Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории
статья

Колесникова Ирина Викторовна

Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории. 

Необходимость создания нового УМК по истории России и перехода на новую структуру общего исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.  Ключевая задача разработки нового УМК по отечественной истории  - обеспечить научно-исторические и методические условия для  воспитания российской национально-гражданской идентичности  российской молодежи, школьников и студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шаралдайская СОШ им.И.К.Калашникова»

Мухоршибирский район, с.Шаралдай

Статья на тему: «Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории».

Выполнил: учитель истории и обществознания

Колесникова Ирина Викторовна

Содержание

1. Введение.

2. Общая характеристика системы школьного исторического образования.

3.Схема новой структуры исторического образования (содержание курсов отечественной и всеобщей истории).  

4. Многоуровневое представление истории

  1. Введение

Необходимость создания нового УМК по истории России и перехода на новую структуру общего исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний.  Ключевая задача разработки нового УМК по отечественной истории  - обеспечить научно-исторические и методические условия для  воспитания российской национально-гражданской идентичности  российской молодежи, школьников и студентов.

Концепция нового УМК  по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого,  основные подходы к  преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом по поручению Президента России В.В. Путина. Над текстом стандарта работали ведущие ученые России.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма школьников, развитие компетенций учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса,   состоящего из  учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Успешная реализация Концепции возможна при условии проведения в общеобразовательной организации комплекса мероприятий, направленных на  развитие исторического учебно-информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами, как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных организаций.

 В настоящее время ведущие издательства России (Просвещение, Дрофа и Русское слово) подготовили на основе концепции три линии учебно-методических комплектов для 6-10 классов. Учебники входят в состав учебно-методических комплексов.

Линии учебники успешно прошли экспертную оценку на предмет соответствия требования Историко-культурного стандарта, Концепции нового УМК по отечественной истории и получили положительные экспертные заключения.

В соответствии с приказом   Министерства образования и науки РФ     № 575 от 8 июня 2015 г. три линии учебников ведущих издательств  России (Просвещения, Дрофы  и Русского слова)  включены в состав федерального перечня учебников. С 1 сентября 2015-2016 учебного года начинается процесс введения этих линий учебников в образовательный процесс в российских школах.

Задачей руководителей общеобразовательных организаций является создание организационно-педагогических условия для успешного внедрения новых линий учебников по истории России в образовательный процесс в своей образовательной организации, что предполагает повышения профессиональной компетентности учителей истории. Руководители общеобразовательных организаций должны обеспечить условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей истории в сфере освоения педагогических ресурсов новых линий учебников по истории России.

2. Общая характеристика системы школьного исторического образования.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход к преподаванию и изучению истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)  основного общего образовании

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:  идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни и т. д.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Курс отечественной истории является важнейшим компонентом предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

  1. Схема новой структуры исторического образования

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя

- принципиальные оценки ключевых событий прошлого,

- основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и

- сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на

- повышение качества школьного исторического образования,

- развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ,

- формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.

Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

Переход на новую структуру и содержание исторического образования    начинается осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса.

          6 класс - История России VIII- XV вв.

7 класс - История России XVI-XVII вв.

8 класс - История России XVIII в.

9 класс - История России XIX в.

Поскольку, обучаясь по концентрической системе преподавания истории, школьники заканчивают 7 класс изучением событий истории конца XVIII века, они по новой структуре исторического образования в 8 классе должны практически заново изучать этот исторический период. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.

Путь первый: Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, вряд ли будет достаточно обосновано повторное изучение истории XVIII века. Поэтому, как вариант, возможно сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.

Путь второй: Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления культурологического подхода,  осмысления особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации.  В частности, необходимо уделить внимание:

- сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны;

- рождению светской культуры;

- влиянию элементов протестантизма, рационализма и Просвещения на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества и т.д.

- осмыслению школьниками сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши;

- включению в состав империи новых этноконфессиональных групп населения – поляков, литовцев, крымских татар,  евреев;

- расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.);

- феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян, особенности складывания российской интеллектуальной элиты и образованной элиты народов России;

- изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах.

Также при переходе от концентрической системы к линейной учителю истории следует иметь в виду, что изменится содержание Итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, так как различия в периодизации и тематике курсов истории значительны.

  1. Многоуровневое представление истории

Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. А для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение.  

Понятие «регион»:  политико-административная единица,  историко-культурная единица (историческая область, менталитет, образ мышления, традиции, мироощущение, идентичность  обитателей), геополитическая единица,  экономическая единица (культурно-хозяйственная целостность)

Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

      Министерство образования и науки РФ разрешило использовать в образовательной деятельности старые учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников, утверждённого 31 марта 2014 года приказом №253, до срока достижения ими полной ветхости, т.е. в течение пяти лет (см. Приказ МОН РФ №576 от 08.06.2015). Однако использование старых учебников предполагает необходимость корректирования преподавания курсов истории России в соответствии с новой структурой исторического образования и с требованиями историко-культурного стандарта.

        Согласно Письму Минобрнауки России от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 "О федеральном перечне учебников» для образовательных организаций основного общего и среднего общего образования также предусматривается возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

Методические рекомендации "Школа молодого учителя"

Методические рекомендации   по планированию и организации деятельности ШМО в условиях развития образовательного учреждения...

Семинар "Структура и содержание новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение"" с 6 по 10 класс

Обсуждение структуры и содержания новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение" с 6 по 10 класс...

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...

Переход на линейную систему обуения по курсу «История» - «За» и «Против»

В работе представлены этапы перехода на линейную систему преподавания истории с ориентацией на Концепцию преподавания истории России, принятую 23 октября 2020 г....

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...