и подумай, что с тобой случилось)  и буквально несколько фраз, которыми он может его похвалить  (хорошо, молодец и на этом все). А вот эти слова, фразы являются оценкой деятельности учащегося.  А то, что мы ставим в журнал – это отметка. А все вместе (и оценка, и отметка) является оцениванием. Оценка – это промежуточное оценивание, а отметка – результативное.

          Промежуточное оценивание, на мой взгляд, важнее результативного, т.к. во время промежуточного оценивания учитель не ставит за работу никакой отметки, но оценивает ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. (слайд 21)

          Промежуточное  оценивание  - это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. (слайд 22)

Этапы стратегии позитивного оценивания:

положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»),

указания на ошибки («Но сегодня  у тебя не получилось….»),

анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»),

обсуждение, выражение уверенности («Но в следующий раз,  я уверена, ты ответишь правильно»).

Вот такие доброжелательные отношения на уроке  приводят к положительным результатам обучения.

                     Давайте сделаем выводы, каким же должно быть оценивание? (слайд 23, 24, 25, 26, 27, 28)

                                      Принципы оценочной деятельности:
1.
Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. 

В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только
критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

  1. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
    4. Оцениваться
    с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
    5.
    Оценивать можно только то, чему учат.

По новым стандартам  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

       Итак, мы подошли еще к одному виду оценивания, самооцениванию.(слайд 29)


Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. Использование шкал самооценки делает оценивание прозрачным, ясным, объективным и безболезненным

На этом слайде (слайд 30) я хочу показать алгоритм самооценки учащегося.

C:\Users\User\Desktop\самооц.jpg

Конечно, если ученику дать право на то, чтобы он сам себе ставил оценки, то ничего хорошего из этого не выйдет. Все будут отличниками. Поэтому, после самооценки работы учеником, учитель также оценивает выполненную работу. И только после этого ставит отметку в журнал.

На сегодня разработаны и действуют различные технологии формирующего оценивания: «Светофор»,  «Внутренний и внешний круг», «Обобщение в одном предложении»,  «Обобщение в одном слове». Мне нравится технология  «Сигналы рукой». Позволю себе зачитать правила:

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (слайд 31) (большой палец руки направлен вверх)

  ƒ Я все еще не понимаю _________ ( слайд 32) (большой палец руки направлен в сторону)

  ƒ Я не совсем уверен в _______________ (слайд 33) (помахать рукой)

По итогам полученных сигналов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Давайте ответим на вопрос:  (слайд 34) Что меняет в школе новая система оценивания образовательных результатов? Я вас попрошу разложить по двум колоночкам характеристики  оценочной деятельности традиционной системы образования и после введения требований ФГОС к системе оценивания

Основная оценка — оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Отсутствие  четких критериев оценки достижения планируемых результатов обучения, понятных учащимся, родителям и педагогам;

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Оценка промежуточных результатов обучения.

Отличие оценки от отметки.

Ну и небольшая рефлексия. Используя технологию «Сигналы рукой»,  (слайд 35) ответьте, пожалуйста,  на вопрос: рады ли вы тому, что скоро отпуск? (слайд 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС

Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.

Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....

Презентация к мастер-классу "Оценивание на уроках в условиях введения требований ФГОС"

Контрольно-оценочная деятельность - это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки....

«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»

Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.Главное отличие современного урока от традиционного состоит: -  в уровне активности обучающихся; -  в роли учителя на уроке; -...