Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения, истории через создание проблемной ситуации
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_17-18.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения, истории через создание проблемной ситуации.

  Организация учебного процесса в коррекционных классах  способствует активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и  психическому развитию ребенка.

  Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.

  Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы, отвечая на которые учащиеся усваивают определенные знания.

  Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности. Конечно, можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности являются для ребенка одними из главнейших и направляющих. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость.

Необходимо учить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

   Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой учащихся.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

I тип-Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип-Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип-Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип-Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

   Однако нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Главная ценность применения проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ.  

  Приемы:

1.Ситуация неожиданности – проблемная ситуация «с удивлением» при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;

2.Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;

       3.Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;

   4.Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, интуицию учащихся;

5.Ситуация предположения –  различные точки зрения на один и тот же вопрос основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;

6.Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы.

7. «Яркое пятно» -сообщение занимательного материала(исторических фактов, легенд, сказок, фрагментов из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни).

8. Одним из приемов  реализации применения проблемных ситуаций не уроках чтения и истории  является тестирование, которое позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику знаний и получить наглядную картину успеваемости. Кроме того, тестовая форма активизирует деятельность учащихся на уроках, существенно экономит учебное время. Тестовую форму контроля  возможно применять как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с обучающимися.

 В своей работе я применяю  тесты-задания разного типа: с выбором ответа, в форме «вопрос-ответ», поиск «лишнего» варианта. Задания носят не только контролирующий, но и занимательный, творческий характер, предоставляющий учащимся возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени трудности.

При выполнении самостоятельной работы на уроке (например вставить в текст пропущенные слова) ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», а учитель ненавязчиво корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

При изучении  рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»,использую прием  «Яркое пятно».

1. Сначала  читаю  басню Л.Н.Толстого "Два товарища"

        Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый,  и  отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

2. Создание проблемной ситуации:

- Ребята, а почему мы начали урок с чтения басни?

-Какова мораль басни? (Мораль в том, что нельзя товарища оставлять в беде).

- Прочитав повесть, мы узнаем какую проблему автор поднимает в произведении «Кавказский пленник» ?

  В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов и приемов  на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. Добиваюсь того, чтобы на моих уроках ученик не просто слушал и запоминал, а под моим руководством добывал и усваивал новые знания,  самостоятельно  делал выводы.

  Эффективность таких уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при таком условии познавательная активность учащихся  повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед обучающимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию.

   При этом проблемные задания должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Они должны нацеливать ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых эти задания не могут быть выполнены.

      В ходе применения проблемных ситуации на уроках обучающиеся  в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

  Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Притча.

Я просил сил…  А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

 Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил мудрости…  А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе текстов для аудирования"

Презентация содержит теоретический материал и элементы представления опыта работы по теме "Развитие социокультурной компетенции у учащихся Х-ХI классов через создание проблемных ситуаций на основе тек...

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.

Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...