Разработка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС
презентация к уроку

Материал предназначен для учителей в помощь по разработке рабочих программ  по предметам в соответствии с ФГОС . Приведены нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ, алгоритм составления, приведены примеры и проведение самоанализа рабочкй программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pabochih_programm-po-uchebnym-predmetam.pptx169.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка рабочих программ по учебным предметам. Методические рекомендации Автор: Баринова Е.А., методист ГБОУ Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Рабочая учебная программа это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении ; это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.

Слайд 3

Рабочая программа в обязательном порядке: разрабатывается на учебный год/уровень образования (выбрать нужное): по предметам обязательной части учебного плана; учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; учебным курсам регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного и среднего общего образования; 3

Слайд 4

Цель рабочей программы: реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности . Задача рабочей программы: определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учётом особенностей учебного процесса, конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей и контингента обучающихся в текущем учебном году .

Слайд 5

Новые умения Универсальные учебные действия Функции рабочей программы: нормативная (осуществление контроля за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определение графика диагностических и контрольных работ); информационная ( позволяет получить представление о целях, содержании и последовательности изучения учебного материала по предмету); методическая (определяет пути достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ОП по предмету, используемые методы и образовательные технологии);

Слайд 6

Функции рабочей программы определяют требования к ней: наличие признаков нормативного документа; учёт основных положений образовательной программы центра образования; полнота раскрытия целей и ценностей обучения; системность и целостность содержания образования; последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы; учёт логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана центра образования; конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Слайд 7

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы элективных курсов; программы внеурочной деятельности; программы факультативных занятий; программы дополнительного образования. В нашем ЦО для 8-11 классов разрабатываются три выделенные рабочие программы

Слайд 8

Методическая основа для составления рабочей программы по предмету Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне); в) с учетом авторских программ; г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). Примерные учебные программы , разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ , т.к. не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Слайд 9

Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" находится в компетенции образовательной организации, и на основании ст. 30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации

Слайд 10

Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ Федеральные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с 2020-2021 учебного года); Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане; Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ; Примерные программы по учебным предметам. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Слайд 11

Локальные акты образовательного учреждения: Основная образовательная программа основного общего образования ОУ; Основная образовательная программа среднего общего образования ОУ; Положение о рабочей программе учебного курса; Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса. Протокол ШМО (или педагогического совета) о рассмотрении и согласовании рабочей программы; Приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования

Слайд 12

Алгоритм составления рабочей программы Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе . Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО.

Слайд 13

Алгоритм составления рабочей программы Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий . Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы . Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них. Определить основную / дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др . Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность .

Слайд 14

Календарно-тематическое планирование Рекомендуемая структура рабочей программы: Поясняющая часть Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места предмета в учебном плане Предметная часть Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Титульный лист

Слайд 15

Титульный лист

Слайд 16

Пояснительная записка Во-первых , указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; базисный учебный план общеобразовательных организации федерального и регионального уровней; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации. Далее формулируются (обобщенно) цели изучения данного предмета (курса) в основной школе с точки зрения формирования представлений и знаний, развития умений и навыков формирования способов действий в отношении к опорной системе знаний .

Слайд 17

Поясняющая часть Пояснительная записка –цели изучения Цели изучения данного предмета (курса) Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников. Формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих программ по предметам (включая программы разработчиков УМК), формирование системы … знаний познание на конкретных примерах многообразия… познание сущности и динамики главных процессов… понимание главных особенностей… формирование навыков и умений… воспитание уважения, сознательного отношения к… развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством… развитие… компетенций, посредством… формирование качеств мышления, необходимых для… развитие устойчивого интереса к… формирование у школьников умений применять… знания для… приобретение опыта разнообразной деятельности в…

Слайд 18

Общая характеристика учебного предмета Раскрывается роль и важность предмета с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета в основной и старшей школе, делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету с практикой и с актуальными событиями современности .

Слайд 19

Поясняющая часть Общая характеристика учебного предмета Краткое описание сути изучаемой науки Актуальность данного курса для данного возраста учащихся … — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о…. Школьный курс … — это… Курс … является частью науки о …. Поэтому… В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому… Подростковый возраст отличается…. Поэтому…

Слайд 20

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год 8 класс 2 34 68 9 класс 2 34 68 136 часов за курс Указываются классы (8, 9 классы, не параллели), в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета в основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения . Необходимую информацию ищем в учебном плане, который является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) каждого образовательной организации.

