Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства
статья

Калинина Галина Анатольевна

Обобщение опыта_Подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_konkursam_professionalnogo_masterstva.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших инструментов повышения качества подготовки специалистов по специальности ПрепНК в соответствии с современным уровнем образования и запросам работодателей является участие в конкурсных мероприятиях.

Это возможность получить независимую экспертную оценку уровня подготовки, личностного и профессионального роста студентов и преподавателей, получение яркого и творческого опыта.

Самыми значимыми конкурсами профессиональной направленности по данной специальности являются Олимпиада профмастерства, WSR «Молодые профессионалы России», «Абилимпикс» для людей с инвалидностью и ОВЗ.

Все перечисленные конкурсы имеют важную цель – выявление лучших обучающихся по специальности, распространение передовых практик обучения и инновационных технологий. Однако отличие конкурсов есть.

Олимпиада профмастерства

WorldSkills

«Молодые профессионалы России»

«Абилимпикс» для людей с инвалидностью и ОВЗ

Участники Олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, владение профессиональной лексикой,  умение на практике применять современные технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные.

Задания на чемпионатах по стандартам WorldSkills являются сложными для профессионалов, выполняются «здесь» и «сейчас»,  приближены к реальным условиям профессиональной деятельности. Конкурс проводится для демонстрации и оценки квалификации в данном виде мастерства. Конкурсное задание состоит из практических заданий. Теоретические знания необходимы, но они не подвергаются явной проверке.

Повысить стремление инвалидов к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки;

Поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и их участие  в социально- экономической жизни;

Поддерживать полную интеграцию инвалидов в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию;

При изучении нормативных документов: регламента проведения, методического обеспечения, оценочных средств получаем ответ, какие  требования предъявляются к участникам.  Для участия нужны студенты с разными способностями и личностными качествами. И подготовка к конкурсу будет разная.

Деятельность кафедры по подготовке к конкурсам можно представить в несколько этапов.

I этап

II этап

III этап

IV этап

изучение нормативных документов,

SWOT-анализ внутреннего потенциала и внешней среды

Выявление одарённых и способных студентов, создание условий, способствующих оптимальному развитию потенциала обучающихся

непосредственная подготовка участников

рефлексия

Этап изучения нормативных документов и SWOT-анализа -  предварительный этап в процессе разработки стратегии планирования деятельности. Дает возможность выделить особенности конкурса, получить оценку внутреннего потенциала, внешнего влияния, определить благоприятные возможности, а также риски.

В таблице представлены основные условия для обсуждения перед конкурсом.        

Изучение нормативных документов,

SWOT-анализ внутреннего потенциала и внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Риски

- соответствие МТБ инфраструктурному листу конкурса

- высокий профессиональный уровень педагогов

- сетевое взаимодействие с социальными партнерами

- достаточное методическое обеспечение

- возможность привлечения специалистов смежных кафедр колледжа

- часто освоение технологий происходит в короткие сроки

- постоянное изменение конкурсной документации

- интеграция конкурсных заданий

- получение профессионального опыта

- освоение новых технологий

- обновление МТБ

- повышение профессионального уровня педагогов

- нехватка временного промежутка подготовки

- большая нагрузка для участников и педагогов при подготовке

- личностные качества педагогов

- личностные качества участника

- распределение ответственности за подготовку участника

на этапе выявления способных студентов и создания условий для развития их способностей имеем достаточно много возможностей и инструментов. Причем важность, значимость и появление каждого обозначено необходимостью.

По результатам данного этапа выявляются студенты, которые проявляют следующие качества:

- желание (мотивация). Желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе

- цели участника по реализации себя в профессии, кем он себя видит в перспективе

- обучаемость         

- здоровые амбиции, как на соревнованиях, так и профессиональной сфере, а так же умение правильно расставлять приоритеты

- способность к критической самооценке, адекватное отношение к конструктивной критики и умение слушать

- психологическая устойчивость, позволяет участнику пройти всю дистанцию, не снижая уровня качества работы.

Непосредственная подготовка участников

Координационное обеспечение

Методическое обеспечение

Кадровое

обеспечение

Материально-

техническое

обеспечение

Психолого-педагогическое сопровождение

- «Индивидуальный маршрут подготовки участника»  

- «контрольные точки»

- анализ текущих проблем, своевременное устранение

- привлечение специалистов смежных кафедр

- взаимодействие с кафедрами практической подготовки

-подбор  методических материалов по заданиям конкурса

- использование эффективных методик и технологий  для подготовки

- оказание педагогам методической помощи

- совместное освоение новых технологий

- создание условий для самообразования

- инициатива проведения семинаров через отдел методической работы

- практическое использование интерактивного оборудования кабинетов по нашей специальности

- ежегодно формирование заявок на приобретение учебно-лабораторного оборудования в соответствии с инфраструктурным листом.

- использование МТБ социальных партнеров

- сопровождение педагога-психолога

- участие в командных тренингах

 -тренинги саморегуляции эмоциального состояния, снятие состояния тревоги, установка на преодоление трудностей

После участия в конкурсе, при анализе результатов всегда обсуждается: что не получилось, почему, как решить эту проблему.

Рефлексия

Обсуждение и

анализ результатов конкурса (в сравнении с предыдущим)

Определение проблем и путей решения

- динамика результата

- изменение конкурсных заданий

- участие преподавателей в экспертном жюри

- количество участников и экспертов на конкурсной площадке

- распространение опыта участия среди студентов

- адекватный ли  участника с учетом личностных качеств

- насколько качественная подготовка участника была проведена

- осуществлен оптимальный выбор технологий

- учет регламента проведения конкурса (насколько правильно и достаточно были изучены нормативные документы)

- комфортное взаимодействие участника и компатриота

Вывод:

- подготовка к конкурсам – планомерный процесс, должен начинаться заблаговременно

- обеспечивает большой охват участников, высокое качество подготовки, осознание необходимости участия

- создание развивающей среды на кафедре

- достижение обучающимися высоких результатов в учебе, олимпиадах, конкурсах

- обеспечение личностной и профессиональной самореализации участников и

педагогов

- повышение качества подготовки специалистов

Проблемы:

- недостаток профессионального анализа конкурсных материалов

- недостаточность системы выявления, развития способностей студетов, системы психолого-педагогического сопрождения студентов

- повышение уровня профессиональной подготовки педагогов

Решение видим через:

- развитие диагностического направления,  накопление банка данных способных, одаренных, мотивированных студентов

- обучение курсовой подготовки преподавателей         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Обобщение опыта на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов г.Москва "Мой лучший урок"

В материалах представлен опыт работы с волонтерами, результаты совместной деятельности, шаг к успеху каждого. Описание составлено на основаниии работы многих лет по добровольческой деятельности....

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...