Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе
методическая разработка

Китаева Наталия

Данный материал будет интересен учителям - логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie_kitaeva_n.p.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Школа №79 имени Н.А. Зайцева»

Учитель – логопед Китаева Н.П.

Логопедическое сопровождение
образовательного процесса

      Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в школу, имеют речевые нарушения, чаще сложные, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - визитная карточка человека.

     В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ  имеет две цели:

кратковременную – коррекция и  профилактика речевых расстройств, а также долговременную  - обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Основными задачами логопедического  сопровождения   являются:

1.  Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2.     Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3.   Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

  слайд  Пути реализации данных задач:

  • всестороннее изучение речи обучающихся,

              организация речевого мониторинга,

  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии)
  • оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка,

          проведение консультаций и бесед с родителями.

  • участие в работе школьного ПМПК, заседаниях службы сопровождения.

Этапы логопедического сопровождения:

 Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько основных этапов:

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка(устной и письменной речи учащихся).           

Особенности проведения логопедического обследования в школе связаны с психофизиологическими особенностями обучающихся. Логопедами диагностика речевого развития проводится по адаптированной  методике обследования Татьяны Анатольевны Фотековой, которая  включает 102 задания, не считая проверки звукопроизношения, так же Раисы Ивановны Лалаевой, основанной  на особенностях коррекционного образования.

              При необходимости применяется методика В.И. Лурия  «Диагностика речевого развития младших школьников»

   Диагностика речевого обследования  содержит следующие речевые пробы:

1. Исследование понимания речи.

2. Исследование сенсомоторного уровня речи.

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

4.Исследование словаря и навыков словообразования.

5.Исследование связной речи.

6.Исследование общей и мелкой моторики.

7.Исследование письменной речи.

 В тоже время логопеды   продолжают работу по пополнению базы методик и методических материалов по проблеме речевой диагностики обучающихся с ОВЗ.

      Все полученные данные анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевых  картах детей, составляются речевые профили учащихся, заносятся в сводные протоколы обследования классов, Карту психолого-медико педагогического и социального сопровождения «Карту отслеживания динамики развития обучающихся». С результатами логопедического обследования  знакомятся учителя начальных классов, русского языка  и чтения, воспитатели групп продленного дня.  Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения. На этом этапе составляются  планы совместной работы по группам воспитанников.

     Полученная информация по вновь прибывшим обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях службы сопровождения.

      Результаты обследования также фиксируются в  «Речевой карте обучающихся».

              Со второй половины  сентября  по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая   коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Логопедами школы разработаны  адаптированные программы в соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающей работы, которые утверждены методическим советом школы. Это обусловлено большим разнообразием индивидуальных особенностей речевых нарушений нуждающихся в логопедическом сопровождении обучающихся и недостаточной разработанностью практических материалов для логопедов, работающих в коррекционных  классах.

Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи»  для обучающихся  1 - 4 классов.

2.Программа «Коррекция нарушений речи» для обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой    умственной отсталостью.

3.Программа по предупреждению и  коррекции оптической дисграфии  для обучающихся 1-4 классов.

4.Индивидуальные программы по коррекции нарушений чтения  для обучающихся.

На этом этапе проходит и промежуточная диагностика речевого развития школьников (ТПМПК, школьных консилиумов, в рамках классно-обобщающего контроля, четвертных, годовых контрольных работ).

       Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

         Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами в рамках деятельности Службы сопровождения: логопедов со школьными психологами, дефектологом, а также педагогами школы. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех  этапов  логопедического сопровождения.

      С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности также осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На уроках, занятиях в группах проводятся логопедические минутки, посещаются уроки русского языка и чтения  учителей начальных классов, учителей - русского языка с целью наблюдения за детьми, имеющими речевые нарушения, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям, тьюторам предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом  развитии (комплексы артикуляционных гимнастик, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, задания на коррекцию нарушений письменной речи  и т.д). Учитывая то,  что мы работаем в режиме полного дня,  воспитатели отрабатывают с детьми  домашние логопедические задания, работают над развитием артикуляционной и мелкой моторики, связной речи. На всех этапах коррекции отклонений в развитии речи осуществляется взаимосвязь логопедов с педагогами школы; обсуждаются результаты контрольных диктантов, отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, намечаются пути исправления или ослабления недостатков. Совместная работа логопеда и учителя, воспитателя, тьютора  требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.

Неоценимую помощь в работе над  речевыми дефектами нам оказывают родители учащихся.

    Особенности логопедической работы с  обучающимися 

1.  В силу того, что нарушения речи  детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с учащимися массовых школ.

2.   Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3.   Учитывая логопедическое заключение – недостаточная сформированность языковых средств, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, звукобуквенного анализа и синтеза.

5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

6. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

7.  Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаем  в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

8.   Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

9. На занятиях тщательно дозируются задания и речевой материал. Любая задача раскладывается на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

10.Учитываем быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, проводим частую смену видов деятельности, переключаем ребенка с одной формы работы на другую.

      Еще одно направление логопедического сопровождения в коррекционных классах общеобразовательной школы.

  В  обязанности  логопедов, а  так же  специалистов школы входит  работа по заявкам  педагогов   школ, имеющих в своих классах детей обучающихся в рамках инклюзии, неуспевающих учащихся.

Наше общение строится по направлениям:

-работа со слабоуспевающими;

-работа по адаптированным программам.

     Мы обменялись телефонами, электронными адресами,  основное общение происходит по плану:

-сначала педагог знакомит логопеда с тетрадями  своих учеников, на предмет обьяснения ошибок, мы намечаем коррекционные упражнения для исправления нарушений письменной речи;

-затем, если это необходимо на консультацию приходят учитель, родитель и ребенок.

Логопедическое сопровождение, осуществляется  по направлениям:

-Консультирование:

  • Выбор программ и методик для обучающихся с ОВЗ.

-Методическая работа:

  • Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ.
  • Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов
  • Обмен опытом.
  • Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.

        Таким образом, логопедами школы проводится не только коррекционно развивающая работа,   но и отслеживается эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной территориальной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение в начальной школе.

В презентации коротко представлено содержание логопедического сопровождения в массовой школе....

"Логопедическое сопровождение учащихся в школе"

Презентацию можно представить на родительском собрании будущих первоклассников....

"Логопедическое сопровождение учащихся в школе"

Презентацию можно представить на родительском собрании будущих первоклассников....

"Логопедическое сопровождение учащихся в школе"

Презентацию можно представить на родительском собрании будущих первоклассников....

Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...

Педагогическое сопровождение логопедических занятий в общеобразовательной школе

В статье изложены методы, формы, виду работы на логопедических занятиях....

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе

Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления....