программа воспитательной деятельности "Здоровое поколение"
рабочая программа (7 класс)

Филькина Анастасия Александровна

программа воспитатльеной детельности разработана в помощь педагогам-организаторам. срок реализации 1 год. возраст обучащихся 10-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._programma_zdorovoe_pokolenie.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Общение поколений»

городского округа Самара

                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                            Директор МБУ ДО

                                                                        ЦВР «Общение поколений»

                                              г.о. Самара

                                                                         _______ Татаришвили О.Н.

                                                              ___________ 20   г.

                                                            Программа принята

                                                                 на основании решения

                                                               методического совета

                                                                   Протокол № _________

                                                                           от «_______» _______20  _г.

Программа воспитательной деятельности для детского актива

 «Школа Лидера»

 «Здоровое поколение»

Возраст учащихся – 10-17 лет

Срок реализации 2 года.

                                                             

                                                           Разработчик:                                                           

Филькина А.А.                                        

                                                                 Педагог-организатор                                                                    

                                               

                                                       

Самара  2018 г.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа воспитательной деятедбности

«Здоровое поколение»

Руководитель

программы

Филькина Анастасия Александровна, педагог организатор, тел. 8-927-695-37-83

Название учреждения,

почтовый адрес учреждения, телефон, эл. адрес

МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара

443065, г. Самара, ул. Медицинская, 3-а.

тел/факс 330-35-75,

obshenie-pokolenie63@yandex.ru

Участники программы

Обучающиеся объединения «Школа Лидера»

 ЦВР «Общение поколений»,

учащиеся школы № 57

9-10 классов

Целевая аудитория

Программа предполагает широкий охват учащихся школ г.о. Самара посредством привлечения к участию в конкурсных и социально-значимых мероприятиях, направленных на пропаганду ЗОЖ, участию в городской профильной смене  «Здоровое поколение».

Возраст участников программы

10-17 лет

Срок реализации программы

2 года.

Цель программы

Формирование и развитие у детей и подростков устойчивой ориентации на сохранение  здоровья, как условия жизнеспособности.

Результаты освоения программы.

  1. увеличение количества учащихся, ориентированных на здоровый образ жизни, которые будут пропагандировать его среди своих сверстников;
  2. внедрение новых форм воспитательной работы направленных на формирование потребности и навыков ЗОЖ у учащихся и их родителей.
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе общественно-полезной, творческой и других видов деятельности.

Финансовое

обеспечение программы

Департамент образования Администрации г.о. Самара.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  I. Пояснительная записка

 II Цель и задачи программы.

III Ожидаемые результаты освоения программы

IV Ведущие принципы программы

V Основные направления деятельности. Формы работы.

VI Календарно-тематический план и содержание мероприятий

VII Методическое обеспечение программы.

VIII Материально-техническое обеспечение.

IX   Результаты реализации программы. Воспитательные результаты.

X   Перспективность развития программы.

 Нормативная база программы.

 · Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)

· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

· Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

· «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ).

Пояснительная записка.

        Сегодня под воспитанием в образовательном учреждении все чаще понимается создание условий для развития ребенка, его физического и духовно-нравственного становления, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

       В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, программа воспитания и социализации обучающихся, должна быть построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, в числе которых здоровье, семья, социальная солидарность, труд и творчество, образование.

Актуальность программы.

Здоровье - основной ресурс каждого человека. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие психических, физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.  На протяжении последних десятилетий под здоровьем стали понимать совокупность видов поведения и ресурсов, необходимых человеку для успешной жизнедеятельности и преодоления жизненных проблем. И для ребенка, начинающего свой жизненный путь, и для подростка, и для более взрослого человека, здоровье обеспечивает оптимальное прохождение всех основных этапов жизненного цикла. Здоровье помогает выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.  

Педагогическая целесообразность.

