"Самоподготовка, как один из способов повышения познавательной активности детей" - доклад на методическом объединении
учебно-методический материал

Виолетта Юрьевна Рудинская

В ходе выступления на методическом объединении воспитателей был поднят вопрос организации самоподготовки воспитанников, обозначены основные проблемы и даны возможные пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.docx19.31 КБ
Файл prilozhenie_k_samopodgotovke.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Самоподготовка, как один из способов повышения познавательной активности детей»

Выполнила:

воспитатель В.Ю. Рудинская

Учение, лишенное всякого интереса и

взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями

 (К.Д.Ушинский).

Подготовка домашних заданий один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – педагогически запущенные дети, а также дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные данным категориям детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Опыт работы с детьми показывает, что они включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.

   Результат самоподготовки зависит:

1.      От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

2.      От организации самоподготовки воспитателем.

 На всех этапах самоподготовки необходимо проводить работу по активизации познавательного интереса, которую можно выстроить в виде схемы:

1.Развитие познавательного интереса;

2.Стимуляция познавательного интереса;

3.Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие - потеря интереса к деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы);

4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

5.Дифференцированный подход к каждому ребёнку.

                                                           

Участие воспитателя следует направить на то, что бы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства самостоятельным выполнением домашних заданий и рациональные формы педагогической помощи, исключающие  ненужную мелочную опеку и способствующие развитию детской самостоятельности.

Самоподготовка начинается одновременно для всех учащихся группы. Этот порядок следует строго соблюдать. Надо приучить детей к тому, что в это время учебный труд для них самое главное дело.

Перед началом подготовки домашних заданий отводят время на то, чтобы дети отдохнули после школы и в спокойной обстановке смогли психологически настроиться на занятие. Если отдельные ученики группы были очень возбуждены во время прогулки, игры, то следует закончить ее не позже чем за полчаса до самоподготовки, с тем что бы дети, успокоившись, могли начать занятие. Предварительный настрой на подготовку домашних заданий  - очень важный момент, который от самого воспитателя требует также спокойствия, терпеливого отношения к детям, ровного и делового тона.

Начинать самоподготовку целесообразно  с выполнения письменных домашних заданий по русскому языку и математике. Приступая к работе, воспитатель должен быть, уверен, что дети правильно поняли домашнее задание. В случае необходимости он уточняет отдельные вопросы. Не следует начинать с того, чтобы заново подробно объяснять задание. В ряде случаев это приводит к напрасной затрате времени, а в других – отрицательно сказывается на воспитании у учащихся чувства ответственности за самостоятельное выполнение заданий.

Учение для детей – один из самых трудных видов деятельности. Это обстоятельство порождает у них нежелание заниматься учебным трудом или стремление всячески облегчить его, прибегая к помощи взрослых или своих товарищей. При организации самоподготовки воспитателю очень важно знать, каковы возможности каждого ребенка. Лишь на основе этих знаний можно рационально определить меры воспитательного воздействия. Одного ребенка надо заставить подумать и сделать самому все задание, другой нуждается лишь в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнения им домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. Вообще во время подготовки домашних заданий воспитатель работает не фронтально со всей группой, а индивидуально. В работе воспитателя не должно быть таких форм помощи, когда, стараясь помочь детям усвоить недостаточно хорошо понятный материал, он проводит занятие по типу урока, где заново объясняет тему (это запутает детей).

Во время самостоятельной работы если есть необходимость в оказании помощи:

1. Предложить повторить правило.

2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Известно, что детям требуется различное время для выполнения заданий. Воспитатель следит за тем, чтобы учащиеся не тратили времени бесполезно, а, закончив одну работу, приступали к следующей. Выполненную работу он просматривает и, если в ней есть ошибки, возвращает ученику для доработки. Но так можно поступить лишь тогда, когда воспитатель уверен, что данный ребенок с исправлением ошибок справится сам. В большинстве же случаев ученику следует показать, где надо искать ошибку, а отдельным ребятам прямо указать на нее  и помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия.  

Ежедневно на самоподготовке надо отводить определенное время для чтения вслух, а также учить детей читать про себя.    

Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяется метод устного поощрения. Оценивается деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, нужно стараться поддержать его стремление к деятельности. Если учащиеся с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.

Данные методы и приёмы позволяет разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Приложение

Приемы для побуждения познавательного интереса воспитанников:

1. Игры-загадки на формирование умения рассуждать, делать выводы.   Главной особенностью загадок является логическая задача.      1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

3. Упражнения на внимание. Управлять вниманием обучающихся можно используя обращение:

- Посмотрите внимательно на картинку…

- Обратите внимание….

- Предложить в течении 3-5 сек запомнить расположение кружочков в

   квадратах и воспроизвести их на заранее подготовленных квадратах.

- Цифровая таблица с набором цифр от1 до 25 в произвольном порядке. Нужно быстро находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25.

- Птица – не птица. На внимание и знание птиц. Задача детей внимательно  слушать и если прозвучит слово, обозначающее не птицу, то хлопать в   ладоши.

2. Игры-предположения: «Что было, если бы…», требует рассуждения, осмысления последующего действия.

4. Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут – час

- военнослужащий, стоящий на посту – постовой

- ребёнок, любящий сладкое- сладкоежка

- очень смешной фильм - комедия

5. Физкультминутка "Кнопки мозга".

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дыши, сдави изо всех сил основание ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Втянуть живот, потянуться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Замрите на 10 – 15 сек, повторить 3 раза.

6. Дидактические игры:

«Закончи предложение»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Пиджак из шерсти. Он (какой?) -  Шерстяной.

Платье из шелка. Оно …

Футболка из трикотажа. Она …

Куртка из кожи. Она …

Шуба из меха. Она …

Пальто для бабушки. Оно …

Одежда для улицы. Она…

Сапоги из резины. Они …

Косынка из ситца. Она …

Сарафан для лета. Он …

Плащ для весны. Он …

Майка для детей. Она …

Брюки для Мужчин. Они..

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый',

Лист дуба —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка ели — 

Ягоды рябины —

Памятка для воспитателей:

  1. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

  1. Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится.

  1. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

  1. Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что то подобное.

  1. Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

  1. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

  1. Помни: дети в группе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся

В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: •    Способствует более глубокому и про...

Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.

В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков....

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва                                 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...

«Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности»

       Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон ве...

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...