КОНТРОЛЬ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПИСЬМА, ГОВОРЕНИЯ) НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
методическая разработка

Носатова Наталья Алексеевна

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

В соответствии с этим выделяют  следующие функции проверки:
1) Контрольно-коррегирующая;
2) контрольно-предупредительная;
3) контрольно-стимулирующая;
4) контрольно-обучающая;
5) контрольно-диагностическая;
6) контрольно-воспитательная и развивающая;
7) контрольно-обобщающая.

Рассмотрим некоторые из этих функций подробнее.

Контрольно-коррегирующая функция состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся (сильных, средних, слабых) новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения в совершенствовании методики коррегирования, т.е. внесения изменений в нее в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обученности в конкретных видах речевой деятельности в соответствии с новыми данными методической теории и передового опыта.

Контрольно-предупредительная проверка дает возможность обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, определить степень готовности учащихся к проверке, уровень владения материалом. Она позволяет выявить пробелы в усвоении материала, отдельных языковых явлений и своевременно ликвидировать их.

Контрольно-обобщающая функция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения (в конце темы, четверти, полугодия, года). Эта проверка имеет обобщающий, комплексный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_produktivnyh_vidov_rechevoy_deyatelnosti.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПИСЬМА, ГОВОРЕНИЯ) НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Носатова Наталья Алексеевна

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

В соответствии с этим выделяют  следующие функции проверки:
1) Контрольно-коррегирующая;
2) контрольно-предупредительная;
3) контрольно-стимулирующая;
4) контрольно-обучающая;
5) контрольно-диагностическая;
6) контрольно-воспитательная и развивающая;
7) контрольно-обобщающая.

Рассмотрим некоторые из этих функций подробнее.

Контрольно-коррегирующая функция состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся (сильных, средних, слабых) новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения в совершенствовании методики коррегирования, т.е. внесения изменений в нее в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обученности в конкретных видах речевой деятельности в соответствии с новыми данными методической теории и передового опыта.

Контрольно-предупредительная проверка дает возможность обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, определить степень готовности учащихся к проверке, уровень владения материалом. Она позволяет выявить пробелы в усвоении материала, отдельных языковых явлений и своевременно ликвидировать их.

Контрольно-обобщающая функция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения (в конце темы, четверти, полугодия, года). Эта проверка имеет обобщающий, комплексный характер.

В методической литературе выделяются основные и дополнительные критерии для оценки практического владения различными видами речевой деятельности. Основные критерии позволяют определить минимальный уровень владения данной деятельностью, дополнительные показатели служат для определения более высокого качественного уровня.

Качественные показатели говорения: степень соответствия высказывания учащихся по теме и полнота ее раскрытия; уровень речевого творчества и, наконец, характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствия (или несоответствия) грамматическим, фонетическим и лексическим норам изучаемого языка.

Количественный показатель говорения – объем высказывания, т.е. количество речевых единиц, используемых в речи.

К диалогической речи предъявляются следующие требования:
Качественные показатели: умение принимать участие в беседе, сочетая обмен короткими репликами с более развернутыми высказываниями.

Количественные показатели: объем грамматически правильно оформленных реплик каждого собеседника и их количество должно возрастать от класса к классу.

Требования к монологической речи: умение самостоятельно без предварительной подготовки сформулировать высказывание в соответствии с ситуацией, использовать разнообразные лексико-семантические и синтаксические структуры, а также оценивать умение выражать свое мнение к высказыванию. К 10 классу количество грамматически правильных предложений = 10-15.

Виды контроля. В педагогической практике используют следующие виды контроля:

а) текущий (следящий) – самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-корригирующей функции проверки.

б) тематический контроль. В связи с тем что основным принципом организации материала по иностранному языку является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебников.

в) периодический контроль проводится как правило, с целью проверки овладения материалом большого объема, например изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

г) итоговый контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения. В 11 классе проводится выпускной экзамен по иностранному языку.

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются.

