Доклад на школьном методическом семинаре на тему "Игровые технологии в обучении английскому языку"
статья

Будашкаева Любовь Даниловна

"Игровые технологии в обучении английскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_tehnologii.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Будашкаева Л.Д., учитель английского языка

 МБОУ «Охор-Шибирская ООШ»

 Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.  Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. 

Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения. 

Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

 Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным. 

Эльконин Д.Б. в своей книге «Психология игры» дает следующее определение игры: «Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей.» 

Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. 

 Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд общих положений: 

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. 

2. Игра для детей есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. 

3. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся. 

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. 

5. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. 

6. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. 

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. 

Мы можем сделать вывод, что игра не имеет единственного точного определения. Разные ученые по-своему определяют ее. Но. очевидно, что любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия. 

Учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие. 

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции: 

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков. 

2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир. 

4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 

5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 

6. Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. 

7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 

Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Важно быть 100% уверенным в ее полезности , необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею. Простота и сложность организации и проведения игры зависит от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и учителем, т.е. от многих факторов. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативной методики.

Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы. Следовательно, по времени она не должна занимать большую часть занятия. 

Беда в том, что игра часто страдает рыхлостью. Многословием и неэкономичностью. Легкость и импровизация во время игры- это результат тщательнейшей подготовки. Для того, чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и четко представлять желаемый результат. 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ. 

Цели: 

- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; 
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; 
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся; 
- развивать речевую реакцию учащихся. 

Вариант 1 (игра фронтальная) 
Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше. 

Вариант 2 (групповая игра) 
Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке. 

Вариант 3 (карусель) 
Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит: «Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику, говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом. 
В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Alina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and ...)!». После того как все ребята поздравили Алину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)! Thank you very much!». 
Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Алина собирается открыть зоопарк. Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Alina you should buy a ... because ...». Алина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of course I’ll buy ... ». 
Также можно предложить игру «Are you ... ?». Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим. 
В учебниках Верещагиной И.Н и Притыкиной Т.А представлена серия интересных игр, направленных на запоминание лексики. 
1. «Найди пару» 
2. «Змейка» 
3. «Почти антонимы» 
4. «Опиши картинку» 
5. «Кто есть кто» 
6. Упражнения по транскрипции 
7. Ребусы 
8. Мини сочинение 
9. «Найди ошибку» 
10. Определи слова по двум буквам 
11. Найди начало и конец слова 
12. Чайнворд 
13. Составь предложения по таблице 
14. Заполни пропуски 
15. Кроссворд 

Цифры. 

Цель: повторение количественных числительных. 
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. 

Числительные. 

Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. 
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков. 

Цвета 

Цель: закрепление лексики по пройденным темам. 
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета. 
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. 

This is my nose 

Детям нравится исправлять ошибки других. 
Показывая руку, учитель говорит:”Oh, something is wrong with my foot!” 
Ученик исправляет "with your hand!” 
Но учитель продолжает:”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например). 
Дети смеются и исправляют. 
Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим. 

How many pages? 

Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает: 
- How many pages are there in the book? 
(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages. 
- No, less. 
(Pupil 2): Three hundred. 
- Less. 
(Pupil 3): Two hundred and fifty. 
- More. 
(Pupil 4): Two hundred and eighty. 
- That’s right. 
Угадавший получает право первым посмотреть книгу. 

Pantomime 

Игра на закрепление лексики "Утро школьника”. 
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие. 
Учитель: Guess what each pupil is doing. 
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises. 
Pupil 2: That girl is washing her face. 
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf. 
и т.д. 

Family 

Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников. 
Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.). 
Дети начинают чем-либо заниматься. 
Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing? 

Clothes 

Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. 
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. 

Who is the first? 

Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита. 
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. 
Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. 
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. 
Победитель тот, кто справится с заданием первым. 

My aunt went to town 

Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды. 
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book. 
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag. 
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler. 
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры. 

Time 

Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов. 
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по-очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл. 
2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок. 
3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15. 
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5? 

Crossing the river 

На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы. 
Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход. 
Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей. 

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ 
Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников».Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами .Я стараюсь ,чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным. 

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК 
Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками. 
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала. 
P1 : This is a blue leaf. 
P2 : This is a red leaf., etc. 

ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА 
Цель: активизация лексики по изученным темам. 
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая 
последней назовёт слово. 
ЦВЕТА 
Цель: закрепление лексики по пройденным темам. 
Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета. 
САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ 
Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок 
ЧТО ЭТО? 
В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике. 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ? 
Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПРОИЗНОСЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ: 
a fox, a dog, a monkey и т. д. 
Побеждает тот, кто последним назовет животное. 

СОБЕРИ КАРТИНКУ. 
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.) 

СОБЕРИ БУКЕТ. 
Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья. 
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет. 
Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower. Etc. 

Заключение

Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам- это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Инфокоммуникационные технологии в обучении английскому языку".

Инфокоммуникационные технологиив обучении английскому языку.Ящук О.И. преподаватель УКСИВТ.Использование вычислительной техники приобрело в наши дни общегосударственное значение, и одна из важне...

Доклад на школьном методическом объединении "Проектный метод при обучении физике"

Доклад содержит ряд методических приемов, прививающих интерес к предмету, лучше понимать изучаемый материал при помощи  практических исследований и экспериментов....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Современные технологии в обучении и воспитании детей"

Тема: Современные технологии в воспитании и обучении детей. Технология социального проектирования, компьютерная и интернет технологии....

Методический семинар Использование технологии интерактивного обучения, ИКТ на уроках истории и обществознания

Инновационным направлением моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания. Также усердно работаю над использо...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...