Методическая разработка игры на формирование первоначальных знаний об основах бизнеса «Бизнес-город» для детей 9-15 лет, отдыхающих в ГОЛ «Алые паруса» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района
методическая разработка

Захарова Светлана Георгиевна

В современном мире сложившиеся экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому.Игра «Бизнес-город», которая регулярно проводится в ГОЛ «Алые паруса», помогает познакомиться с механизмами и законами мира экономики,создания собственного дела, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя.Проведение игры «Бизнес-город» помогает учащимся приобретать и развивать навыки, необходимые для самореализации во взрослой жизни, а также развивать свои творческие способности.

Бизнес город – это увлекательная игра в лагере в течение недели, за время которой ребята узнают, как открыть и вести собственный бизнес, как контролировать бизнес организации и как правильно распределять свои финансы для дальнейшей прибыли.

Залог успешной игры «Бизнес-город» - очень четкая и хорошо спланированная организация. Каждый педагог-вожатый должен точно знать и выполнять свои функции, а также знать, как вообще работает весь этот механизм, чтобы с легкостью ответить на любые вопросы ребенка. Мы надеемся, что наши методические рекомендации помогут вам грамотно выстроить работу своего отряда во время реализации игры «Бизнес-город».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biznes_gorod.docx124.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.4  а  тел./факс (812) 2413746

        

Безымянный 2

Методическая разработка игры на формирование первоначальных знаний об основах бизнеса «Бизнес-город» для детей 9-15 лет,

отдыхающих в ГОЛ «Алые паруса» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района

Педагог-организатор

Захарова Светлана Георгиевна

Санкт-Петербург

2020

В современном мире сложившиеся экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому.Игра «Бизнес-город», которая регулярно проводится в ГОЛ «Алые паруса», помогает познакомиться с механизмами и законами мира экономики,создания собственного дела, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя.Проведение игры «Бизнес-город» помогает учащимся приобретать и развивать навыки, необходимые для самореализации во взрослой жизни, а также развивать свои творческие способности.

Бизнес город – этоувлекательная игра в лагере в течение недели, за время которой ребята узнают, как открыть и вести собственный бизнес, как контролировать бизнес организации и как правильно распределять свои финансы для дальнейшей прибыли.

Залог успешной игры «Бизнес-город» - очень четкая и хорошо спланированная организация. Каждый педагог-вожатый должен точно знать и выполнять свои функции, а также знать, как вообще работает весь этот механизм, чтобы с легкостью ответить на любые вопросы ребенка. Мы надеемся, что наши методические рекомендации помогут вам грамотно выстроить работу своего отряда во время реализации игры «Бизнес-город».

Цель игры:формирование у учащихся первоначальных знаний об основах бизнеса и развитие умений применять имеющиеся знания из различных областей при организации бизнеса и проектной деятельности; создание условий для личностного роста учащихся в процессе организации бизнеса, проектной деятельности.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности, базовыми экономическими понятиями.

2.Способствовать развитию навыков самоуправления

3. Дать представление о составлении бизнес-плана.

4.Обеспечить возможности освоения бизнес-навыков и личностных качеств (лидерство, креативность, умение работать в команде, конструктивное преодоление конфликтов, эффективная постановка целей, публичные выступления).

5.Создать условия для межличностных отношений на основе сотрудничества, взаимоподдержки.

Во время реализации игры «Бизнес-город» используются многообразие форм работы. Такие формы работы, как круглый стол, различного рода семинары,  тренинги, конференции, экскурсии, ярмарки, мозговые штурмы предоставят членам лагеря широкое поле для самостоятельной деятельности и самореализации.

Разнообразные формы деятельности: дискуссии, конференции, работа в группах, беседы со специалистами, работа с документами, собственные социологические исследования – помогут усвоить на практике полученный материал и создадут условия для осознанного выбора профессии и дальнейшего самоопределения и социализации.

Этапы организации игры «Бизнес-город»

Первый этап. Подготовительный.

На данном этаперазрабатывается сам проект игры «Бизнес-город», намечается общий план деятельности: определяются, какие структуры будут работать в «городе», разрабатываются законы и правила, валюта «города». Вся предварительная подготовка возлагается на организаторов лагерной смены, а также на старший отряд. Старший отряд лагеря традиционно состоит из основного состава детского общественного объединения «АЛиЭН» (активные личности и энергичные наставники), и оказывает шефскую помощь с 1 по 4 отряды по организации игры «Бизнес-город».

