статья "Создание лингвистической системы"
статья

шипицына людмила анатольевна

использование ЭОТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_multimedia.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание лингвистической системы на основе технологий с использованием мультимедийных продуктов»

Шипицына Л. А.

Обучение языкам – именно та область, в которой использование ИКТ может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, её результаты, так как ИТК дают возможность для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Одним из способов оптимизации процесса обучения является использование мультимедийных продуктов. Мультимедийность – это возможность использования комплекса эффектов (текст, звук, графика, мультипликация) для представления информации одним техническим средством. Применение подобных продуктов создает условия для активизации работы школьников, формирует мотивацию учащихся к учебной деятельности, так как для юного поколения современные технологии являются неотъемлемой частью их жизни, английский является преобладающим языком в Интернете, что позволяет полнее реализовать принцип аутентичности в обучении, границы класса виртуально расширяются, открывая новые возможности для сотрудничества, общения и участия в международных проектах.  

На первоначальном этапе процесса информатизации образования учителя нашей школы освоили компьютер на уровне грамотных пользователей, пройдя курс обучения на базе нашей школы, которая являлась тьютерской площадкой ЛИ ТМО.

 Кроме этого, были пройдены курсы, посещены семинары, которые сформировали у учителей первоначальные умения использования ИКТ.

 Задачей нынешнего этапа стало использование ИКТ для решения образовательных задач в рамках традиционных учебных предметов и методов.  В нашей школе есть три компьютерных класса, мультимедийная техника, создана медиатека по предметам, а специфика нашего предмета такова, что мы можем расширить свои ресурсы, используя возможность других предметов.

Перед учителем, настроенном на использование мультимедийного компонента в своей работе, стоит множество вопросов: как выбрать действительно необходимый мультимедийный компонент, которых сейчас очень много, и как сочетать его с традиционным УМК, ведь компьютер не может носить преобладающий характер, он играет вспомогательную роль, его использование определяется общим планом урока, его дидактической целевой установкой.

Все мультимедийные компоненты мы можем разделить на две части: обучающие познавательные программы с одной стороны и создание программ учителями и учениками. Идеальным вариантом является УМК с мультимедийным приложением, где диск четко соответствует материалам УМК, что позволяет органично, логично и систематически использовать мультимедийный компонент, а книга для учителя дает рекомендации, учителю нет необходимости самому искать приемлемые формы работы. Современные издательства пересматривают выпускаемые ими УМК с точки зрения соответствия современным технологиям и создают мультимедийные приложения. Авторы учитывают психологические особенности школьников, опираются на идеи игрового и развивающего обучения, создают и используют материалы, обучающие межкультурной коммуникации, стремятся объединить возможности мультимедиа с идеями проблемного обучения. К сожалению, к нашим учебникам таких приложений нет, поэтому мы пользуемся игровыми, обучающими и тестовыми программами, электронными словарями, дисками с грамматическим материалом, подготовка к ЕГЭ. Кроме этого, существует немалое количество сайтов, посвященных преподаванию иностранных языков, где можно найти готовые уроки, тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Мы сотрудничаем с издательствами, которые проводят у нас семинары, берем их материалы для использования на уроках. Но все эти продукты имеют ряд недостатков. Отсутствует универсальность, не учитывается школьная программа, некоторые из них рассчитаны на разный уровень владения языком, отсутствует преемственность в последовательности упражнений, нет упражнений на развитие навыков устной речи.    Поэтому мы чаще используем мультимедийные презентации, которые создаются и учениками и учителями.

Несмотря на значительное продвижение компьютерных средств, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением ИКТ остается актуальной, так как использование компьютерных технологий имеет как преимущества , так и недостатки. Действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использование мультимедийных презентаций, где нужен только экран-доска, проектор и один компьютер, это дает возможность фокусировать внимание всей группы, осуществлять повтор демонстрационного материала и исключить негативное внимание компьютера на здоровье детей.

Учитель создает презентацию с учетом конкретных учеников, их возраста, способностей, уровня знаний, обучение принимает личностно-ориентированный характер. В основе презентаций лежит аутентичный материал и реальные фотографии, значит, уроки более познавательные и эмоциональные.

Ученики, создавая свои презентации, решают важные задачи: работают с аутентичной информацией, отрабатывают поисковые навыки, узнавая одну и ту же информацию из разных источников, сравнивают, выбирают, что развивает навыки критического мышления, формирует навык самообразования, расширяет общий кругозор, что повышает мотивацию к изучению языка.

Мультимедийный компонент используется на уроках, элективных курсах, во внеклассной работе: кружки, КИД.

 Учителя создают презентации для формирования языковой компетенции (обучение лексики, грамматики, фонетики), и коммуникативной (обучение аудированию, чтению, письму).

 Ученики   предпочитают страноведение, особенно свой родной город, исторический центр которого является объектом Всемирного культурного наследия. Тема СПб вынесена на элективные курсы в 9, 11 классах, ученики которых проводят виртуальные экскурсии по родному городу.

 В рамках международного проекта “Участие молодежи в сохранении и развитии Всемирного наследия” учителем нашей школы и учениками 11 классов был разработан урок “Проблемы развития экотуризма в СПб”. Дети провели анкетирование учителей, родителей, учеников, разработали новые схемы, структуры, маршруты мест культуры и отдыха для привлечения горожан и иностранных туристов для участия в региональной программе по сохранению исторической части города. Этот урок был представлен на семинаре завучей.

 Другие объекты Всемирного культурного наследия также являются темами мультимедийных презентаций: Вестминстерское аббатство и дворец в Лондоне -7 класс, вал Андриана в Англии в 6 классе, Кремль и Красная площадь в Москве в 6 классе.

В рамках Недели английского языка детям была предложена тема “Культура русских празднований в сравнении с мировыми праздниками”. Например, карнавал в Рио и Масленица в России, День Святого Валентина в западных странах и праздник влюбленных Петра и Февронии в России. Подобные виды заданий формируют социо-культурную компетенцию, информационную культуру, критическое мышление.

 Использование мультимедиа позволяет обогатить словарный запас учащихся, расширить лингвистические знания и применить их в новых областях окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Нейро-лингвистическое программирование и ролевые игры в системе обучения английскому языку

В данной статье я рассказываю об основных методах, используемых мною, в обучении английскому языку....

Создание лингвистической системы на основе мультимедийных технологий

Данная статья содержит информацию об использовании мультимедийных средств при обучении английскому языку учителями школы 349...

Презентация к статье "Создание лингвистической системы на основе мультимедийных технологий"

Данная презенация иллюстрирует положения статьи "Создание лингвистической системы на основе мультимедийных технологий"...

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования....