Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
статья

Васильев Александр Григорьевич

Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и методы работы на уроках истории и

обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Васильев А.Г., учитель истории и обществознания

МБОУ «Байкальская СОШ»

2016-2017 учебный год.

     В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового федерального государственного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

     Еще в XIX веке немецкий педагог А.Дистервег говорил о том, что «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

    Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

    Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

        Система дидактических принципов:

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система принципов:

·         обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.);

·         не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей;

·         является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.

    Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  

    Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.               

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.

    Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

    В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает  универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход?

    Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

    Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов: 

Элементы сравнения:

Традиционный урок                       Урок в режиме системно - деятельностного подхода

-  Формулирование  темы урока

Учитель сообщает тему учащимся         Тему формулируют сами учащиеся

- Постановка целей и задач

Учитель формулирует и                          Формулируют сами учащиеся, определив границы

сообщает учащимся, чему должны научиться                                             знания и незнания

- Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу                 Планирование учащимися способов

 они должны выполнить, чтобы достичь цели                       достижения намеченной цели

- Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся                              Учащиеся осуществляют учебные

выполняют ряд практических задач                                   действия по намеченному плану

(чаще применяется фронтальная )                                    (применяются групповая и  

форма организации деятельности           индивидуальная форма организации деятельности)

- Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за                                    Учащиеся осуществляют контроль

выполнением учащимися практической работы          (применяются формы самоконтроля,

                                                                              взаимоконтроля по предложенному талону)

- Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам                   Учащиеся формулируют затруднения и

выполненной работы учащимися                         осуществляют коррекцию самостоятельно

осуществляет коррекцию

- Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке                                    Учащиеся участвуют в  оценке

                                                                                     деятельности по её результатам                 (самооценивание, оценивание результатов

 деятельности товарищей)

- Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили                              Проводится рефлексия

- Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует                             Учащиеся могут выбирать задание из

(чаще – задание одно для всех)                                           предложенных учителем с учётом

                                                                                                     индивидуальных возможностей

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий системно - деятельностного метода обучения.

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:

Остановлюсь на некоторых из них.

1. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать:

- положительный настрой

- девиз, эпиграф

- знакомство с планом урока

 - притчу

 - проблемный вопрос

Например: урок обществознания в 11 классе по теме «Государство в политической деятельности»

В начале урока  предлагаю учащимся прослушать несколько высказываний, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание, не произношу слово «государство», а заменяет его на слово «это».

1.        Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

2.        Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».

Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.

2. На этапе  целеполагания, актуализации:

Постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,

Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Лови ошибку»

3. На этапе практической деятельности учащихся использую

1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

-  изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории и обществознания:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии
  • Дебаты (особенно хорошо проходят в старших классах)
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и практическом уровне. Хотелось бы обратить внимание на возможное решение этих проблем.

Во-первых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны противопоставляться друг другу. Это методы, которые направлены на решение определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся, а также поставленных образовательных задач.

Во-вторых, для реализации деятельностного подхода требуется решение как минимум трех задач: увеличение количества часов на преподавание истории, которое сейчас недостаточно даже для бойкого пересказа учителем всего объема материала; реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность, образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического контента.

 В-третьих, правы наши коллеги, когда пишут, что «может возникать и иная ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках, групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника». Поэтому вырисовывается еще одна задача, которую нужно решать практическим путем – это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию, конкретным темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить эту активную внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является превалирующей). В этом направлении ориентированы разработки интерактивных исторических карт и заданий к ним, заданий по иллюстративному ряду и условно-графической наглядности.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

     Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Литература

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. –№ 1.

2. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

3. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования [Текст] / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. № 6

4. Крутова  И.В., Разбегаева Л.П., Пазин Р.В. «Системно - деятельностный подход: методический аспект (на примере изучения истории)»// Преподавание истории в школе.  2015.- №6 

5. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения [Текст] / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.

6. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Особенности организации уроков обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода 

    Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной де...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

«Формирование метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС».

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...