«Создание условий для формирования у детей и подростков осознанного принятия национальных и гуманистических ценностей»
статья

Комендантова Екатерина Николаевна

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_gotovyy.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Свое сегодняшнее выступления я хочу начать с давно полюбившегося высказывания А.С. Макаренко: «Детей не надо воспитывать, при них надо жить правильно». Наши дети – это наше с вами отражение, отражение нашего времени, отражение своих родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Педагогическая деятельность образовательной организации сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно -образовательного  процесса  и  использование  новых  подходов  к  воспитанию  и обучению детей, а также обновлению содержания  образования на основе системы  духовно-нравственных  ценностей  и  идеалов  русского  народа  и  внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

В  Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина России подчёркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни».

Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость за прошлое своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Исторически   сложилось   так,  что   Россия   –  Родина   разных   народов, и каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы  –  одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем  заложить  в  нем  фундамент  нравственности,  патриотизма,  формируем основы самосознания и индивидуальности.

В  основе  этнокультурного  воспитания  обучающихся  должен  быть  целый  комплекс процессов:

•  приобщение  детей  к  языку,  литературе  и  истории  своего  этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

•  формирование  культуры  межнациональных  отношений,  гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Т.е.  важно  обеспечить  широкую  направленность  содержания  образовательно-воспитательного  процесса  на  ознакомление  детей  с  историей  и  культурой  родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений,  приведут  к  духовному  оскудению,  разрывам  исторической  памяти, обеднению общества в целом. Накапливание и сохранение культурных ценностей –основа развития цивилизации.

Работа в данном направлении в центре  ведется:

1) в процессе обучения;

2) во внеурочной деятельности;

3) во внешкольной деятельности, используя возможности дополнительного образования, социальных партнеров, родителей.

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на воспитанников имеет учебный материал общеобразовательных дисциплин.

Уже в начальной школе на уроках литературного чтения обогащаются детские представления об отношениях людей, о нормах и правилах жизни в обществе. Народные сказки способствуют формированию нравственных ценностей: красна девица – это умница, рукодельница, добрый молодец – смелый, сильный, честный, добрый. Знакомство с пословицами и поговорками позволяет раскрыть этические нормы жизни народа. Например: «Сделав добро- не хвались»  или «Худо тому, кто добра не делает никому»

На уроках литературы читая произведения о добре, дружбе, труде людей разных профессий, природе, защите окружающей среды, Родине, законах нашей страны дети накапливают большой объем нравственных знаний, обогащая тем самым опыт нравственного поведения.

Уроки  истории и обществознания – это особые уроки: именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Раскрыть смысл таких слов, как гражданственность, гражданин на уроках по обществознанию помогают герои исторического прошлого: Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.

Коллектив нашего центра принял активное участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия», целью которого было формирование экологического воспитания подрастающего поколения, защите окружающей среды и сбережению природного наследия. Что способствует осознанному принятию национальных и гуманистических ценностей у детей.

В рамках реализации единого урока музыки в нашем центре прошел урок, посвященный дню рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его изумительные произведения «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» знают во всем мире. Это тревожит души детей и помогает им проникнуться любовью к русской культуре.

В центре создана система работы, направленная на поэтапное, постепенное приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию родного края, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в  детях  искорку  любви  и  интереса  к  жизни  родного  народа  в  разное  историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.

 На занятии педагога дополнительного образования Федосеева Владимира Александровича «Путешествие  в  страну  русских  народных  музыкальных инструментов»  дети  окунулись  в  мир  удивительной  русской  народной  музыки, узнали много нового о народных инструментах. Ведь невозможно  представить  Россию  без  задорных  наигрышей,  веселых  плясок  и гуляний. Много музыкальных инструментов создал русский народ порой из простых бытовых предметов: например, ложки. И сейчас группа ложкарей нашего центра с удовольствием наигрывают полюбившиеся мелодии. Входя  в  мир  народной  музыки  и  инструментов,  ребенок  подсознательно  ощущает  в себе  «родные  корни»,  характерные  для  русской народной  культуры.  Звуки,  тембры, мелодии, формы пронизывают его насквозь, и он осознает, что является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. В центре стало традицией с задором, весельем, сладкими блинами, горячим чаем и множеством гостей встречать Масленицу. На празднике царит атмосфера  веселья, играет музыка, выступают гости в  праздничных одеждах, звучат народные песни и  детский смех. Дети смотрят  красочные  интересные  представления,  веселятся  от  души, принимают  участие  в  различных  конкурсах,  катаются  на  лошадях и  качелях, а коробейники угощают всех сладостями.  

С целью    развития интереса  детей  к  подвижным  играм  народов  России,  развития  силы,  ловкости, выносливости,  ответственности  за  действия  друг  друга,  формирования  честности, справедливости,  дисциплинированности,  усвоения  норм  и  ценностей  культуры народов России в начальной школе прошла неделя «Играем в национальные игры народов России»: в 1 кл. – «Веревочка под ногами», «Хромая лиса»; в 3 кл. – «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и утки»; в 4кл. – «Двенадцать палочек», «Встречный бой».

Ведь подвижные  игры  –  естественный  спутник  жизни  ребенка,  источник  радостных эмоций,  обладающий  великой  воспитательной  силой.  По  содержанию  все  народные  игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу  мысли,  способствуют  расширению  кругозора и формируют у детей осознанное принятие национальных ценностей.

В  народных  играх  много  юмора,  шуток,  задора;  движения  точны  и  образны;  часто сопровождаются  неожиданными  веселыми  моментами  заманчивыми  и  любимыми детьми  считалками,  жеребьевками,  потешками.  Они  сохраняют  свою художественную  прелесть,  эстетическое  значение  и  составляют  ценнейший неповторимый игровой русский фольклор.

С целью развития у детей интереса к русской культуре и традициям, воспитания потребности  в  добрых  делах  и  поступках  в  центре   проводятся:

-праздничный концерт посвященный «Дню Матери». Отмечать День Матери, это еще одна добрая традиция в нашем центре. В зале царит необычайно добрая, праздничная атмосфера. Мам при входе радушно встречают. Концерт, посвященный такому дню, получается особым, действительно ярким. Участники концерта поют песни, танцуют, и все это посвящается любимым мамам, которые с восхищением наблюдают за выступлениями своих чад и от души радуются.

- очень интересно прошел фестиваль детского творчества «Путешествие в страну сказок».Где ребята с большим удовольствием перевоплощались в героев сказок, переживая происходящие в них события, борясь со злом и всегда проявляя готовность прийти на помощь. Проведение таких фестивалей способствует воспитанию интереса к устному народному творчеству, развитию образного мышления, любви к русскому языку, обогащению речи, способствует приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям.

- А день добра и милосердия, посвящённый Международному дню инвалида, всегда получается особенно теплым и трогательным. В зале сказано много важных слов о дружбе, взаимопонимании и поддержке, что помогает воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи,  расширению нравственного опыта обучающихся.

В заключение хочется сказать, что воспитать гуманистические национальные ценности ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию национальной культуры обучающегося была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с обучающимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят нашим детям уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры осуществляется путемдейственного познания, через многообразие форм и методов работы с детьмии воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход помогает нам педагогам и воспитателям центра подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, безкоторой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия

Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».

Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено про...

Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков

laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....

УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТИ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Анализ поведенческих характеристик и формирующихся жизненных ценностей современных детей и подростков в свете Теории поколений, авторами которой являются американцы Н. Хоув и В. Штраус (адаптация...

Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков

quot;Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где...