Выступление на методическом семинаре "Социальный интеллект"
методическая разработка

Шеина Юлия Юрьевна

Выступление на методическом семинаре "Социальный интеллект" включает в себя введение, историческую справку, теоретическое обоснование и примеры практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sots_intellekt_itog.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.

- Прошу обратить ваше внимание на экран.

РОЛИК

Я уверена, каждый учитель сталкивался с такой ситуацией: искал любые способы и средства, чтобы не только увлечь учащихся  предметом, но  научить их понимать окружающих, проникнуться ситуацией, почувствовать себя её участниками, и, взаимодействуя друг с другом, предложить выход из проблемы или выработать варианты поведения.

«Люди существуют друг для друга», — сказал однажды римский император Марк Аврелий. Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни — быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то — оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой. Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно.

Тема моего методического семинара – «Социальный интеллект, или новая формула успеха».

Чтобы быть успешным, человек должен уметь вести конструктивный диалог и адаптироваться в современном мире. Вполне закономерно, что   образовательный стандарт одной из ведущих компетенций выделяет социально-личностную. История и обществознание-это предметы, ценность которых в плане социализации личности неоспорима.

В современном обществе наблюдается противоречие между необходимостью обладания высоким уровнем развития интеллекта и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации.

Поэтому, я поставила перед собой цель - формирование  социального интеллекта, как фактора успешной личности современного общества. Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Выявить и теоретически обосновать условия формирования социального интеллекта;
  2. Выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, адаптировать их для формирования социального интеллекта обучающихся.

Термин «социальный интеллект» я услышала в Университете на лекциях по психологии. Впервые его употребил в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк, который говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми. В современной психологии и педагогике выделяют несколько видов интеллекта.

        Биологический – низший, но основной, базирующийся на генетических качествах, психометрический – основанный на психических процессах личности, и социальный интеллект, как наиболее сложный и высший:

https://www.psychologos.ru/images/bBhi5lpQdn_1363603636.gif     

В отечественной науке «социальный интеллект» стал изучаться только во второй половине XX веке такими исследователями как: Маргарита Исидоровна Бобнева, Лев Борисович Филонов, Юрий Николаевич Емельянов.

М.И. Бобнева первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том, что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального интеллекта. Все мы можем вспомнить учеников, которые являются яркими представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и крайне низкий уровень адаптации в быстро меняющемся обществе.

В психологии под социальным интеллектом понимают совокупность способностей,  определяющая успешность социального взаимодействия.  Он включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

В структуре социального интеллекта выделяют различные компоненты, среди основных – это:    

1. Социальная сенситивность (чувственность),

2. Социальная перцепция (способность к восприятию, самопознанию, пониманию собственного положения в мире людей),

3. Социальная память,

4. Социальное мышление,

5. Социальная техника общения.

Познакомившись с мнениями психологов, я задалась вопросом,  с помощью каких методов, средств,  технологий можно формировать социальный интеллект на моих уроках, ведь именно уроки истории и обществознания вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого, настоящего и возможного будущего.  Сегодня мы поговорим о том, как на уроках истории и обществознания я работаю над формированием социального интеллекта.  

На мой взгляд, одним из приёмов, формирующих социальный интеллект является «погружение в историческую реальность».

В среднем звене я успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор.

Так, например, при изучении темы «Религия Древней Греции» в 5 классе учащиеся заранее распределяют роли богов: Зевс, Посейдон, Гера, Афродита, Аполлон и другие; самостоятельно ищут по ним информацию; моделируют костюмы и символы. Затем мы организуем круглый стол, обсуждаем: кто с кем вступает в диалог, какими интонациями говорит, что делает при этом.  На самом уроке  разыгрываем сценарий совместно: учитель-ученик-ученик. Ретроспективная игра позволяет не только развивать воображение обучающихся на основе образного, событийного, "очеловеченного" исторического материала, не только мотивирует  учащихся на изучение и понимание учебного материала. Она помогает проникнуться исторической атмосферой, а значит, понимать и принимать культуру, ценности, идеалы другой эпохи или народа, которые так или иначе влияет и на современность. Ведь каждый народ в определенный исторический период привнес в копилку мировых ценностей что-то свое. В процессе изучения данной темы шло формирование таких компонентов социального интеллекта, как социальная сенситивность, социальная перцепция и социальная техника общения.

Еще один эффективный метод - «Качели времени» - это оперативный метод визуализации позитивного образа будущего, корректирующий желаемые результаты человека через конкретные действия здесь и сейчас. «Качели времени» являются форсайт-методом («взгляд в будущее»), позволяют за короткий промежуток времени осознать не потребительскую, а исходящую позицию, принять ответственность за свою жизнь и будущее своей Родины. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отсчет часов, дней или лет. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи.  Участники возвращаются в настоящее (тем же способом, что были использованы для движения в будущее), где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего.

Положительные результаты на уроках истории дает технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления, т.е. метапредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Один из моих любимых приемов технологии  -  это составление портфолио. На уроках истории портфолио - это папка творческих работ ученика или группы учащихся: рисунки по тематике, «письма в прошлое», интересные задания и факты, проекты. Также могут быть разработаны портфолио по истории тематического характера: например, «Смутное время в России», также это может быть историческое досье личности. Хотелось бы привести пример такого портфолио – «Культурный альбом эпохи». Такая работа не только учит детей критически отбирать и систематизировать материал, но и сплоченно работать в команде над одной общей целью, публично защищать полученный результат работы, что способствует формированию всех компонентов социального интеллекта.

Начиная с 8 классов наибольшую результативность, исходя из моего опыта, показывает моделирование проблемных ситуаций, ходе решения которых ученик не только овладевает содержанием предмета. Но и учится формулировать, отстаивать свою точку зрения, выслушивать и принимать мнение оппонента и др. Есть разные способы создания проблемной ситуации, некоторые из них вы видите на слайде.

Одну из них рассмотрим подробнее. На уроке в 11 классе по истории России (тема «Гражданская война»), разбираются причины гражданской войны, создается проблемная ситуация: «Бывший депутат IV Государственной Думы В. Шульгин, пройдя сложный путь эмиграции, лишений, тюрем, впоследствии писал: «Бог выбрал Россию. Почему? Не знаю. Но для того, чтобы человечество могло жить, опыт должен быть сделан. Мы, белые, этого не поняли, если бы поняли, то не противились бы ему, т.е. Ленину… Оказавшись христианами «только по паспорту» и забыв слова Христа «взявший меч от меча и погибнет», мы обнажили оружие. Так возгорелась гражданская война в России». Прочитав данную цитату, учащиеся приходят к выводу, по В. Шульгину выходит, что в Гражданской войне повинны только белые. В процессе обсуждения появляются и другие мнения: а красные, а зеленые, а интервенты? В результате возникает ситуация несоответствия. Действительно, кто был прав, а кто – виноват? А чьи бы разделили вы? Дети отвечают. В зависимости от выбранной позиции класс делится на две рабочие группы «Идеи красных» и «Идеи белых». Далее идет их самостоятельная групповая работа: изучение текста параграфа, исторических источников, биографических справок, карт и тд. После выполнения задания команды готовят не просто выступления, а «словесные поединки», отвечают на аргументы команды «противника» своими контраргументами. И как бы не закончилась дискуссия, подвожу к мысли, что все равно в ней нет выигравших и проигравших, как и в самой Гражданской войне. Эта тема может быть связана и с проблемами современного мира, с событиями на Украине. В конце урока я предлагаю продолжить разговор дома:  Какой точки зрения придерживаются члены их семей? Были ли родственники, участвовавшие в Гражданской войне? Чьи идеи они разделяли? Такие уроки направлены на формирование умения работы с большим объемом различной информации, ее анализе, выработке собственной точки зрения, основанной на аргументах. Помимо этого, у учащихся формируются коммуникативные способности: распределять обязанности в группе, понимать, что могут сделать они для достижения цели, учатся сотрудничать, выступать, выслушивать иную точку зрения и грамотно вести дискуссию. Созданная проблемная ситуация и обсуждение способствуют формированию социальной памяти и социального мышления, совершенствованию социальной техники общения. Дети ощущают связь времен и чувствуют себя частью исторического сообщества. Впоследствии это пригодится им в жизни.

А сейчас я покажу некоторые приемы.

Давайте вспомним традиции, идеалы, жизненные взгляды древних греков дошли до наших времён? Назовите всем известное празднично-спортивное мероприятие, которое родилось в Древней Греции и было посвящено Олимпийским Богам?

Как вы думаете, есть ли в нашем современном обществе эталоны, которые связаны с культурой и искусством Античности? Я дам вам не большие подсказки (экран, работа с жюри). Обратите внимание на изо скульптуры, идеально ли его тело? Совпадает ли идеал внешнего вида с эталоном современной мужской красоты? Как достигают наши современники такого совершенства? Мужскую красоту мы с вами обсудили. А как же представительницы прекрасного пола? Все помнят Венеру Милосскую – идеал красоты того времени, и в 20 веке мы вернулись к этому эталону. Высокий рост, плоский вот, параметры 90-60-90.    

Наш с вами разговор мне хотелось бы завершить словами одного из древнегреческих мудрецов, который перед смертью позвал дочерей и дал им жизненное напутствие. Оно гласило, что женщина может быть умной (если ей это нужно), доброй (если захочет), но красивой она обязана быть всегда. Такое жизненное кредо актуально и по сегодняшний день.

Работу над формированием у учащихся социального интеллекта я организую как на уроках, так и во внеурочной деятельности с первого дня моей работы в школе. И уже могу поделиться положительными результатами:

1. Ежегодно увеличивается количество обучающихся, выбирающих предметы история и обществознание для сдачи на ГИА. (В этом году 13 человек выбрали сдавать обществознание и 9 – историю, то есть практически половина учащихся выбрали мои предметы). Это говорит о том, что эти ребята не просто уверенно владеют учебным материалом, но и не боятся высказывать свою точку зрения, умеют сопоставлять факты и делать выводы.

2. Качество знаний повышается. (Составляет 81%, а среди учащихся, которые сдавали историю после 9 класса все успешно справились с заданиями контрольно-измерительных материалов).

3. Повысился уровень внутренней мотивации.

4. По опросам 11 классов 46% обучающихся выбрали профессии сферы «человек-человек» и «человек-художественный образ», что говорит о хорошо развитом у этих обучающихся социальном интеллекте. И я уверена, что немалую лепту в данный результат внесли и мои уроки.

5. Учащиеся школы показывают не только хорошие знания на предметных олимпиадах, но и принимают активное участие в акциях, конкурсах, конференциях, КВН  и других мероприятиях. Они не боятся пробовать что-то новое, не сдаются при неудачах, примеряют на себя разные роли и делают все, чтобы стать успешными уже сейчас. Не случайно именно учащиеся 8 класса, где я являюсь классным руководителем, активнее других откликнулись на предложение стать членами отряда «ЮДП».

5. И, наконец, результаты диагностики. Когда я брала детей 4 года назад – они были в 5 классе, сейчас – в 8. Совместно с психологом школы мы проводили с ними тестирование по модифицированным субтестам Гилфорда (разработчик Е. Туник). Ее результаты вы видите на экране: количество учащихся с высоким уровнем развитием социального интеллекта пока еще возросло незначительно, а вот со средним – существенно, а с низким – стабильно понижается.

Таким образом, целенаправленное применение различных образовательных и воспитательных технологий позволяет успешно формировать у учащихся социальных интеллект, которых необходим для успешной реализации человека в современном обществе. Своим опытом я уже делилась на школьном заседании методического объединения, на Педагогическом Совете и получила живой отклик и поддержку коллег. Отдельные уроки, в которых видна целенаправленная работа по развитию социального интеллекта, размещены на моем мини-сайте.

«Мы не можем знать, что произойдет в будущем. Но мы можем решить, что произойдет внутри нас — как реагировать, что делать, — в конце концов, только это и имеет значение».

Спасибо за внимание.

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ  "Школа надомного обучения" №367...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...

Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "ФГОС для детей с нарушением интеллекта,общие положения."

Особые образовательные потребности обучающихся разных групп, имеющих нарушение интеллекта...