Методические рекомендации по поиску информации
учебно-методический материал

Кузнецова Наталия Юрьевна

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли студент искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на педагога ложится весьма важная задача: познакомить студентов с системой хранения информации и научить ускоренному поиску и обработке информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                   Методические рекомендации по поиску информации

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли студент искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на педагога ложится весьма важная задача: познакомить студентов с системой хранения информации  и научить  ускоренному поиску и обработке информации. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации:

  • базы данных библиотек
  • учебная и научная литература
  • художественная литература
  • базы данных сети Интернет

Педагог знакомит студентов с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Это работа не новая, она хорошо знакома всем педагогам, прошедшим собственную школу работы над научной темой.

БИБЛИОГРАФИЯ – научное описание книг и составление их перечней, указателей.

КАТАЛОГ – систематизированный перечень книг. Каталоги бывают - каталоги книг, периодических изданий, кинофотофонодокументов, магнитоленточных изданий.

По способу группировки записей каталоги подразделяются на алфавитные, систематические, предметные и т.д. В алфавитном каталоге библиографические карточки в ящичках библиотеки расположены по фамилиям авторов изданий (в алфавитном порядке). В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА - карточка, содержащая описание источника информации об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (год и место издания, издательство, надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объём, тираж, цена и т.п.).

АННОТАЦИЯ – краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

  Студент, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах. Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Множество информации в настоящее время содержится также и на компьютерных дисках (CD ROM). Студенты успешно могут ими пользоваться при исследовательской (проектной) деятельности.

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных. Поэтому особый интерес сегодня вызывает работа с информацией в сети Интернет.

                              Работа с информацией в сети Интернет.

ИНТЕРНЕТ ( Internet ) – Всемирная компьютерная информационная сеть. Охватывает более 70 стран в различных частях света. Информация в Интернете представлена в двух основных видах: на WWW и FTP серверах.

На WWW серверах, как правило, представлена регулярно обновляющаяся, открытая для свободного поиска информация,  можно работать с графическими изображениями.

Данные на FTP  серверах в основном представляют собой огромные архивы полезной информации, работа с которыми требует предварительной перекачки информации с сервера на свой компьютер. Во многих случаях эта информация поддерживается коммерческими организациями, и в этом случае за информацию надо платить.

Потенциальные возможности Интернет для образовательных учреждений огромны. Студенты, имеющие вход в Интернет, могут общаться со своими сверстниками, живущими в любой стране, имеют доступ к богатейшим информационным ресурсам мира. Педагоги могут получить методический материал для своих уроков, а научные работники – информацию по самым сложным вопросам.

                                              ПОИСКОВЫЕ ПОРТАЛЫ

            Далее будут рассмотрены наиболее значимые информационные проекты и службы двух крупнейших российских порталов, которые были созданы на основе поисковых систем.                               Яндекс       http://www.yandex.ru/

Поисковая система yandex.ru предназначена для работы с «русскоязычным» Интернетом. Это одна из самых популярных и удобных поисковых систем.

                                              RAMBLER   http://www.rambler.ru            

             Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских порталов. Он объединяет поисковую систему Rambler, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов. Ресурсы портала ежедневно посещают более 3.5 миллионов человек. Доступ к ИПС Rambler был открыт в 1996 году. На сегодняшний день база этой ПС содержит информацию о более чем 12 миллионах документов, расположенных на серверах России и стран СНГ.

           Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются " Rambler -Наука", " Nature ", "Интерактивные карты", "Словари" и " Rambler - FTP ".

                        Проект Rambler -Наука (http://science.rambler.ru/)

           Данный проект был создан с целью повысить научный потенциал российского Интернета и сгладить дисбаланс, сложившийся в сфере распространения научной информации. Являясь одним из основных способов обмена узкоспециальной информацией, сеть Интернет остается очень слабо задействованной в таких областях, как междисциплинарный обмен, обучение и популяризация знаний. Проект Rambler-Наука осуществляется при поддержке МГУ им.М.В.Ломоносова, научный потенциал которого гарантирует высокий уровень подготовленных материалов.                          