Предлагаемая нами программа направлена на воспитание потребности здорового образа жизни у детей и подростков, формирование побудительных мотивов к физическому совершенствованию, установки на сохранение и укрепление здоровья; вовлечение в воспитательный процесс их родителей, педагогов.

Реализация программы предполагает следующие направления деятельности:

  • исследование компетентности участников программы в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • разработка системы мер по формированию ценности здоровья участников программы (детей, родителей, педагогов):
  • просветительская работа;
  • психопрофилактическая работа;
  • спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность.

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека, составляющего основу ценности любого общества. Только научившись понимать свою уникальность и необходимость для этого мира, человек будет ценить и беречь своё здоровье. Не случайно одновременное принятие в качестве приоритетных национальных проектов мероприятий, направленных на решение взаимосвязанных проблем здоровья людей, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни, как залога долгой, активной и продуктивной жизни.

     Мы предполагаем, что система мероприятий, реализуемых в рамках проекта, будет способствовать формированию потребности здорового образа жизни, полезных привычек, частью которых является здоровое питание и активный образ жизни.

Новизна программы заключается в том, что обучение детей будет осуществляться по принципу дети – детям. В ЦВР «Общение поколений» на данный момент сложился большой творческий коллектив учащихся, которые принимали активное участие в реализации проектных инициатив Центра.

В данной воспитательной программе они выполняют роль актива, который является организатором творческих и социально-значимых мероприятий Программы. Они будут проводить мастер-классы, игры, организовывать флеш-моб и т.д.; и, в качестве вожатых, помогать участникам профильной смены готовиться к конкурсным и концертным мероприятиям.

Цель:

Формирование и развитие у детей и подростков устойчивой ориентации на сохранение  здоровья, как условия жизнеспособности.

    Задачи:

  • Создать  условия  для формирования у учащихся:
  • способности к позитивному саморазвитию, уверенности в себе, чувства компетентности и собственной ценности;
  • мотивации укрепления здоровья, приобретение знаний о своём здоровье;
  • овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье;
  • умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
  •  ценности здоровья, стремления сохранить и приумножить свой природный потенциал, готовности поддержать душевное равновесие своё и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное.
  • Способствовать вовлечению и приобщению учащимися своих родителей и сверстников к ЗОЖ.
  • Формировать навыки эффективного взаимодействия и работы в команде;
  • Способствовать развитию  личностных ресурсов, лидерских и организаторских качеств,  социальной активности детей;
  • Расширять кругозор, формировать коммуникативные  умения, развивать творческие способности  участников программы.

Образ жизни человека и семьи формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом в укреплении здоровья людей через изменение стиля и уклада жизни, оздоровление с использованием специальных знаний, устранение вредных привычек, формирование стремления к физическому совершенству и др.

Как говорил замечательный русский педагог В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Если говорить о здоровье, необходимо вспомнить все его аспекты.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.  

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается то, как мы получаем информацию из разнообразных    источников и как мы можем воспользоваться ей, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма. Необходимость уверенного поведения, уверенного владения эмоциями, какие из них допустимы в обществе, а какие нет.

Социальный - личностный аспект здоровья – это осознание себя в качестве личности и взаимодействия с окружающими (родными, друзьями, приятелями,…)

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, национальную безопасность государства.  Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье, здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения.

        Информационное обеспечение подготовки и реализации программы планируется провести через публикации материалов на официальных сайтах:

Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

В результате прохождения программы  учащиеся:

- получат новые знания о здоровом питании и ЗОЖ в целом и будут пропагандировать его среди своих сверстников;

- получат знания и  общие представления  физической культуре, её значении в жизни  человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- будут замотивированы на укрепление и сохранение здоровья;

- овладеют способами, охраняющими и умножающими здоровье;

- получат новый социальный опыт, коммуникативные умения, навыки конструктивного общения и поведенческой культуры;

- получат навыки организации содержательного досуга.

