Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
статья

Магомедова Людмила Николаевна

В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность.  Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован  на каком- то этапе жизни. Чем больше приобретенных навыков - тем успешнее человек. Это и есть процесс социализации. Для воспитанников коррекционной школы это не только очень важно, а просто жизненно необходимо для дальнейшей интеграции в общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 Ростовской области

 «Гуковская специальная  школа-интернат  №12»

Тема:

«Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую  деятельность в воспитательной среде»

(Выступление

на заседании методического совета школы

23.12. 2018г.)

Воспитатель 10-б класса:

Магомедова Л.Н.

            Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена  тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.

          Тема, которую сегодня обсуждаем на заседании методического совета – «Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную трудовую  деятельность»  - очень важна.

Мы должны подготовить  детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, сформировать  у них уверенность в своих силах.

        Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.  По данным социального паспорта видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации  и  интеграции в современное общество, так как более 20% воспитанников воспитываются в неблагополучных семьях, 80% находятся за чертой бедности, поэтому дети, обучающиеся в школе должны быть социально адаптированы  к  условиям современной жизни.  Социализация -  это и есть     процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе,

Опыт работы  показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные

нормы и правила отношений между людьми.  (Яворский Коля)

       Одно из основных направлений социализации – это практико-ориентированное трудовое воспитание , которое реализуется через различные мероприятия.  Это очень важный участок работы в воспитательской среде.

Социализация детей проходит и через реализацию социальных проектов.

Работа ведется в соответствии с календарным планированием.

1.В рамках практико-ориентированной социальной деятельности в воспитательной среде  мы  формируем  у учащихся знания о

социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах.

Проект:  «Сквернословие – враг души» продолжил работу по закреплению привычки , разговаривать, не включая в свою речь  нецензурные и вульгарные речевые обороты. Конечно, невозможно от учить от  употребления бранных слов мгновенно, но постепенно дети запомнят правило поведения в обществе : Не все мысли надо озвучивать!».  

2.В рамках практико-ориентированной социальной деятельности создаем условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования детей  в школе-интернате, а затем и в обществе.  Задействую все возможности работы в этом направлении: индивидуальную, плановую воспитательную, ситуативно – аналитическую.  Стараюсь, чтобы дети усвоили формулу – «Лучше до конфликта не доводить, чем его потом гасить!»    В проекте «Эмоции и здоровье человека»  11 декабря 2018 года мы рассмотрели эту тему всесторонне:  вывод был сделан правильный – «Жить нужно на позитивных эмоциях».  Очень трудно дается этот раздел  практики – все девочки очень эмоциональные.  

3.Одно из основных направлений адаптации – это практико-ориентированное трудовое воспитание , которое реализуется через различные мероприятия.  Это очень важный участок работы в воспитательской среде.

Социализация детей  через  практико –ориентированную   трудовую

деятельность подразумевает организацию воспитательной работы,  в процессе  которой можно конкретно спросить : «Что я полезного для жизни узнал?  Чему полезному и практическому научился?»

Практико- ориентированная деятельность у нас  это -  процесс

 непрерывный. Дети под нашим руководством занимаются самообслуживающим трудом, и понимая наши требования стараются сделать чистой спальню, кабинет, кладовку. Лида И. (11-в кл.)

отремонтировала подоконник в спальне №4. Так ведь это замечательно!

И подоконник теперь не крошится.

При смене белья мальчики стараются помочь отнести белье в прачечную и девочкам своей спальни и младшим классам: Паша К.,, Данил Д., Артур К. Получают социальные навыки под руководством кладовщика школы – Паша К. и Данил Д.   Разгрузить машину, рассортировать овощи по ящикам, даже взвесить овощи на больших весах – это уже большой плюс, все в жизни пригодится , каждый навык будет востребован.  

4.  Через практико-ориентированную  трудовую деятельность – приходит  осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;

5.В  процессе социализации детей  очень важно создавать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.

        Дети моего класса  полюбили  занятие – плетение из бумажной лозы. Это очень трудоемкое занятие, но увлекательное и практически значимое: ведь каждое изделие можно применить  в повседневной жизни, в хозяйстве, в оформлении интерьера, в качестве подарка, тем более , что сейчас это очень модное и стильное направление.

Изготовление бумажной лозы дает  практический навык работы с разными видами бумаги, с разными видами  клея – ПВА, секундный Контакт,

клей для обоев и другие.  Кроме этого , в оформлении готовых изделий мы используем вид деятельности – декупаж. И мы уже освоили два вида декупажа : горячий – когда картинка приклеивается на крышку или

донышко изделия с помощью утюга и пищевой пленки, и холодный -  приклеиваем один слой салфетки клеем ПВА.

Детям нравится этот вид рукоделия. Задействованы все: Артур, который не хочет плести –вырезает очень точно рамки для фотографий из картона,  а другие дети по этим трафаретам плетут аккуратные рамки.

Даже Люба , у которой на первом месте её собака, уже накрутила трубочек для плетения рамки.

Делает успехи и Данил, (хлебница) и Вова Бочаров – он сделал маме

подарок  - Новогоднюю  рамку.

Очень удивили наши девочки Курганскую школу: они отвезли и подарили своим бывшим учителям и воспитателям  15 тематических плетеных  панно , 22 карандашницы, несколько плетеных  круглых ваз.  Педагоги были рады , что девочки занимаются этим полезным и красивым видом рукоделия.

            Дети учатся помогать друг другу, работая в парах и группах, учатся организовывать и затем убирать своё рабочее место.

            Я считаю, что данная практико-организованная трудовая деятельность пойдет на пользу, будет применима в жизни и не раз востребована.  

Вот наши награды за участие во всероссийских конкурсах:

Шемякина Настя: 2 место -  «Плетеное ведро»

Иванова Лида : 1 место – «Карандашницы»

Пиманова Таня : 1 место – «Плетеные рамки для фотографий»

Иванова Лида  : 1 место – «Моя новогодняя елка»

Девин Данил : 1 место – «Хлебница. Декупаж»

       Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико –ориентированную деятельность предполагает

определенный уровень их трудовой адаптации к жизни, и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

         Работа, систематически проводимая в этом направлении, способствует совершенствованию содержания воспитания, создаёт всесторонние условия для развития и самореализации воспитанников и несомненно принесет положительные результаты.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование социальной компетенции через практико-ориентированные уроки

Министр внутренних дМинистр внутренних дел, противник разрушения крестьянской общины, автор высказывания: «Я сижу на пороховой бочке и сгорю вместе с ней». Убит в 1904г эсером Созоновымел, противник р...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.

Данна презентация  рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....

Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»

Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии через практико-ориентированные задания.

Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов к...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания....