Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
консультация

В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практике работы учителя-логопеда"

 

https://eugene-center.mskobr.ru/edu-news/196

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochnyy_seminar_1.docx150.16 КБ
Файл metapredmetnyy_podhod.pptx83.91 КБ

Предварительный просмотр:

Очный семинар-практикум «Калейдоскоп идей».

Тема: «Метапредметное взаимодействие. Результаты и обобщение опыта работы».

18 октября на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум (приказ №8/2 от 15.10.19). Вступительное слово было предоставлено зам. директору по научно-методической работе, доктору педагогических наук, заведующей кафедрой риторики культуры и речи Ерохиной Елене Владленовной.  Рассмотренные на семинаре выступления, были объедены в тему: «Метапредметное взаимодействие. Результаты и обобщение опыта работы».

В работе семинара приняли участие 15 человек: учителя начальной школы, учителя предметного обучения среднего и старшего звена, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель по учебно-воспитательной работе.

В теоретическом блоке очного семинара-практикума с докладами выступили:

  1. Павловская Елена Николаевна - учитель начальных классов

Тема выступления: «Метапредметный подход в обучении на уроках русского

языка и литературы в начальной школе». 

  1. Яковлева Галина Анатольевна - учитель начальных классов

Тема выступления: «Универсальные умения. Опыт работы в рамках реализации программы по окружающему миру».

  1. Майорова Елена Валерьевна - учитель-логопед

Тема выступления: «Интегрированные уроки в практике работы учителя-логопеда».

  1. Нацвина Ольга Михайловна - учитель английского языка

Тема выступления: «Метапредметные связи на уроках английского языка как средство развития познавательных способностей учащихся».

В практической части семинара были представлены фрагменты занятия, с презентацией учителя по изобразительной деятельности Зеличенко Ларисы Евгеньевны. Тема: «Метапредметный подход на занятиях изобразительного искусства. Цикл уроков: «Моя будущая профессия».

При подведении итогов работы семинара-практикума был сделан вывод о значимости рассмотренных вопросов, отмечена значимость повышения ответственности образовательных организаций за достижение метапредметных результатов образовательных стандартов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе Выполнила: Павловская Елена Николаевна

Слайд 2

Определение Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Слайд 3

Примеры В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации . Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). Изучая метапредмет «Проблема» , школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации , целеполагания, самоопределения и др. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Слайд 4

Задачи и процесс Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных( метапредметных ) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим русский язык и литературу, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

Слайд 5

Навыки Именно работа на уроках русского языка и литературы формирует многие метапредметные связи. Педагоги учат различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний ; учат аудировать , направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.

Слайд 6

Умения и навыки Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Слайд 7

Ожидаемый результат Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей : Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии. Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, благо уроки русского языка и литературы позволяют это делать на достойном уровне.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...

«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»

В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

Работа посвящена раскрытию темы компетентсного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы....

Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход в обучении  на уроках русского языка и литературы...

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках  русского языка и литературы"...