Критерии эффективности

     Разработанная система критериев оценки эффективности позволяет проводить экспертизу программы и давать квалифицированные рекомендации по повышению качества работы.

Выделено две группы критериев:

Качественные показатели:

  1. формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей, сверстников, друзей.
  2. активность, креативность, включенность в жизнь команды и коллективную деятельность;
  3. психологический комфорт всех участников программы;
  4. приобретение участниками нового социокультурного опыта;
  5. удовлетворённость каждого участника программы от своего участия в работе по программе, полученных продуктов и достигнутых результатов; удовлетворённость юных участников и их родителей формами организации воспитательной деятельности.

Количественные показатели:

  1. Опрос: сколько учащихся - участников программы выражают желание принять участие в работе данной программы на следующий год;
  2. формы и виды активности учащихся (инициатива по организации и участие в коллективной творческой деятельности, участие в конкурсах и социально-значимых мероприятиях и акциях);
  3. статистические данные позитивно настроенных детей.

Ведущие принципы программы.

1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет учащемуся почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе, реализация творческих способностей каждого.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках программы предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики программы;

активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

           Решение проблемы требует комплексного подхода и привлечения специалистов различного профиля. В связи с этим, в качестве партнёров по реализации проекта мы рассматриваем специалистов и организации, с которыми нас связывает совместная деятельность по реализации предыдущих проектов и новых партнёров:   

№ п/п

Наименование организации

Привлекаемые ресурсы

1

Региональный социопсихологический центр.

Входная и итоговая психологическая диагностика участников проекта, проведение тренингов, психологических игр.

2

Центр «Семья» Куйбышевского района.

информационная поддержка, участие  в мероприятиях проекта

3.

МБОУ Школа № 57

МАУ Центр «Волгарёнок»

Организационная поддержка, участие в городской профильной смене «Здоровое поколение».

4

Жители Куйбышевского района

Участие в мероприятиях и акциях проекта, в семейном квесте.

Календарно-тематический план воспитательной работы        

и содержание мероприятий.

№ п/п

Планируемые мероприятия

Время проведения

1

  Организационная работа.

Создание инициативной группы по организации работы по программе. Определение задач, объема работы, порядка действий и место каждого в предстоящем деле.

Составление плана работы.

Январь – февраль

2018 г.

2

Информационно-поисковая работа.

Изучение опыта работы по данной теме.

Подбор материалов для создания:  

- видеороликов, мультфильмов по ЗОЖ, правильному питанию.

- социальных видеороликов по профилактике вредных привычек.

- проведение тренинга «Формирование навыков ЗОЖ»

Март-май 2018г

3

Практическая работа.

- Создание страницы в инстаграм для реализации акции «Юный блогер» (флеш-моб на определенную тему один раз в месяц)

- Разработка информационных листовок и буклетов по ЗОЖ.

- Разработка программы профильной смены «Здоровое поколение» и создание сценариев КТД.

- Проведение профильной смены «Здоровое поколение» в МАУ Центр «Волгарёнок».

(Информация о проведении смены Приложение …№3)

- Организация работы дворовых площадок.

- Работа волонтерского отряда в реализации программы в ЛДП «Островок» при МБУ ДО ЦВР «Общение поколений».

Июнь-ноябрь 2018 г.

Декабрь 2018 г.

Июнь 2019

В течении года.

Июнь 2019.

4

Творческая работа

- Разработка сценария и участие в городском конкурсе агитбригад по пропаганде ЗОЖ.

- Разработка положения и проведения городской сетевой семейной игры «Здоровое поколение-сильный город»

- участие и проведение городских акцийпо пропоганде: «Жизнь без наркотиков», «Жизнь без никотина».

- Участие в городском конкурсе «Лучший танцевальный флешмоб».

- Проведение акции «Дети - детям»

Январь-декабрь 2019 г.

5

Экологический десант.

