«Эффективное использование современных воспитательных технологий»
статья

Галсанова Ирина Юмжаповна

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, совершая которые он гарантированно достигает успеха. А деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Тема:

«Эффективное использование

современных воспитательных технологий»

воспитателя Галсановой И.Ю.

2018

«Эффективное использование современных воспитательных технологий»

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, совершая которые он гарантированно достигает успеха. А деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей XX века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Деятельность современного воспитателя является важнейшим звеном в системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Воспитатель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. 

В настоящее время воспитатель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, современных детей воспитывает, применяя современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно-обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды:

структура современной воспитательной технологии: педагогические цели, концептуальная основа, деятельность, система отношений между всеми участниками воспитательного процесса, управление, комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям.

  • Технология индивидуального воспитания. Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

- воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

- ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

- ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.);

  • Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания. Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.

Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания:

1 этап — постановка проблемного вопроса;

2 этап — фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;

3 этап — включение учащегося в ситуацию;

4 этап - высказывание «Я-позиция» по решению предложенной ситуации;

5 этап – рефлексия;

6 этап – выбор норм поведения;

7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу.

  • Ситуативные технологии. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

  • Технология организации «ситуации успеха». «Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка).

- культивирования настроения доброжелательности, дружелюбия;

- снятия страха перед деятельностью;

- скрытой помощи, завуалированного инструктирования;

- «авансирования» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания, подкрепления его «персональной исключительности»;

- усиления мотивов деятельности;

- педагогического внушения (мобилизующее на успех);

- педагогической оценки результатов деятельности и проявленных качеств личности.

  • Технологии коллективного воспитания. Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся.

Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

  • Технология принятия общих решений в классе. Книга больших идей - в ней с первых дней учебы детей в школе должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе).
  • Тренинговые технологии воспитания. Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Классификация тренингов по социальной направленности:

- коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);

- когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);

- социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста).

Хочется отметить, что эффективность любого занятия определяется не только тем, что воспитатель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.

Эффективное использование современных   воспитательных технологий в  работе  классного руководителя....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...