Второй этап. Организационный.

На данном этапе создаются условия для запуска игры «Бизнес-город». Прежде всего, представители 5-го отряда направляются в другие отряды, чтобы объяснить правила игры, рассказать о том, как вообще строится механизм осуществления «Бизнес-города». На этом же этапе запускается работа таких структур города, как:

- регистрационное бюро (регистрация участников игры, выдача паспорта);

- монетный двор (выпуск валюты);

- банк (хранилище денежных средств, обмен валюты);

- лицензионное бюро (выдача лицензий на коммерческую деятельность);

- биржа труда (занимается трудоустройством горожан);

- налоговая инспекция (сбор налогов);

- санитарная инспекция (проверяет санитарные нормы);

- рекламное агентство (распространение информации о фирме);

- полиция (следит за порядком).

Каждый участник игры должен отметиться в регистрационном бюро и получить паспорт горожанина. Только зарегистрированный участник получает первоначальный капитал. Капитал можно получить в банке при наличии выданного паспорта.

Банк имеет право выдавать денежные средства. Также банк может выдавать под определенные проценты кредиты на развитие личного бизнеса. Еще одна функция банка – это обмен «иностранной валюты» на лагерные. В качестве иностранной валюты может выступать разнообразный мусор.

Важна на данном этапе и роль педагога. Ему нужно помочь ребятам погрузиться в мир бизнеса, провести обучающие мероприятия в отряде на заданную тему, разъяснить все возникающие вопросы.

На данном этапе, а также в ходе всей игры «Бизнес-город» могут проводиться обучающие семинары и бизнес-практикумы, открыта своя «Школа лидеров». В программу обучающих занятий может входить следующее:

- знакомство с миром профессий;

- изучение основ финансовой грамотности;

- тренинги по развитию лидерских качеств;

- игры на командообразование;

- мастер-классы по основам предпринимательства и права, написанию бизнес-плана;

- запуск проектов;

- деловые игры и квесты;

- знакомство с понятиями рекламы и PR;

- тренинги пофоориентации, таймменеджмента и эффективного общения.

Перечисленные обучающие мероприятия позволят учащимся освоить бизнес-навыки и развить следующие личностные качества: лидерство, креативность, умение работать в команде, конструктивное преодоление конфликтов, эффективную постановку целей, коммуникабельность – с целью их использования в дальнейшей самостоятельной жизни.

После того, как ребята зарегистрировались и получили первоначальный капитал, импредлагается объединиться в группы единомышленников и  определиться, какое дело бы они хотели открыть в рамках игры «Бизнес-город»: какой продукт или услугу они будут производить, и обосновать, насколько реален и актуален их выбор.

Примеры коммерческой деятельности, возможной для организации в рамках игры:

- выпуск частных газет, информационных листов;

- составление гороскопов;

- организация аттракционов;

- организация и распространение своей лотереи;

- организация комнаты смеха;

- фотоуслуги;

- организация пункта проката (канцтовары, пазлы, комиксы и др.);

- парикмахерские и салоны красоты;

- фитнес-залы;

- обучение вокалу;

- массажный кабинет;

- выполнение мелкой работы по заказу государства или других фирм;

- служба доставки и прочее.

Мы не ограничиваем ребят в организации своего бизнес-дела, самое главное, чтобы это было безопасно и возможно для реализации в рамках нашего лагеря.

Определившись с делом, будущие «бизнесмены» должны открыть свою фирму. Для этого, нужно создать бизнес-план и представить его в лицензинное бюро. Если бизнес-план одобряют,  участникам выдают лицензию, что дает право на осуществление коммерческой деятельности. Если план не одобряют, то участники могут либо доработать его, либо разработать другой. Лицензия имеет  свою цену. В лицензии должно быть указано: цена лицензии, название фирмы, местонахождение, ее участники, род деятельность, цена услуг, можно указать срок действия лицензии, налог на доход. Цена лицензии обычно превышает начальный капитал одного человека, поэтому ребятам нужно объединяться в группы для получения лицензии. Лицензия должна подтверждаться печатью и подписью уполномоченного служащего лицензионного бюро.Т.к. лицензия имеет определенный срок, руководитель должен вовремя ее продлевать, иначе его ждут штрафные санкции.

Как Вы уже поняли, бизнес-план – важный документ, без которого не открыть бизнес ни одному участнику.

