Виды грамматических упражнений по русскому языку.
статья

Рыжова Людмила Петровна

Сообщение на ШМО учителей русского языка по теме: "Виды грамматических упражнений по русскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_grammaticheskih_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виды грамматических упражнений по русскому языку.

          Русский язык является одним из основных предметов обучения в школе. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни  и способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.

          Общие задачи преподавания русского языка можно сформировать следующим образом: преподавая русский язык, мы должны стремиться улучшить язык учащихся как средство общения, словарного запаса, а также совершенствование грамматического строя устной и письменной речи.

          Остановимся на видах грамматических упражнений, которые применяются в специальной школе.                  

Грамматический разбор

          Он важен тем, что в большой мере способствует углублению понимания грамматических закономерностей, закреплению в памяти учащихся изучаемых грамматических определений и правил, систематизации.

          На уроках русского языка применяются следующие виды грамматического разбора:

  • синтаксический разбор (выделение предложения, определение его типа, членов предложения, связи между ними по вопросам);
  • морфологический разбор (определение частей речи, их форм и др.);
  • фонетический разбор (слоги и звуки, входящие в слова, ударения).

          С синтаксическим разбором сочетается разбор пунктуационный, а с морфологическим и фонетическим - орфографический и  орфоэпический (написание и произношение слова).

          В одних случаях эти виды грамматического разбора проводятся вместе, сочетаясь в различных комбинациях, а в других случаях каждый из них может проводиться в отдельности (общий грамматический разбор и частный грамматический разбор).

          Во избежание методических ошибок необходимо:

  • установить правильное соотношение в использовании общего и частного грамматического разбора;
  • связные тексты должны быть несложны по содержанию, безупречны в стилистическом отношении и не трудны по словарю, отбираться тексты должны из произведений наших лучших писателей;
  • упорядочить методику проведения грамматического разбора.

          Следует также отметить своеобразие в отношении применения грамматического разбора в младших и старших классах коррекционной школы.

          В младших классах широко используется фонетический разбор в сочетании с орфографическим и орфоэпическим. Морфологический разбор ограничивается здесь, главным образом, распознаванием основных категорий слов (предмет, признак, действие).

          В отношении синтаксиса возможности ещё более ограничены: выделение предложения из краткого текста, расчленение его на слова, объяснение знаков препинания в конце данного предложения - вот и всё.

          В старших классах первое место занимает морфологический и синтаксический разбор. При общем разбое целесообразнее начинать с определения типа разбираемого предложения, членов его, а затем уже переходить к разбору морфологическому.

          На данном этапе обучения применяется как устный, так и письменный разбор. Письменный разбор проводится по графикам и по схемам.

          Используются следующие схемы:

  • ставлю вопрос (называю часть речи);
  • ставлю начальную форму;
  • называю род (подставляю слова помощники, смотрю на окончание);
  • называю число (думаю один или много предметов);
  • называю падеж (ставлю вопрос);
  • называю склонение (смотрю на род и окончание).

          Грамматический разбор в условиях коррекционной школы проводится только пословно, причём необходимо устанавливать связь между отдельными словами в предложении (по вопросам).

          Значительное место в системе грамматических упражнений занимают различные работы, носящие характер грамматических задач, например, списывание с выделением изучаемых грамматических категорий, со вставкой или изменением окончапний, с изменением формы числа, лица и т.д.

Задание.

          Спишите предложения. Раскройте скобки, поставив глаголы в настоящем времени. Глаголы подчеркните.

          Сегодня целый день (идти) снег.  Мастер (следить) за работой ученика. Учащийся выпускного класса (сдавать) экзамен по профессии.

          Определить форму глагола, стоящего в скобках. Поставить вопрос. Вспомнить на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени (что делает? Что делаем? Что сделаешь? и т.д.).

          Снег (он, 3 лицо, что делает?). Снег (что делает?) идёт.

          Следующим видом упражнений является работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определённых грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст.

          Особое место занимает работа с толковым словарём. Особенность речи учащихся коррекционной школы заключается в ограниченности, бедности словарного запаса.

          Одним из видов грамматических упражнений на уроке является составление  тематического словаря. Например, учащимся даётся тема «Школа» и задание: подобрать имена существительные 2 склонения. Эту работу можно проводить фронтально на доске. Учащиеся записывают имена существительные в соответствии с заданием(класс, учебник и т.д.).

Диктант

          Широко используется в школьной практике в качестве грамматических упражнений диктант.

