Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"
статья

Коренева Виктория Юрьевна

Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществляться прежде, чем проблемы станут очевидны. Целью знакомства и обучения ребенка со средствами АДК является содействие развитию речи и общения в целом, а также предотвращение негативных последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_adk_dlya_uchashchihsya_s_ovz_19-20god.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

«Использование средств дополнительной и альтернативной коммуникации для учащихся с ОВЗ»

Выполнено учителем первой квалификационной категории:

Кореневой Викторией Юрьевной        

Учебный год: 2019-2020

Санкт — Петербург

Наша школа реализует адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ (8.1 и 8.2)

Учащиеся в наших классах дети, имеют абсолютно разный уровень развития. Мотивация к учебной деятельности у них отсутствует, либо находится на низком уровне. Никто из учащихся не владеет активной речью, она представлена вокализациями или отдельными слогами, понимание обращенной речи у некоторых детей возможно только на уровне элементарных и бытовых инструкций. Каждому из наших учеников необходима организующая помощь и контроль со стороны педагогов, членов семьи, в течение всего времени, которое они находятся в школе и дома.

Сегодня школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео  и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. Скоро планируется полностью отказаться от бумажных учебников по многим школьным предметам, заменив их индивидуальными планшетами, на которых можно просматривать учебные материалы, видео уроки, а также посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники. В целом-это направлено на самостоятельный поиск информации и знаний учениками. Но наши ученики могут воспользоваться этими ресурсами в основном для развлечения. А для того, чтобы использование цифровых ресурсов носило образовательный характер, необходима наша организующая помощь.

Какие же программы эффективны в работе с дефектолога, когда использование цифровых досок, компьютерных программ не носит обучающий характер.

Существует большое множество разнообразных кнопок и коммуникаторов, которые помогают в обучении детей с ОВЗ, чаще для детей с ДЦП. Электронные варианты таких кнопок предложил Иван Бакаидов и разработал целый проект, который называется «Linka».

1.1 Проект  «Linka» - это бесплатные программы, использующие синтезатор речи, которые помогают людям с нарушениями речи и опорно-двигательной системы общаться с миром. Эти приложения могут использовать люди с различными особенностями: люди с аутизмом, с ДЦП, с нарушениями речи после инсульта.

1.2 Программа Айтрекер (EYE TREKER) - системы управления взглядом: на компьютере, планшете.

Технология eye-tracking, которая лежит в основе системы управления взглядом, позволяет детям/людям, которые полностью обездвижены общаться, учиться оставаться социально значимыми. Люди, которые не могут говорить, а также использовать пальцы, рук и другие части тела для того, чтобы пользоваться клавиатурой, мышью или сенсорным экраном, могут использовать eye-tracking для написания сообщений, используя только глаза, а затем с помощью компьютера произносить эти сообщения

1.3 Программа, которую можно использовать не только для построения и воспроизведения предложений, но и для обучения детей с интеллектуальными нарушениями это коммуникативное приложение Let me talk.

Let me talk – это бесплатное приложение для смартфона или планшета, которое помогает поддерживать коммуникацию во всех сферах жизни и дает голос каждому. Программа дает возможность выстраивать изображения (пиктограммы)в определенном смысловом порядке и интерпретировать их в качестве полноценного предложения.

Можно учесть любые особенности и возможности ребенка, который использует это приложение, подбирать темы, которые актуальны в данный момент.

В процессе школьного обучения, кроме реализации основной образовательной программы, нам важно научить детей выражать свои желания, сказать о своих потребностях, попросить что-то необходимое, выразить свои чувства. Побуждать детей к коммуникации и помогать высказываться (кому-то хочется общаться, но это невозможно для ребенка в силу его психофизического развития, мы можем помочь, предлагая данный вариант коммуникации/ кто-то может говорить, но может быть недостаточно мотивации для использования речи – таким образом, с помощью программы мы заинтересовываем и подталкиваем к использованию активной речи).

Использование цифровых технологий расширяют круг возможностей наших учеников. Мы помогаем каждому их них развиваться с учетом психологических и физических особенностей. Цифровые технологии позволяют повысить мотивацию учебной деятельности. А применение таких программ как Let me talk, помогает обучать детей альтернативной и дополнительной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.

Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Методические разработки по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей»

В данной работе рассматривается проблема девиантного поведения у подростков; определяются причины его возникновения и основные принципы работы  педагога с детьми, поведение которых отклоняет...

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...

Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...

Методическое сообщение на тему: "Использование возможностей клавишного синтезатора для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ"

В данной работе рассматриваются некоторые функции клавишного синтезатора,которые можно широко использовать на уроках сольфеджиою...