Бизнес-план – это документ, описывающий определенную бизнес-идею и возможные пути ее реализации. Бизнес-план - это документ, отражающий основные аспекты деятельности коммерческой фирмы для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности, этапов реализации.

Участники игры в бизнес-плане должны определить основные показатели, необходимые для начала производства.

  • Во-первых, необходимо четко обозначить целевую группу потребителей и часть рынка, на которой планируется вести хозяйственную деятельность – бизнес.
  • Во-вторых, участники определяют себестоимость единицы продукции и в соответствии с ценами конкурентов определяют свою цену товара / услуги.
  • В-третьих, ребята обсуждают плановый объем производства, то есть предполагаемое количество товаров и услуг на начальном этапе, и определяют планируемую прибыль.

Конечно, бизнес-план – это большой документ и его разработка не дело пяти минут. Однако в нашей игре на данном этапе учащиеся решают первостепенные вопросы, необходимые для начала работы любой фирмы. Как правило, разрабатывается для вновь создаваемого предприятия. Помогает определить соответствие потребностям рынка и возможность получения финансовых ресурсов от инвесторов и кредиторов, предвидеть проблемы на пути успешного ведения бизнеса.

Бизнес-план должен включать следующие данные:

Общая информация:

- название проекта (например, открытие фотосалона);

- наименование фирмы (название);

- руководители фирмы, контакты (адрес, телефон);

Сведения о фирме:

-  сфера деятельности (например, фотоуслуги);

- местонахождение фирмы;

- численность персонала;

- часы работы;

- уставной капитал;

- основные потребители;

- необходимое оборудование для реализации проекта (например, фотоаппарат, лампа, компьютер).

Краткое описание проекта:

- цели и задачи проекта,

- миссия (польза для жителей города);

- финансовое обеспечение (сумма на реализацию проекта);

- ожидаемая прибыль.

Каждый получивший лицензию, в соответствии с заявленным бизнес-планом, открывает свою фирму.Важно помнить, для раскрутки начатого дела необходима хорошая реклама. Можно решить проблему своими средствами (придумать лозунг, найти свои каналы освещения), а можно обратиться к помощи рекламного агентства.

Возможно, найдутся те, кто не сможет на первых порах открыть свой бизнес, или им не хватит на это денежных средств. Тогда мы предлагаем, таким участникам обратиться на биржу труда.

Биржа труда – организация, предлагающая различные вакансии. Могут быть заранее (на подготовительном этапе) продуманы профессии, которые будут предложены  безработным. А возможно и появление новых вакансий, в которых будут нуждаться вновь появившиеся в городе предприниматели. Для этого руководители открывшихся фирм могут оставить заявку на бирже труда, указав желаемую должность и заработную плату. И сотрудники биржи подберут соответствующие кадры.На биржу труда можно обратиться также если ваше дело «прогорело» для накопления нового капитала.

3 этап. Деятельный.

После того, как участники определят свою роль в этой игре, откроют фирму или получат профессию, осуществляется сама игра. Банки выдают необходимые субсидии или кредиты, фирмы осуществляют свою коммерческую деятельность,  платят налоги, жизнь в городе «кипит». Как правило, в это время ребята все заняты и находятся на разных площадках, проконтролировать одновременно деятельность всех трудно. В этот период, педагогу-вожатому нужно быть очень внимательным и вовремя оказывать помощь в поддержании деятельности своих воспитанников. Так как, заигравшись, ребята могут нарушать установленные правила или не иметь необходимых знаний для решения той или иной проблемы.

Регулируют деятельность и поддерживают порядок в городе контролирующие организации.

Налоговая инспекция –организация,проверяющая законность и правомерность работы коммерческих организаций. Сотрудники  инспекции каждодневно обходят фирмы, проверяют наличие, правильность оформления и срок действия лицензии и собирают указанный в ней налог. При нарушениях условий работы фирмы, указанных в лицензии, налоговики могут ее даже отобрать или назначить штраф.

Санитарная инспекция (СЭС) – организация, проверяющая санитарное состояние фирмы. За нарушение санитарных норм (если грязно, беспорядок на месте организации фирмы), возможен также штраф или изъятие лицензии.

Полиция – организация, которая следит за соблюдением порядка в городе, ликвидирует правонарушения. Нарушителей штрафуют или сажают в «тюрьму» (отстранение от игры на указанный срок).

4 этап. Финальный.