          Необходимо совершенно ясно представлять себе где, когда и для какой цели следует применять диктант на уроках грамматики:

  • списывание;
  • предупредительный и выборочный диктант;
  • объяснительный диктант.

          При предупредительном диктанте учащиеся под руководством учителя анализируют текст, находят в нём слова, которые подходят под изучаемое правило, и определяют их написание. При выборочном диктанте, когда учащиеся должны отбирать из диктуемого текста отдельные слова или словосочетания, относящиеся к изучаемому правилу , и записывать их, анализ проводится учащимися самостоятельно.

          При объяснительном диктанте при начале диктовки разбирается правило, на которое составлен диктант, а когда он будет написан,  проводится разбор и объяснение учащимся случаев, которые подходят под изучаемое правило.

          Что же качается четвертных или годовых контрольных работ, то в этих случаях рекомендуется брать связные тексты, затем определить какие орфограммы следует включить в текст и в какой мере.

           Перед началом диктовки учитель должен разъяснить учащимся цель предстоящей работы, а при диктовке на частную тему целесообразно сообщить учащимся, на какие именно правила будет дан диктант.

          Если диктуется связный текст, то он сначала прочитывается весь целиком.

Схема такого урока следующая:

  • сообщение темы урока с записью заголовка текста на доске;
  • чтение текста диктанта учителем;
  • беседа по содержанию текста с опорой на необходимую наглядность (выявляется информационное, смысловое и эмоциональное содержание);
  • выполнение контрольной работы;
  • повторное чтение текста учителем;
  • сдача работ.

          Если осталось время, то можно разобрать на доске данные в диктанте орфограммы.

          Особое место занимают творческие диктанты. Они предполагают составление предложений определённоё грамматической категории с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др.

          Выборочный диктант. В процессе этой работы учащиеся записывают не все предложения, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого грамматического материала.

          Выписать имена прилагательные во множественном числе:                                                            Вот наступила седая зима,                                                                                                                               Белые шапки надели дома,                                                                                                                                            Новые санки по снегу скрипят…                      (З. Александрова)

          Зрительный диктант и письмо по памяти - развивают орфографическую зоркость учащихся. Зрительный диктант - на доске написаны два предложения, после того, как дети их внимательно прочитали и проанализировали вместе с учителем, текст закрывается. далее текст пишется под диктовку, а потом проверяют написанное с доской. Письмо по памяти несколько сложнее, т.к. требует отсроченного воспроизведения текста.

          Картинный диктант - демонстрируется предметные картинки, анализируя слова до записи или после выполнения работы.

          Для закрепления орфографического навыка используются также изложения и сочинения.

          При работе над изложением обогащается лексика учеников. В их речь входят новые слова, со значением которых учитель знакомит детей и учит практически ими пользоваться.

          Выбирая текст для изложения, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:

  • текст должен выполнять образовательно-воспитательные функции;
  • текст должен быть написан хорошим литературным языком;
  • объём текста должен соответствовать программному объёму данного класса;
  • содержание должно быть интересно и доступно учащимся, построение его достаточно просто и ясно;
  • необходимо избегать тексты со сложными грамматическими конструкциями.

Учитель русского языка -                       Рыжова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические упражнения по английскому языку 4 класс

В данном материале представлены грамматические упражнения для учащихся 4 классов...

Сборник грамматических упражнений: Самообучение английскому языку учащихся 8 классов в актированные дни"

Дополнительный материал к соответствующим разделам  УМК "New Millennium English 8", способствующий формированию навыков самостоятельного труда, систематизации знаний по изученным темам, автоматиз...

Лексико-грамматические упражнения по французскому языку для 4 класса

Лексико-грамматические упражнения по французскому языку  для 4 класса. Рекомендую самостоятельно выполнить упражнения для подготовки к итоговому тестированию в 4 классе. Упражнения содержат ключ...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Грамматические упражнения по немецкому языку по теме Futur I

Предлагаю вам грамматические упражнения по немецкому языку. Данный материал будет полезен для учителей немецкого языка. Материал предназначен для учеников 7-х классов....

Цикл грамматических упражнений по немецкому языку по теме "Пассив"

Аннотация к работеДанная работа представляет цикл грамматических упражнений по теме «Passiv». Грамматика немецкого языка- это «крепкий орешек». Однако, любую грамматическую тему можно преподнест...

Проверочное упражнение по русскому языку на тему "Виды словосочетаний" (7-8 класс)

Упражнение разработано в связи с недостаточностью материала по данной теме в учебнике русского языка 8 класса.Данное упражнение можно предлагать обучающимся в качестве проверочной работы....