Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни

Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

- Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

- В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

- Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

- Учитывать индивидуальные особенности детей.

Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

2. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

3.Интонационная разминка.

Подготовка обучающихся к выразительному чтению. Необходимо  начинать эту работу с формирования трёх умений.

  • Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения.
  • Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
  • Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое.

4.Развитие поля зрения.

Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов .Исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:

  • Уменьшить число остановок глаз;
  • Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые можно использовать на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Использование Таблицы Шульте

Приемы и виды упражнений по развитию техники чтения учащихся.

 Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

1.«Жужжащее чтение».  Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

2.«Ежеурочные пятиминутки чтения».

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

3.« Режим щадящего чтения» (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

4.«Многократность чтения».

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

5. «Буксир 1». Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

6. «Буксир 2». Один ученик ведет пальчиком по тексту, читая про себя, а другой читает вслух, пытаясь догнать ученика.

7.«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

8.«Восполнение пропусков слов в предложении».Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами, слогами, словами. Пропуски отмечаются пробелами, точками или заклеить слова в предложении. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, предложению. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова в предложении, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

9.«Спринт». Дети начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу «Стоп» дети пальчиком показывают, кто где остановился. Результаты сравниваются.

10. «Чтение перевернутого текста».

11. «Сплошной текст».

Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

 Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности.

Так, к примеру, можно давать задания «Набери текст» на компьютере.

А также давать учащимся прослушать аудиосказками с субтитрами. Данные упражнения развивают навыки работы с компьютером, память, мышление и воображение.

Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов.

Таким образом, использование при обучении чтению  современных методов и учебных материалов с опорой на информационные технологии стимулирует познавательную активность, создаёт положительную мотивацию и тем самым способствует формированию читательской компетенции, что, в конечном итоге, позволяет выполнить поставленные учебной программой цели и повысить качество техники чтения в начальной школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Повышение мотивации обучающихся через использование современных образовательных технологий

Разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы для достижения целей саморазвития....

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...