В методической литературе известны следующие формы контроля: а) индивидуальные и фронтальные, б) устные и письменные, в) одноязычные и двуязычные.

Говорение. Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, так как она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.

При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силы спонтанности речи. Поэтому целесообразно использовать звукозаписывающие средства.

Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым. Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель, кроме тех случаев, когда проверяются диалогические умения начинать и поддерживать диалог. При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся.

Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используются индивидуальные виды контроля, например: 1) ответы на коммуникативные вопросы по опорам, по тексту; 2) монологическое высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, при этом необходимо, однако сочетать индивидуальные формы проверки с фронтальными, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.

Объектом контроля говорения могут служить и письменные работы речевого характера. Следует, однако, иметь в виду, что письменные формы проверки для учащихся являются более трудными, чем устные. Кроме того, эти формы не позволяют фиксировать такие важные качества устной речи, как степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи.

Все эти формы контроля носят одноязычный характер. 

Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения различного рода письменных речевых работ (диктанты, упражнения, списывание, проверка орфографических навыков).

Как правило, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, а также лексическая и грамматическая правильность, так как письмо является лишь средством, а не целью обучения иностранному языку в средней школе.

Приложение

Контроль говорения

1) Ответь на вопросы о себе:

1. What is your name?

2. How old are you?

3. How are you?

Расспроси у одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.

Расскажи о своей внешности.

I am…

I have….

Ответь на вопросы о своих родных и друге.

What does your mum look like?

What is your grandpa like?

What does your best friend look like?

What is your best friend like?

Разыграй с одноклассником диалог на тему «В магазине»

1. Опиши картинку по следующему плану

-who the people are;

-where they are;

-what the weather is like;.

-what they are wearing;

-what are they doing;

-how often they do it.

2. Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

  • give a brief description (action, location) — кратко опишите действие и место
  • say what the pictures have in common — что общего между двумя фотографиями
  • say in what way the pictures are different — чем они отличаются
  • say which kind of life you’d prefer for wild animals  — какая из фотографий тебе больше нравится  (это общий смысл опции, так как ее дословный перевод может отличаться в зависимости от  темы)
  • explain why — объясните, почему вы так думаете

3. Imagine that while travelling during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend.     

In your talk remember to speak about:

  • when you took the photo (когда вы сделали фото)
  • what/who is in the photo (кто/что на фото)
  • what is happening (что происходит на фото)
  • why you took photo (почему вы сделали это фото)
  • why you decided to show the picture to your friend (почему вы решили показать эту фотографию своему другу)

 You have to talk continuosly, starting with:

 I've chosen photo number...

4. Задайте вопросы таким образом, чтобы заполнить пропуски соответствующей информацией.

Student A

A typical school day in (1) ___________ starts at about 8.45 when students must register with (2) ____________. My friend Tracy is always late and the teacher gets very angry with her! After (3) _____________, lessons begin. Students learn about many different subjects. My favourite lessons are Math and Geography. I’m quite good at (4) ___________ but I don’t like French. I hate History and P.E.! Each class lasts about forty minutes. There are (5) ______________ classes in the morning, with a break after the first two. I usually have some chocolate in the break because I’m always hungry. The lunch break is at around 12 o’clock and lasts (6) ___________. Most schools have a canteen where you can eat sandwiches or cooked food. I usually bring some sandwiches from home. After lunch, afternoon classes continue until about 4 o’clock. The (7) ___________ is the most boring part of the day - I always want to go to sleep after lunch! When school finishes I walk home with my friends Anna and Tracy. Most schoolchildren in Britain have homework to do in the evenings. I hate homework – I’d rather watch TV!

 

Student B

A typical school day in Britain starts at about (1) ____________ when students must register with their class teacher. My friend (2) _____________ is always late and the teacher gets very angry with her! After registration, lessons begin. Students learn about many different subjects. My favourite lessons are (3) __________________. I’m quite good at German but I don’t like (4) _____________. I hate History and P.E.! Each class lasts about forty minutes. There are four classes in the morning, with a break after the first two. I usually have some (5) ____________ in the break because I’m always hungry. The lunch break is at around 12 o’clock and lasts an hour. Most schools have a canteen where you can eat (6) ____________ or cooked food. I usually bring some sandwiches from home. After lunch, afternoon classes continue until about 4 o’clock. The afternoon is the most boring part of the day - I always want to go to sleep after lunch! When school finishes I (7) ______________ with my friends Anna and Tracy. Most schoolchildren in Britain have homework to do in the evenings. I hate homework – I’d rather watch TV!

5. Give a talk about environment.

Remember to say:

·         What problems of environment our planet has got; what the reasons are for them;

·         If you are “green”; why yes / why no;

·         How we can help the environment every day.

You have to talk about 1,5 – 2 minutes. The teacher will listen until you have finished. Then she / he will ask you some questions.

Контроль письма.

  1. Выпиши  5слов, обозначающих  членов семьи.

 Dog, daughter, tennis, puppy, game, have, sister,  three, black, plane, car, monkey, uncle, son, nephew, name, there, grey, little, sing, friend, wants, father,  niece, pupil, are.    

  1. _______________________
  2. _______________________
  3. _______________________
  4. _________________________
  5. _________________________
  1. Запиши следующие слова в алфавитном порядке:

 Engineer, car ,  mother, wants,  dentist

6)  ______________________

7) ______________________

 8) ______________________

 9)  ______________________

10)  _______________________

 3.  Прочитай письмо, полученное от нового друга по переписке.

Dear friend,

My name is Wendy. I live in London, England. I am twelve years old. My birthday is on the 12th of May. I live with my mum and dad. I haven't got any sisters or brothers.

I go to Hillside School. My school is great but it isn’t very big. I’m in class 1a. There are twenty pupils in my class. I like my classmates. They are very friendly. Have you got any friends in your class? My favourite subjects are English and Music. I don’t like Maths because I’m not very good at it. What’s your favourite subject?

I like reading books in my free time. I can sing and dance quite well. What about you?

I hope to hear from you soon.

Yours,

Wendy

Напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.

Dear ______________

It was great to get your letter.

My name __________________________________________________________

I live in____________________________________________________________

I am ______________________________________________________________

I live with __________________________________________________________

I _________________________________________________friends in my class.

My favourite school subject ___________________________________________

In my free time____________________________________________________

I can ______________________________________________________________

Yours,

4. Fill in: to have dinner, go to the mountains, Yalta, the seaside.

Dear Mark,

Hi! How are you? I’m very happy! I’m going to go to _____ this weekend!

On Sunday morning, I’m going to go to________________________.

After that I’m going to______________________________________.

Then, on Monday morning I’m going to ________________________.

I’m very excited!

Anyway, that’s all for now,

Take care. I miss you.

Love,

Ann.

5. Write about your plans.

(You can use: Tomorrow I’m…

On Sunday/Monday…

This morning/afternoon…

Then, in the evening/afternoon…)

This is part of a letter from your English pen-friend.

...I’m having a busy time at the moment as I have to write lots of Christmas cards to all my friends and relatives.

Do you celebrate Christmas in Russia? What holidays are celebrated in your country? What is your favourite holiday? How do you celebrate it? Well, I’d better go now. I’ve got to help mum with cooking.I can’t wait to hear from you.

Lots of love,

Jackie

Write back to Jackie. In your letter

-answer her questions about Russian holidays;

-ask 3 questions about British holidays;

Write 100–120 words.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities

Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в  УМК Opportunitie...

"Обучение письму как виду речевой деятельности в средней школе" учитель французского языка: Федорова Т. А.

В данной работе была поставлена задача: рассмотреть обучение письму, как виду речевой деятельности. Письмо рассматривалось как важное средство в изучении языку. Процесс овладения письмом на  инос...

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.Почему описываемая техника называется активно-...

Контроль основных видов речевой деятельности

Задание  для проверки  знаний,умений и навыков учащихся ....