Помощь в уборке МАУ Центра «Волгаренок» при подготовке открытия профильной смены «Здоровое поколение»

Июнь 2019 г.

6

Разработка положения и проведение открытого фотоконкурса «Здоровым быть модно»

Сентябрь- октябрь 2019 г.

7

Проведение семейного форума «Здоровая семья-здоровая нация»

Октябрь 2019 г.

8

Просветительская работа.

Выпуск буклета «Азбука здорового питания».

Декабрь  2019 г.

9.

Работа над развитием страницы в инстарграмм, канале на хостинге Ютюб. Создание новых статей видеороликов.

Январь 2020 г.

10.

Заседание совета актива «Школа лидера» на тему планирования работы 2020-2021.

Январь 2020 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

          Для организации работы по программе создается система методического обеспечения. Учёт особенностей физиологии и психологии подростков, индивидуального уровня психофизического развития, особенностей характера и структуры потребностей личности юного человека позволяет педагогу точно применять приёмы и техники арсенала воспитательной работы.  Используются следующие методы воспитания (по классификации Л.Д. Столяренко):

методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

   За методическое обеспечение программы отвечает её руководитель. Руководителем ведётся постоянная работа по отслеживанию передового педагогического опыта и созданию методического комплекта психолого-педагогической литературы для реализации программы.

         Помимо литературы, методических разработок, кабинет оснащается компьютером с возможностью выхода в интернет, мультимедийным оборудованием.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы необходимо

  • помещение, оборудованное компьютером с возможностью выхода в интернет, мультимедийным оборудованием,
  • звукоусиливающая аппаратура для проведения праздников и флеш-мобов (переносные микрофоны, мегафоны);

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Разработана и создана страница в соц. сетях на тему здоровая еда.
  • Организован и проведен семейный сетевой конкурс «Здоровое поколение-сильный город»
  • Подготовлены волонтеры для организации мероприятий по ЗОЖ.
  • Выпущен буклет с информацией о проведённой работе по программе.
  • 220 учащихся школ г.о. Самара приняли участие в конкурсах и акциях здоровьесберегающей направленности, в реализации летней профильной смены «Здоровое поколение»;
  • Учащиеся приняли участие и заняли 1 место в городском конкурсе по пропаганде ЗОЖ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

     Подавляющее большинство участников программы по результатам опроса высказывают удовлетворённость от участия в программе, отмечают, что узнали много нового, приобрели полезный опыт, почувствовали, как приятно совершать добрые дела, быть полезным. Учащимся понравилось проводить акции и мероприятия ЗОЖ, работать в команде, заниматься здоровье сберегающей деятельностью.

    90 % участников отмечают, что отношения в коллективе стали более доброжелательными, коллектив стал более дружным, сплочённым, появилось стремление помогать друг другу.

   94 % учащихся отмечают, что готовы и дальше заниматься здоровье- сберегающей деятельностью: участвовать в работе по пропаганде ЗОЖ, участвовать в организации и проведении мероприятий.

    Результаты диагностики подтверждают улучшение психологического климата в коллективе. (Диагностика психологического климата группы по методике Л.Н. Лутошкина).

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ

По итогам реализации программы планируется:

  • размещение фото- и видеоотчётов и других итоговых материалов на сайте МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г. о. Самара;
  • выступления с докладами на методических объединениях, семинарах и конференциях;
  • издание методических материалов; размещение материалов на педагогических сайтах и интернет-порталах;
  • участие учащихся в конкурсах посвященных ЗОЖ;
  • создание новой программы воспитательной работы по направлению ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"

Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Программа воспитательной работы "Новое поколение"

Программа воспитательной работы с учащимися 9-11 классов. Основные направления работы: "Профориентация", " Экология", "Патриотическое воспитание"...

Программа воспитательной работы "Новое поколение"

Программа содержит направления воспитательной работы, примерный план мероприятий по этим направлениям...

Программа воспитательной работы «Новое поколение»

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...