                                                АПОРТ          http://www.aport.ru

            Специализированный поисковый портал Апорт является одним из наиболее известных российских порталов и объединяет поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.

                                                     GOOGLE

Еще одна очень удобная поисковая система – это GOOGLE, которая позволяет за короткое время по ключевым словам найти нужную информацию. Продемонстрируем, как это сделать. Например, мы ищем материал по теме «Антиутопия».       Набираем в строке поиска это слово и ждём результат.      За 0,24 секунды система предлагает нам примерно 359 000 вариантов. По их краткому описанию мы выбираем наиболее нам подходящие и интересные. Это сэкономит наше время, сделает доступными одновременно несколько документов.        

                              Поисковый портал «YAHOO!»     http://www.yahoo.com/

Поисковая система Yahoo обошла Google в рейтинге удовлетворения запросов пользователей. Yahoo получил 79 баллов из 100, а Google - 78, сообщает PC World.

По мнению авторов исследования, причина возрастающей популярности портала Yahoo в его удобной системе навигации и дополнительных сервисах. В то же время, пользователи Google видят мало изменений на главной странице по сравнению с тем, что было три года назад, считают эксперты.

Без сомнения, будет полезна многим учителям ссылка на портал "Культура России", который является официальным сервером Министерства культуры РФ.

                        "Культура России" http :// www . russian culture.ru  

  Портал находится в стадии разработки и активно пополняется новыми материалами. На домашней странице сайта приводятся постоянно обновляющиеся статистические сведения о количестве информационных объектов портала. По приведенным данным его структура насчитывает более полутора тысяч объектов. Статистика учитывает также количество гипертекстовых связей между объектами (более 2.500) и слов в словаре поиска (более 60.000).

Портал обладает встроенной ПС, которая позволяет осуществлять поиск с использованием ключевых слов, как в текстовых материалах сайта, так и по описаниям оцифрованных изображений. Результаты поиска выводятся в виде списка ссылок на объекты, отвечающие заданным критериям.

Основная база портала содержит критические и биографические статьи о художниках, писателях, архитекторах, артистах театра, актерах кино и их произведениях. Структура портала состоит из следующих разделов: изобразительное искусство, литература, архитектура, театр, кино, музыка и декоративно-прикладное искусство. В зависимости от типов представленных объектов выделы разделы по персоналиям, произведениям, искусствоведческим и культурологическим обзорам, новостям культурной жизни.    На web-сайте портала формируется коллекция ссылок на другие web-сайты соответствующей тематики.

  Альтернативную навигацию по web-сайту можно осуществлять по хронологическим периодам отечественной истории. Внутри каждого хронологического раздела материал сгруппирован по произведениям культуры и искусства, созданным в это время, и биографическим сведениям об авторах.

Домашняя страница портала содержит различные диалоговые формы, дающие посетителям возможность обмениваться мнениями в рамках т.н. "темы недели", проводить анкетирование пользователей, устраивать блиц-опросы на знание произведений искусства, памятников архитектуры и т.д.

                         "Кирилл и Мефодий"        http :// www . km . ru       http://www.vip.km.ru/

     Процесс построения мультипортала начался с размещения на сайте http :// www . km . ru мультимедийной энциклопедии, принадлежащей компании "Кирилл и Мефодий", которая является одним из крупнейших российских производителей мультимедийной продукции. Доступ к к порталу был открыт в 1998 году. Кроме энциклопедии он имел в своем составе шесть крупных тематических разделов.

В настоящее время "Кирилл и Мефодий" представляет собой мультипортал, состоящий из 20 тематических порталов c общими сервисными службами, а также одной универсальной и 12 отраслевых энциклопедий. Помимо этого пользователям предлагается большое количество дополнительных сервисов и информационных услуг. Энциклопедический информационный массив портала содержит около 130.000 статей и сопровождается примерно 30.000 иллюстраций. Он образует горизонтальный справочный портал "Мегаэнциклопедия", включающий "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", 15 тематических энциклопедий, а также справочники и словари по русскому и английскому языку. Универсальная энциклопедия содержит более 76.000 статей и более 9.000 иллюстраций. Она охватывает такие области знаний как история, искусство и литература, наука, техника и промышленность, общество, политика, экономика, медицина, законы и нормативные акты РФ и проч. Встроенные поисковые механизмы портала обеспечивают полнотекстовый поиск по всем статьям энциклопедии.

В структуре мультипортала "Кирилл и Мефодий" содержится 20 специализированных тематических порталов: наука; литература; компьютеры и Интернет; путешествия и туризм; музыка; спорт; искусство; кино; образование; строительство и так далее. Каждый из них представляет собой самостоятельный web-сайт с собственным адресом. Общий дизайн и сервисы, сходная структура предоставления информации объединяют эти порталы.           Информационный массив мультипортала "Кирилл и Мефодий" ежедневно пополняется новыми сведениями.

                                                 Словари в сети Интернет

Доступ в Интернет позволяет нам в любую минуту обратиться за справочной информацией к самым различным словарям. Важно научить наших воспитанников различать назначение того или иного словаря, знать, какую информацию они могут получить в этих словарях, чем они могут быть полезны в исследовательской работе. Очень часто бывает ситуация, когда студент, нашедший какую-либо информацию, читает ее и встречает в тексте малознакомые слова или незнакомый термин. Имея в арсенале интерактивные словари, юный исследователь тут же разрешает лингвистическую проблему и продолжает работать дальше, не свернув с правильной поисковой тропы из-за недостоверной информации. Найти словари можно в любой поисковой системе. Например в Яндексе.

Но есть и специализирующиеся на различных словарях сайты. Вот некоторые из них.

                            http://www.gramota.ru/      Сайт    Грамота.ру

                               http://mirslovarei.com/        Мир словарей

                                  http://www.slovari.ru       Словари

Электронные библиотеки

Сегодня пожалуй все знают, что тексты художественных произведений можно найти не только в традиционной библиотеке или книжном магазине. В сети Интернет  можно найти практически любой текст и скачать его на свой компьютер, используя впоследствии в различных целях Очень удобный поисковик по базе электронных библиотек  - Библио-редактор http://biblio.redaktor.biz/ В качестве примере предложу результаты поиска по запросу «Солженицын Матрёнин двор»

Использование ресурсов библиотечного комплекса Университета «Дубна»

                                              http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/

Именно эти ссылки должен будет студент указать в своей работе.  Преимущество поиска информации в электронных носителях или Интернет очевидна. Система способна привести нас в конкретную точку поиска, мы можем, сэкономив время, просто скопировать текст и перенести его в свой цифровой документ. Здесь же сделать комментарий.  Современные офисные программы позволяют педагогу, руководителю исследовательской работы, редактировать текст прямо в цифровом варианте, оставляя не только исправления, но и свои мысли по поводу этих исправлений. Сами рабочие варианты исследований студент может отправить педагогу по электронной почте.

Кстати, одним из методов борьбы со скаченными рефератами может стать простые приемы – упрощение заданий и оригинальная формулировка их.  Имею в виду то, что, если цель и задачи работы будут ощущаться студентом посильными и вместе с тем интересными, он скорее всего начнет работать над ней самостоятельно. Регулярное обсуждение уже проделанной работы или совместный поиск информации, уверена, абсолютно исключит опасность бессовестного плагиата.

Следующий этап работы над исследованием – оформление самого отчета по исследовательской работе. Здесь педагогу помогут имеющиеся в каждом колледже требования к оформлению реферата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Методические рекомендации по сбору информации для этнографических экспедиций

Методические рекомендации по сбору информации для этнографической экспедиции, как происходил свадебный обряд. Собирать сведения о традиционной культуре нужно таким образом, чтобы в результат...

Методическая разработка конкурса "Поиск информации" по Информатике и ИКТ для студентов

Опубликованную методическую разработку конкурса "Поиск информации" по Информатике и ИКТ для студентов можно использовать в рамках предметной недели...