Личностный подход на уроке
материал

Лакушина Оксана Евгеньевна

Сообщение на ШМО "Личностный подход на уроке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnyy_podhod_na_uroke.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Личностный подход на уроке.

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
И.С.Якиманская

Школьный учитель – очень необычная профессия. Объектом его работы является общество будущего. Не будущее общество, а именно общество будущего, о котором написано так много и противоречиво. Сейчас изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельном подходе. А качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы особое внимание было обращено на концепцию личностно – ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Эта педагогическая идея является основной в системе  работы учителя.

Современный учитель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. В настоящее время я большое внимание уделяю совершенствованию своего педагогического мастерства, применяя инновационные технологии. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качество и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребёнка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребёнок познаёт человеческую жизнь в её различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углублённо изучают другие науки (биология, история, физика и др.). Как учитель использует эти взаимосвязи, зависит целиком от его фантазии и жизненного опыта. Думается, мои знания и опыт жизни помогают мне находить связи с другими науками. Стремлюсь слышать, видеть и понимать каждого ученика, показываю свою личную заинтересованность в успешных результатах работы. Приведённые примеры дают основания утверждать, что личностно – ориентированное обучение способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребёнка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

Основную задачу школы я вижу не только в том, чтобы каждый ребенок, окончив ее, имел целостную картину мира и получил набор конкретных знаний и умений. Важно привить ребенку вкус к самостоятельному добыванию знаний. Руководствуясь в своей жизни принципом “Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему – либо полезному”, я стараюсь передать этот жизненный принцип детям. А вообще, я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, чтобы они полюбили весь мир, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже. А добиться это можно, только используя технологию личностно – ориентированного обучения.

В основе личностно – ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
  • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
  • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
  • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
  • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

  • цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
  • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
  • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
  • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
  • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
  • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.

Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.

 Некоторые обстоятельства преимущества личностного  подхода:
1. Динамичное развитие общества требует формирования яркой индивидуальной личности, оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
2. Сегодняшним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость;
3. Современная школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности.
Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Поэтому в качестве основы моей системы работы был принят именно данный подход в обучении, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования, где ученик признаётся главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Основные различия уроков

Традиционный урок

1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.
2. Деятельность учителя:
показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!
3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются
4. Отношения «учитель-ученик»
субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.

Личностно-ориентированный урок

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.
2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель-ученик»
субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения

Используемые методы:

-Диалога
-Игровые
-Рефлексивные
-Пед.поддержки
-Диагностические
-Создания ситуации выбора и успеха

Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.

- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)

- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью

В наши дни, когда речь идет о широкой гуманизации процесса обучения и воспитания, значение школьной географии, и физической, и экономической, и в особенности социальной, заметно возрастает. Это, по сути, единственный учебный предмет, который призван дать учащимся знания о многих фундаментальных вопросах развития цивилизации, об обостряющихся противоречиях между обществом и природой, о глобальных проблемах  современности и о путях их разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы...

Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.

Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....

Личностный подход на уроке

Личностный подход на уроке...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...