Применение компьютерных технологий на уроках математики
статья

Булаева Тамара Геннадьевна

В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_avgustovskuyu_konferentsiyu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово                 Белинского района Пензенской области

ДОКЛАД

 на тему

«Применение компьютерных технологий

 на уроках математики»

Выполнила

учитель математики

 Булаева Т.Г.

2018 г.

В настоящее время одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только к кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

    Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы: 1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть  Internet  (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени) и 2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

В практической педагогике сложились приоритетные направления применения компьютера:

  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • применение информационных технологий в образовательном процессе;
  • управление образовательными учреждениями и региональными образовательными системами на основе использования информационных технологий.

Достижению этих целей в немалой степени может способствовать применение новых образовательных технологий. Они обеспечивают:

  • развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
  • радикальное изменение учебного процесса, переориентирование его в сторону развития системного мышления;
  • эффективную организацию познавательной деятельности учащихся.

Сегодня практический каждый школьник имеет компьютер у себя дома или постоянный доступ к нему в другом месте. Поэтому преподавание школьных предметов с использованием традиционных инструментов – доски и мела, уже не вызывает у них желаемого интереса к обучению. Конечно, любой учитель вправе сказать “Вот будет у меня в кабинете стоять компьютер, тогда я и пересмотрю свои способы, методы и инструменты преподавания предмета”. Однако, чтобы идти в ногу со временем, не обязательно сразу и в одночасье начинать применять компьютер на уроках как инструмент преподавания. Мы можем использовать его опосредовано, рекомендую на своих уроках школьникам воспользоваться при подготовки Д/З тем или иным электронным ресурсом. В этом случае компьютер будет выступать инструментом самостоятельного познания школьника. Естественно предлагая такую форму работы детям, учитель сам должен быть компетентен в этом вопросе, т.е. постоянно самообразовываясь в работе с компьютером и идти на шаг впереди ребенка, выступая в такой работе в роле консультанта, умеющего грамотно ответить на возникающие вопросы.

В настоящее время области применения информационных технологий при изучении математики разнообразны. Рациональное использование новых информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, лучшему усвоений знаний, формированию компьютерной культуры подростков. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организации урока.

На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Мультимедийный проектор  представляет возможность использовать компьютер  для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы, при объяснении нового материала или при его закреплении, т.е. на любых этапах урока. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень ( использование звука, показ слайда "в движении")

Применение электронных презентаций, выполненных в программе Power Point повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание.  Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т. д.

Приведу пример использования компьютерных технологий на уроках математики.

  1. Указывается тема, цель урока. («Графический способ решения систем уравнений» 9 класс)
  2. Проверка домашнего задания. («Преобразование графиков тригонометрических функций» 10 класс).
  3. Устная работа. («Интеграл» 11 класс, («Графический способ решения систем уравнений» 9 класс).
  4. Объяснение нового материала. ((«Преобразование графиков тригонометрических функций» 10 класс).
  5. Закрепление нового материала. («Компланарные вектора» 10 кл).
  6. Домашнее задание. ((«Интеграл» 11 класс).
  7. Внеклассное мероприятие «Как стать отличником», тестирование «Четырехугольники»

Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его  строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя.  Приход ЭВМ в школу способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. Есть много разных мнений о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании. Очевидно, что компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, потому они уже участвуют в процессе образования. Другими словами влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов.

И все же порой встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики и отвечающее требованиям учебника, по которым идет обучение, целям конкретного урока? Их с успехом можно создавать самим. Но тут появляется главная проблема – нехватка времени. В решении этой проблемы активными помощниками стали ученики. Во-первых, знаний, полученных на уроках информатики, достаточно, чтобы создавать презентации. Во-вторых, ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету “Информатика”, но и к математике. А в-третьих, при таком подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения преподавателя и ученика.

Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а так же и для меня. Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

При системном использовании компьютера в преподавании математики нужно учитывать следующие основные положения: Для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно. Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику использования УМК в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося.

Основная же схема использования компьютера в учебном процессе перед вами

Электронный учебник. Электронный учебник – это интерактивный мультимедийный программный продукт.

Мультимедийные учебные пособия: Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",  "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики", электронный учебник - справочник «Алгебра 7-11», электронное пособие «Интерактивная математика 5-9 кл.», «Живая геометрия», интерактивная энциклопедия «Открытая дверь в мир науки и техники»." Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников", "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функция",  Л. Боревский "Курс математики 2000", "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся.

      На уроках алгебры и начал анализа использование электронного учебника - справочника «Алгебра 7-11» прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков.

     Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе: используется нетипичная терминология, другие.

Дистанционное обучение

     В 2007 году была осуществлена государственная программа в рамах приоритетного национального проекта образования по подключению школ России к сети Интернет и одной из главных возможностей применения Интернета в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика.

     Для учителя и для обучающегося дистанционное обучение позволяет пойти курсы повышения квалификации или тематические курсы по заинтересовавшей его теме на базе выбранного им образовательного учреждения (города, область, России, мира) без отрыва от производства или учебы с получением индивидуальных консультаций “не выходя из дома”, а так же самообразование с использованием ресурсов Интернет (образовательные порталы, методические и дидактические копилки, электронные On-Line учебники, Интернет- библиотеки…).

     К примеру, на образовательной портале “Фестиваль открытых уроков”, любому учителю предлагается пройти дистанционные курсы по различным направлениям его деятельности (по предмету в том числе). Для обучающихся ВУЗы предлагают дистанционные подготовительные курсы, а так же курсы, для получения образования по выбранной теме с получением сертификатов государственного образца….

   Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. А это адреса некоторых образовательных сайтов для учителей математики:

· school. еdu. ru. - Российский образовательный портал. Этот сайт создан сотрудниками факультета педагогического образования МГУ и компании МЕДИА-ХАУЗ. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На "странице учителя" можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др.;

· zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>. Здесь можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности;

· matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями;

· school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ.

Тестирование On-Line 

    Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий..  Так, выйдя на официальный сайт  Министерства образования, посвященный ЕГЭ,  выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои  возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме.

    Наибольший интерес учителей к тестированию On-Line вызвано введением с 2009 года ЕГЭ. В связи с этим в Интернете существуют специальные сайты, посвященные ЕГЭ, на которых уже сейчас можно найти нормативно-правовую базу, задания прошлых лет и пройти репетиционный ЕГЭ в режиме реального времени.

    Такие ресурсы Интернет помогут обучающемуся самостоятельно и адекватно оценить свои силы, определить наличие пробелов в знаниях и вовремя обратиться за помощью (консультацией) к учителю или справочной литературе.

     Внедрение мультимедийных технологий способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации раскрывающей практическую значимость темы. С использованием мультимедиа проводятся различные уроки: лекции, обобщения, математические диктанты и др. Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление       (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса.         Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения, развивает интерес к предмету, организации самостоятельной работы учащихся, реализации дифференцированного подхода, развитии логического мышления и навыков самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества

Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...

применение икт на уроках математики

Как мы применяем икт на уроках? В презентации представлены примеры использования икт на уроках математики( из опыта работы)....

Применение ИКТ на уроках математики

Краткое изложение методической темы. Цели,задачи, пути реализации...

Применение ИКТ на уроках математики и информатики

Введение    Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективн...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...