Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями как одно из направлений

 деятельности классного руководителя

 в условиях реализации ФГОС

        . «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».

В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. 

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

-                   участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации;

-                   обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Основной целью  системы работы образовательного учреждения с  родителями (законными представителями) установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие: 

1)  психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Например, можно использовать следующие формы работы с родителями:

 Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные  в данный момент проблемы.

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

                         

 Анкета для родителей  №1 «Мой ребенок»                                                                                      (заполняется педагогом совместно с родителями во время индивидуальной беседы):

Цель: дать максимальную информацию о ребенке, продолжив предложение .

Когда он родился, то_____________________________________________

Самым интересным  в  первые годы жизни  в нем было__________________

О здоровье можно сказать следующее________________________________

Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы______________________

Его отношение к школе_______________________________________

Трудности в воспитании связаны с  _________________________________

Хотелось бы,   чтобы педагог обратил внимание на__________________

Анкета для родителей №2

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста,  анкету.

Проблемы воспитания,              которые нас волнуют

_________________

Могу войти в состав родительского комитета и помочь_________________

Анкета для родителей №3               Ф.И.__________________________________________________________

  1. Ваш ребенок исполнителен ли и послушен в семье, охотно выполняет Ваши поручения?

А. Всегда исполняет и послушен.                                                 В. Часто не послушен.

Б. Не всегда                                                                                      Г. Постоянно проявляет непослушание.

  1. Насколько бережливо и как относится дома к своим вещам, книгам?

А. Всегда бережлив, сам чинит вещи, в порядок приводит книги.        Б. Не всегда.

В. Часто проявляет небережливость.                                                         Г. Всегда небережлив.

  1. Аккуратен ли дома Ваш ребенок?

А. Аккуратен всегда и во всем.                                                   В. Часто бывает неряшлив.

Б. Не всегда и не во всем.                                                            Г. Постоянно неряшлив.

4.Каково поведение ребенка дома?

А. Всегда хорошее.

Б. Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

В. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует, необходимо порой повысить голос.

Г. Постоянно ведет себя плохо, дерзит.

5.Насколько чутко,  отзывчиво Ваш ребенок относится к Вам, родителям?

А. Отзывчив, заботлив, добр.                          В. Часто проявляет грубость, эгоизм.

Б. Не всегда отзывчив, заботлив и добр.      Г. Постоянно дерзит и раздражается по любому поводу.

6.Насколько трудолюбив Ваш ребенок?

А. Любит труд, постоянно сам помогает старшим в семье.

Б. Не всегда помогает, делает то, что поручают.

В. Часто уклоняется, трудиться только под контролем.

7.Насколько проявляется скромность в отношении к родным и близким у  ребенка?

А. Всегда прост и скромен, порой даже застенчив.                                                                                 Б. Часто проявляет заносчивость, порой и хамство.

В. Не всегда, иногда проявляет заносчивость.             Г. Очень заносчив и любит хвастать.

8.Насколько самокритичен Ваш ребенок?

А. Самокритичен. Уважает мнение членов семьи, стремится учесть замечания

Б. Не всегда, не всегда и исправляется после критических замечаний.                                                         В. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.                                                                     Г. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.                                   9.Как относится к учению дома?                                                                                                                   А. Очень ответственно и добросовестно готовит домашнее задание.               Б. Не всегда.                   В. Проявляет забывчивость к выполнению домашнего задания.                                                                      Г. Не хочет выполнять домашнее задание.                                                                                                  10.Как Ваш ребенок относится к школе?                                                                                                        А. Любит свой класс, рассказывает много дома о нем.                                                                                   Б. Любит свой класс, но часто  высказывает недовольство чем- либо.                                                          В. Равнодушно.                                                    Г. Не любит, открыто выражает свое отрицание.

11.Что Вы ждете от школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Чем можете помочь в классе детям  и классному руководителю?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в анкете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.

Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.

В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Роль классного руководителя в реализации ФГОС

Презентация на тему роль классного руководителя ФГОС...