Слайд 21

Поясняющая часть Описание места предмета в Учебном плане ОУ Краткое описание взаимодействия данного предмета с другими предметами учебного плана Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)! В какой момент начинают изучать предмет? Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе? Сколько времени отводится на изучение данного предмета? Как распределяется учебное время по классам средней школы? В какую образовательную область входит предмет ? Какие иные предметы поддерживают данный предмет? Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса.

Слайд 22

Предметная часть Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах : В Стандарте Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета В Примерных учебных программах Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета В рабочие программы включаются формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные ре зультаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.

Слайд 23

Универсальные учебные действия Личностные - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; - мотивация, границы собственного знания и «незнания»; - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знакосимволических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.

Слайд 24

Предметная часть Содержание учебного предмета (курса) В разделе в формате списка раскрываются названия тем/разделов предмета (курса) и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения) Содержание распределяется по смысловым блокам Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!

Слайд 25

Предметная часть Содержание учебного предмета (курса) Порядок записи в разделе: содержание учебной темы: название темы основные изучаемые вопросы необходимое количество часов для её изучение практические работы, творческие задания, другие формы занятий, используемые при обучении требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме в соответствии с ФГОС и целями и задачами общеобразовательного учреждения формы и вопросы контроля виды самостоятельной работы обучающихся

Слайд 26

Предметная часть Тематическое планирование Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе. Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения). Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Необходимую информацию ищем в следующих источниках: Формулировки основных видов деятельности обучающихся ищем в текстах примерных программ по учебным предметам (включая программы разработчиков УМК ) Формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.

Слайд 27

Тематическое планирование Тематическое планирование представляется в виде таблицы, например: Предмет « ____________ » 8 класс Раздел (общее количество часов) Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС) Дидактическая единица ) Характеристика основных видов деятельности обучающихся Количество часов Кол-во часов на контрольные, лабораторные , практические работы Примерная образовательная программа Программа УМК ( тема ) Предмет « ____________ » 9 класс

Слайд 28

Предметная часть Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Данный раздел включает: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии) ; справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы; цифровые образовательные ресурсы. В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении. Это то, с помощью чего он планирует достичь результата. Включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная тех ника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства ). Необходимую информацию ищем в следующих источниках: ФГОС, Примерные программы по учебным предметам

Слайд 29

Предметная часть Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, прописывается в соответствии со Стандартом , тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть внесены изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, возможна разбивка по классам Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Выпускник получит возможность научиться

Слайд 30

календарно-тематическое планирование по предмету (ФГОС ООО) Структура календарно-тематического планирования у каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, своя - это внутренний локальный акт ОУ. Структура календарно-тематического планирования принимается в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно и не входит в рабочую программу, не является и приложением к ООП ООО образовательной организацией. Если уровень подготовки учащихся в параллели одинаков, то возможен один вариант календарно-тематического планирования . Некоторыми издательствами уже прописали виды деятельности поурочно в их авторских программах к учебникам

Слайд 31

Структура календарно-тематического планирования № урока Дата Тема урока Виды деятельности Средства обучения и демонстрации Планируемые результаты Конт-роль Домашнее задание план дано Предметные Метапредметные Личностные Название темы, часы КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала по ___________ в ____ классе (всего _______часов)

Слайд 32

Самоанализ рабочей программы Алгоритм самоанализа рабочей программы Наличие структурных элементов программы Содержательность пояснительной записки Содержательность тематического планирования Целеполагание Диагностичность планируемых результатов Отражение принципа преемственности по горизонтали Направленность программы на развитие: личностных, метапредметных результатов, ИКТ - компетенций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО

Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 5 класс ФГОС

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:·         Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 5 класс ФГОС

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:·         Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Рабочая программа по учебному предмету литература 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баевская средняя общеобразовательная школа Ба...

Рабочая программа по учебному предмету "Культура безопасности жизнедеятельности" ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственный образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования, с ...