Методические рекомендации по использованию облака тегов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
презентация к уроку

Стулова Ольга Николаевна

В методических рекомендациях прописана  пошаговая технология по созданию облаков тегов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию облака тегов для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Стулова О.Н., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г. Меленки

Цели и задачи:

развитие ИКТ-компетентности педагогических работников через освоение ими технологии создания облака тегов/облака слов; 

  • развитие творческого потенциала учителя; 
  • создание условий для внедрения в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий; 
  • содействие обмену опытом учителей для повышения качества обучения.

Ожидаемые результаты:

  • повысить уровень компьютерной грамотности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; 
  • освоить онлайн ресурсы для создания облака тегов/облака слов;
  • использовать онлайн ресурсы для создания облака тегов/облака слов в педагогической деятельности (создавать учебные и дидактические материалы для работы с учащимися средствами сервисов Web 2.0) .

Используемые сетевые ресурсы:Wordle,Tagul, WordItOut, Tagxedoидр. сервисы web 2.0 для создания облака тегов.

Сегодня мы с вами совершим прогулку по... облакам, необычным облакам слов или облакам тегов.

Создание единого информационного образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС сопровождается поиском новых форм и моделей использования современных технологий с целью повышения результативности процесса обучения. Предоставляя равные возможности для всех участников образовательного процесса, единое информационно-образовательное пространство позволяет использовать возможности сети Интернет не только в условиях реализации очного образовательного процесса, но и в процессе дистанционного обучения. Кроме того, формирование такого пространства расширяет информационное поле учителя и ученика, в которое включается все большее количество оцифрованных ресурсов.В этих условиях встает вопрос о необходимости использования современных средств, одним из которых является облако слов (тегов).

Что такое облако тегов (слов) знает любой активный участник социальных сетей, а также те, кто ведет свой сайт или блог. Это гаджеты, позволяющие обработать текст и определить частотность того или иного слова, на странице в социальной сети, блоге и т.п., визуализируют список слов, чаще всего встречающихся в размещенном там тексте.Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга. Одним из первых примеров взвешенного списка английских ключевых слов является список «подсознательных файлов компьютера» в романе Дугласа Коупленда Рабы Майкрософта(1995).

Особое визуальное представление и распространение термина «облако тегов» началось в первом десятилетии 21 века. Как особенность сайтов и блогов эры Веб 2.0, использовалось, в основном, для визуализации частотного распределения ключевых слов метаданных, описывающих содержание веб-сайта и помогающих в навигации. Первые облака тегов на известных веб-сайтах появились на сайте сервиса хранения и распространения цифровых фотографий Flickr. Создателем облаков тегов был соучредитель и проектировщик Flickr Стюарт Баттерфилд в 2004 году. Эта реализация была основана на книге Джеймса ФланаганаSearchReferralZeitgeist, в котором описывается визуализация ссылок на веб-сайт. Примерно в то же время распространению облака тегов способствовали сайты Delicious и Technorati. Перенасыщение облаками тегов и двоякие чувства в отношение их полезности как помощников в навигации по веб-сайтам привели к заметному снижению их использования на сайтах-первопроходцах. Второе поколение развития программного обеспечения выявило широкий круг применения облаков тегов как основных методов визуализации текстовых данных. Также были предложены некоторые расширения для этих элементов навигации. 

ЗАДАНИЕ 1. Используя облако тегов, ответьте на вопрос: «Для чего собираем слова в облако?»

Если ВЫ хотите:

Создать рекламу прочитанной книги;

Представить информацию о себе или каком-то человеке;

Выделить основные моменты событий, открытий и пр.

Сделать открытку;

Визуализировать критерии оценивания чего-либо;

Интересно представить результаты опроса или обсуждения;

Сделать свой сайт или блог более интересным;

  • и много чего ещё ...

Со всем перечисленным отлично справится облако слов.

Использование «облака слов» позволяет:

  • упростить организацию проектной деятельности на уроке,
  • определить основную мысль, изложенную автором текста,
  • организовать «мозговой штурм»,
  • сформулировать тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать;
  • выделять наиболее важные слова в текстах;
  • использовать в качестве основы (плана) рассказа или презентации;
  • организация самостоятельной работы учащихся;
  • повысить мотивацию ребёнка к изучению предмета;
  • развивают мыслительную деятельность, речь,  память.

Использование «облака слов» позволяет в первую очередь упростить организацию проектной деятельности на уроке, определить основную мысль, изложенную автором текста, организовать «мозговой штурм», в результате которого ученик может сформулировать тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать. Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации.

С помощью сервиса можно организовать и самостоятельную работу учащихся, предложив им, например, визуализировать собственные впечатления об экскурсии, прочитанной книге или исторической эпохе. Результаты работы обсуждаются в классе с обязательным объяснением учащихся выбора той или иной формы представления облака слов, цвета и шрифта, использованных в нем.

«Облако слов» в педагогической деятельности можно использовать:

  • учителям-предметникам на своих уроках для введения новой  информации и для закрепления;
  • классным руководителям при создании праздничных презентаций, красочных коллажей;
  • создаваемые рисунки могут быть размещены на блогах и сайтах.

В настоящее время существует множество онлайн ресурсов, которые позволяют создавать всевозможные облака. Среди наиболее известных можно отметить следующие: Wordle.net, Tagxedo.com, Tagul.com, Worditout.com и ряд других.Очень многие из них поддерживают кириллицу, а также позволяют сделать ваше облако с индивидуальным дизайном.

1.www.wordle.net -это англоязычный сервис, генерирующий картинки с облаком слов, которые состоят из тех слов, на которые вы указываете. Один из самых популярных и простых сервисов генерации облаков ключевых слов.

Пошаговая  инструкция  по созданиюоблака слов.

2.Word ItOut - создает облако из текста, который вводит (копирует) пользователь. Регистрации не требуется. Цвет фона, текста и размер слов легко меняется.

Пошаговая инструкция по созданию облака слов

3.Tagul (https://tagul.com/) - веб-сервис, позволяющий создать облако слов из текста, взятого с указанного URL (адрес веб-страницы) или введенного (скопированного) пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка.Это тот сервис, который поможет вам проявить свою индивидуальность.   В галерее уже есть готовые оригинальные варианты  облака тегов. Необходима регистрация для работы на этом сервисе.

Пошаговая инструкция для cозданияоблака слов

4.Img Chefhttp://www.imagechef.com/-ресурс со многими возможностями.Сервис позволяет создавать мозаику из слов. Можно написать комментарий или стихотворение в форме сердца или других символов. Созданную мозаику можно отправить открыткой или разместить в блоге или  на сайте. Сервис довольно интересный. Многие продукты имеют сугубо декоративный характер.

Пошаговая инструкция по составлениюоблака слов.

5.Wordcloud  http://wordcloud.pagemon.net/ Девиз этого ресурса говорит сам за себя «Мы облачаем!». Ресурс с интуитивным интерфейсом. Как и многие  генераторы текстов, в первую очередь, предлагает создать облако вашего сайта, блога или интернет  страницы. 

6.Tagxedo http://www.tagxedo.com/ - это сервис для создания «облака слов» из готового текста, из слов по определенной  тематике. Созданное облако можно представить в любом виде и в любой форме,  выбор огромен, например, в форме птички, сердечка, цветка или карты Китая. Есть возможность изменения цвета, размера, положения, формы, фона и расстояния между словами. Работать не сложно,  интерфейс приятный. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора, выделяется и представляется как гиперссылка. Язык английский. Регистрация не  требуется.  

Используя Tagxedo, вы можете:

 создавать свое облако слов  в режиме реального времени;

 настроить шрифт, тему, цвет, направление, форму и точную настройку с большим количеством опций;

 сохранить полученное облако в виде изображения для печати и распространения;

 просматривать облака слов в виде миниатюр, и выбрать тот, который вы хотите для дальнейшей настройки или выбрать один из многих стандартных шрифтов;

 использовать нестандартные шрифты (например, загрузить с FontSquirrel, DaFont, FontSpace, или ваш собственный рисованный  шрифт);

 создать облако слов  в выбранной форме (сердца, звезды, животного и т.д.)  

Внимание! Для тогочтобы облако слов было видно интерактивным на вашем компьютере, необходимо установить предлагаемую программу Silverlight.

Пошаговая инструкция по составлению облака слов

7.TagCrowd  http://tagcrowd.com/(не поддерживает кириллицу) – актуален для работы с текстами на  иностранных языках.

Идеи для использования «облака слов»:

  • угадать по картинке автора и название произведения;
  • найти лишнее слово;
  • найти правильно составленные формулы химических веществ;
  • постановка темы урока;
  • основные понятия по теме.

ЗАДАНИЕ 2.

Вам предлагается создать облако слов на основе текста, который вы выберете по своему усмотрению*, используя сетевой ресурс  WordItOut.
*Это может быть текст параграфа учебника, дополнительный материал для учащихся, словарные слова, термины и т.д.

Алгоритм и пошаговая инструкция выполнения задания:

  • В поисковой строке наберите WordItOut или перейдите по данной ссылке.   
  • В главном окне ресурса выберите “Сreate” (создать).
  •  В появившееся окно вставьте текст.  
  • Нажмите кнопку “Generate” (создание) и получите готовое облако.
  • Чтобы изменить вид готового облака, воспользуйтесь кнопкой “Regenerate”(регенерировать). Её можно кликать сколько угодно раз, до тех пор, пока облако слов не примет желаемый вид.
  • Готовое облако слов сохраните как изображение, кликнув по кнопке Save, указать адрес электронной почты.

Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития  пространственного и критического мышления,  аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

РЕФЛЕКСИЯ

МК «ПРОГУЛКА ПО ОБЛАКАМ»

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Представьтесь (ФИО педагога):______________________________

  • Была ли тема МК знакома или вы узнали о ней на МК?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  • Перечислите позитивные и негативные моменты в проведении МК:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  • Оцените степень эффективности МК для Вас с точки зрения получения

новых знаний в сфере ИКТ и образовательных технологий 

новых знаний                                                             узнал(а) много нового

не получил (а)     0   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10          полезного для работы        

  •  «Свободный микрофон» (Если Вам есть ещё что сказать…):

            _________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....