На этом этапе подсчитываются вырученные средства, и подводятся итоги. Также возможно проведение аукционов, где ребята могут потратить заработанные средства.

После окончания игры необходимо провести с ребятами беседы и узнать, как они «прожили» свою игровую жизнь, чего добились, что потеряли, что запомнилось и чему научились.

Во время организации игры «Бизнес-город» каждому вожатому полезно знать игры, способствующие командообразованию и развитию лидерских качеств.  Возьмите на заметку!

Игры на сплочение и выявление лидера.

«Острова»

У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по своей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров. В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т.п.

Обязательно  стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Сумейте корректно перейти к подобным ситуациям в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кого относится к «гадким утятам» и т.п.

«Общее фото»

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок  детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Веревочный курс

Веревочный курс (ВК) – система тренинговых упражнений, условно подразделяемая на четыре блока:

- физические,

- умственные,

- психологические,

- на работу в команде.

Каждое упражнение ВК создано таким образом, чтобы участники испытали определенные трудности в его  решении.  Другими словами, каждое упражнение должно быть трудным, но преодолимым. Зачастую  наиболее  ценной  для  команды  становится  та станция, на которой ребята «застряли» дольше всего. Считается такое упражнение наиболее успешным!

Главные цели ВК – командообразование и выявление лидера. Эти цели включают в себя много других, таких как:

     - выработка стратегии группой;

     - творческий подход;

     - самовыражение;

     - честность;

     - доверительность;

     - поддержка успехов других и признание своих;

     - воодушевление других (поддержка);

     - решение проблем;

     - уверенность в себе.

Возможные задания:

«Квадрат» («Квадраты»)

НУЖНО: нарисованный 1 квадрат (3 квадрата, каждый меньше другого) на земле (для 9-10 человек: 1х1 м).

Исходные условия: все участники делятся на пары.

Задание: Необходимоуместиться всей командой на квадрате, не заступая за  края и удержаться 10 секунд.

Ограничения:

  • не заходить за границы квадрата;
  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Колодец» («Треугольник»)

НУЖНО: веревка, деревья.

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями – 2 метра. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).

Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.

Ограничения:

  • нельзя касаться веревки и пролезать под ней;
  • при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала;
  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

Примечание: внутри «треугольника» можно положить прочную палку длиной 1,5 метра, которая выдержит взрослого человека.

«Бревно» («Обрыв»)

НУЖНО: бордюр.

Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бордюр.

Задание: участникам группы необходимо поменяться местами так, чтобы первый после перемещения всех стал вновь первым.

Ограничения: выполняется молча. При касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

«Бычье сердце» («Поднос»)

НУЖНО: диск с веревочками по количеству участников в команде, пинг-понговый шарик (пластмассовая тарелка с веревочками по количеству участников в команде, дольки шоколада по количеству участников).

Исходные условия: Каждый участник должен держать диск (тарелку) за одну из веревочек одной рукой. Если используется диск, то в отверстие посередине диска нужно положить пинг-понговый шарик.

Задание: необходимо переместить диск с шариком из одного места в другое путем натяжения веревочек (съесть по кусочку шоколада, подтягивая к себе тарелку путем натяжения веревочек).

Ограничения:

  • за веревочку нельзя держать двумя руками;
  • не ослаблять натяжение веревочек;
  • упражнение выполняется молча. При нарушении условия, прохождение упражнения начинается заново.

«Магический квадрат» («Бип»)

НУЖНО: мел, сетка с маршрутом.

Исходные условия: на асфальте нарисована сетка из квадратов 10х10. Команда строится друг за другом в шеренгу, спиной к квадрату. Ближайший к квадрату пытается пройти, следующий за ним наблюдает. У ведущего лист с подобной сеткой и отмеченным маршрутом.

Задание: по очереди всей команде нужно пройти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут.

Ограничения:

  • если делается неверный шаг, звучит слово «Бип» и участник встает в конец шеренги;
  • во время выполнения задания не произносится ни слова.

«Пятнашки»

НУЖНО: картонные или деревянные листы 30*30 см (количество участников+1).

Исходные условия: построить участников в две шеренги. Каждый получает лист размером 30x30 см и встает на него. Между двумя шеренгами помещают одну свободный лист.

Задание: обе шеренги должны поменяться местами, используя свободный лист.

Ограничения:

  • количество участников должно быть четным;
  • упражнение проходит в молчании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"

Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...

Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...